Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть Россию и уехать навсегда за границу, поэтесса отказалась от подобной перспективы. До революции Ахматова много путешествовала, поэтому не понаслышке имела представление о жизни в тихой и сытой Европе. И именно эти безмятежность, беспристрастность и черствость, с которыми она столкнулась заграницей, оказались для поэтессы намного страшнее, чем голодная и неустроенная жизнь в послереволюционной России.

Ахматова очень четко разделала такие понятия, как родина и государство. К первой она испытывала очень нежные чувства, преклонялась перед ней и восхищалась ее могуществом. Ко второй относилась с неприязнью, которая граничила с ненавистью, с пренебрежением и легкой издевкой. Тем не менее, когда началась Великая Отечественная война, поэтесса встала на сторону большевиков, так как понимала, что лишь они могут спасти Россию от фашистского рабства.

Оставаясь непримиримой монархисткой, Ахматова, тем не менее, продолжала писать патриотические стихи, призванные укрепить боевой дух солдат и помочь пережить все ужасы войны тем, кто остался в тылу. В июле 1941 года она опубликовала короткое четверостишие «Клятва», в котором чувствуются и сила, и боль, и вера в то, что эта война очень скоро закончится. Однако интуитивно Ахматова, видимо, вес же понимала, что бороться за победу и за свободу придется долго. Она еще не знала о том, что через несколько месяцев станет ленинградской блокадницей, однако чувствовала, что и ей, и многим другим женщинам понадобится мужество, чтобы не только выжить, но и поддержать тех, кто уходит на фронт.

Обращаясь к обычной русской женщине, матери, сестре и жене – поэтесса просит ее об одном: «Пусть боль свою в силу она переплавит». Иначе выстоять в этой кровавой и беспощадной войне будет практически невозможно. Тем не менее, Ахматова от лица всех тех, кто остался в тылу, дает обещание, которое дорогого стоит: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит!».

В этих словах нет ни грамма пафоса, так как поэтесса искренна в своих чувствах. Более того, она знает, что их разделяют тысячи других женщин, которые провожают на фронт своих мужчин, и готовы пожертвовать всем самым дорогим ради того, чтобы их близкие вернулись домой с победой.

Анализ стихотворения Пастернака “Ожившая фреска”

Стихотворение Б. Л. Пастернака “Ожившая фреска” напи­сано в марте 1944 года и впервые опубликовано 15 апреля 1944 года в газете “Литература и искусство”. Оно посвящено Сталинградской битве – переломному событию в Великой Отечественной войне. По жанру это баллада. Уже в первой строфе произведения автор создает емкий по силе художественного обобщения образ: “Ночное небо Сталин­града качалось в штукатурном саване”.

Подробнее...

Анализ стихотворения Баратынского «Элегия»

Элегия Е. А. Баратынского, начинающаяся строкой «Я посетил тебя, пленительная сень…

« написана в 1832 г. Поводом к ее написанию послужило посещение родительского имения – наиболее длительное пребывание уже зрелого поэта в Саара с осени 1832 года по зиму 1834 года, когда он был вынужден заниматься хозяйственными делами имения в связи с разделом его между братьями и сестрами.

Подробнее...

Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»

Стихотворение «Отчего» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М. А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М. А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца.

Подробнее...

Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия»

К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение «Фантазия», написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта (он пришелся на 1900 год.)

Основная тема, идея «Фантазии» – необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного состояния, вызывать различные чувства и эмоции.

Подробнее...

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя.

Подробнее...

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен»

«Как часто, пестрою толпою окружен. » – одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности.

Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1-е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия.

Подробнее...