А. Сурков, объясняя успехи советской литературы военных лет, говорил о том, что писатели были на войне «не списывателями со стороны», но людьми, подчас непосредственно участвующими в сражениях, что и позволило им «заглянуть туда, куда постороннего соглядатая солдат не допускал – в такие уголки души, куда человека с блокнотом и самопишущей ручкой бойцы не пускали, отгораживаясь от него тем самым словесным стандартом, которым он же их наградил».

Но многие поэты сами являлись на войне теми солдатами и офицерами, душу которых отражала фронтовая поэзия. Одним из таких поэтов-фронтовиков был С. Гудзенко.

Он родился в Киеве в 1922 году. В 17 лет поступил в Московский институт философии, литературы и истории. В годы Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, воевал под Москвой. Именно на войне проявилось его поэтическое дарование.

Стихотворение «Перед атакой» было написано С. Гудзенко в 1942 году. Война – это страшное явление, противное человеческому разуму и самой человеческой природе.

Именно эта мысль лежит в основе произведения. Война – это боль, смерть, страдания, страх. Это то, к чему невозможно привыкнуть.

Лирический герой говорит о войне без прикрас, искренне и правдиво, не скрывая своих чувств за нарочитой храбростью: «Ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки», «Будь проклят сорок первый год – ты, вмерзшая

в снега пехота». Стихотворение начисто лишено героического пафоса, «казенного патриотизма», в нем открыта «окопная правда» о войне. Авторское видение войны здесь, пожалуй, совпадает со взглядом на войну Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». Смерть, по мысли поэта, жестока и беспощадна, она уничтожает все и всех, не разбирая заслуг и званий:

Разрыв – и умирает друг.

И значит – смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

И этот мотив смерти проходит сквозь все произведение, становится своеобразным лейтмотивом. Об этом поэт говорит в начале стихотворения и в финале (упоминание о чужой крови). В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Строфика произведения – свободная. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («страшный час»), олицетворение («смерть проходит мимо»).

 

 

 Семен Гудзенко — Перед атакой: Стих

Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Ракеты просит небосвод
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь
чужую.

Анализ стихотворения Некрасова “Ванька”

НЕКРАСОВ считается истинно народным поэтом, много стихов он написал о крепостных крестьянах.

Это стих. начинается с о слова смешной, но написано с горькой иронией, т. к. картина грустная и печальная. Бедный Ванька седок, не имея ни гроша, решил продать единственное, что у него было-лошадь.

Подробнее...

Анализ стихотворения Блока “Там неба осветленный край”

В 1909 году Блок переживает два трагических события. Его супруга, забеременевшая от своего очередного любовника, рожает сына, которого поэт готов признать своим, однако малыш вскоре умирает. Спустя некоторое время Блок получает известие о том, что скончался его отец, с которым мать поэта развелась много лет назад. Сломленный, уставший от душевных страданий и боли, Блок принимает решение отправиться вместе с Любовью Менделеевой в заграничное путешествие, которое длится без малого полгода.

Подробнее...

Любовная лирика Некрасова

Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство.

Подробнее...

Анализ стихотворения Пушкина «Ночь»

Отношения с Амалией Ризнич, дочерью венского банкира, бывшей наполовину немкой, наполовину итальянкой, – один из самых загадочных и малоизученных эпизодов биографии Пушкина. Поэт познакомился с ней в 1823 году, когда приехал из Кишинева в Одессу, чтобы продолжить там службу. Современники описывали ее как необыкновенно красивую особу, высокую, стройную, отличавшуюся пламенными очами и длинной черной косой.

Подробнее...

Анализ стихотворения Гумилева «Девушке»

Летом 1911 года Николай Гумилев после возвращения из Парижа решил представить свою супругу Анну Ахматову дальним родственникам, проживающим в Бежецком уезде. Именно в Слепнево, родовом поместье Николая Гумилева, и было написано стихотворение «Девушке», которое он посвятил свой племяннице Елизавете Кузьминой – Караваевой.

К тому моменту родственница Гумилева уже состояла в браке, но совершенно не напоминала замужнюю женщину, обремененную домашними хлопотами.

Подробнее...

Анализ рассказа Лондона “Любовь к жизни”

Рассказ “Любовь к жизни” был написан Джеком Лондоном в 1905 году. В нем автор показал силу человеческого духа, не отступающего ни перед чем на пути к жизни. Главный герой произведения – неизвестный мужчина (мы не знаем ни его имени, ни рода занятий, ни даже возраста), бредущий через пустынные канадские земли в сторону Гудзонова залива. Брошенный своим другом Биллом посредине реки, сразу же, как только он подворачивает ногу и превращается в обузу, измученный длительным голоданием человек остается один на один с окружающим миром – пока еще не враждебным, но и не сильно помогающим в преодолении тяжелых дорожных миль.

Подробнее...