Одним из значительнейших произведений Юрия Ракши был триптих «Поле Куликово», созданный в 1980 г. Смертельно больной лейкозом художник работал над этим многоплановым произведением, которое включает в себя три части: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

Мы все знаем о Куликовской битве, которая состоялась в сентябре 1380 г. Это значительнейшее событие русской истории.

Русские войска, предводителем которых был князь Дмитрий Донской, сражались с татарским войском под предводительством Мамая. Битва была в верхнем течении реки Дон, на Куликовом поле. Результатом битвы стал разгром татарского войска.

«Проводы ополчения» — это боковая часть триптиха, другое название — «Плач жен», так говорил сам живописец. В центре композиции — женщины разного возраста. На их лицах неподдельная грусть. Они провожают своих мужей, братьев, сыновей на кровавую битву. Красивая молодая женщина обнимает ребенка. По ее виду понятно, насколько велико страдание за тех, кто отправляется на поле сражения. Эта молодая грустная красавица — сама Евдокия, жена великого князя Дмитрия. Она держится за живот — молодая женщина на сносях, рядом маленькие дети, которые, несмотря на свой возраст, чувствуют настроение взрослых. Сам художник писал в своих дневниковых записях, что сполна прочувствовал все, чем была для русского народа Куликовская битва. Постепенно в его воображении рождались все части этой грандиозной картины.

Среди провожающих — монахиня в черном одеянии. Рыдающая женщина присела, держась за голову. Все предчувствуют трагическую развязку. Много храбрых воинов падет в сражении. Пройдет совсем немного времени, и плач воеводских жен будет слышен далеко вокруг. В толпе провожающих — дети. На их лицах читается печаль. Даже совсем маленькие чувствуют горе своих матерей, робко притихли. Неслучайно женщины прижимают малышей к себе. Матери понимают, что в случае гибели мужчин, не будет никого родней и ближе, чем дети.

В повести «Задонщина», посвященной Куликовской битве, мы читаем: «Запели птицы жалостные песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым. Жена Микулы Васильевича Марья рано поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: "О Дон, Дон, быстрая река, прорыла ты каменные горы и течешь в землю Половецкую. Принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!" И жена Тимофея Волуевича Федосья тоже плакала, так причитая: "Вот уже веселие мое поникло в славном городе Москве, и уже не увижу я своего государя Тимофея Волуевича живым!" И Андреева жена Марья да Михайлова жена Аксинья на рассвете причитали: "Вот уже для нас обеих солнце померкло в славном городе Москве, домчались к нам с быстрого Дона горестные вести, неся великую печаль: повержены наши удальцы с борзых коней на суженом месте на поле Куликовом, на речке Непрядве!"» Произошло так, как и предвидели плачущие жены. Страшная битва унесла жизни близких людей. Живописец знает исход сражения. Он скорбит вместе с теми, кто изображен на полотне. В повести «Задонщина» великий князь Дмитрий Иванович спрашивает: «Сосчитайтесь, братья, скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?» И отвечает ему московский боярин, Михаил Александрович: «Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр разянских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи».

Куликовская битва — событие далекого прошлого, ведь она произошла в XIV в. Не может не заинтересовать вопрос: почему Юрий Ракша в своем творчестве обратился именно к этой теме? Возмо жно, он ощущал какую-то таинственную мистическую связь с событиями далекого прошлого. И хотел, чтобы Куликовская битва стала для окружающих чем-то осознанным и зримым. Сам художник оставил в своих записях упоминание о собственном восприятии Куликовского сражения. Он писал: «Битва на поле Куликовом, ставшая днем рождения большой Руси Московской, имеет непреходящее значение в веках. Это наше начало, наши истоки, наша гордость. И в трудные для Родины времена, в час испытаний всегда будет светить над ней гордая слава поля Куликова».

Мы видим, что проводы ополчения были в ясный солнечный день. Однако нежно-голубое небо и яркое солнце никого не радует, а только подчеркивает эфемерность настоящего. Ведь вот-вот может случиться непоправимое с самыми близкими и родными — теми, кто отправляется на сражение. Красота солнечного дня противоречит настроению плачущих женщин. Драматичность ситуации очевидна.

Несомненная заслуга живописца в том, что его великое произведение позволило зрителям словно перенестись на несколько веков назад, в 1380 г. и прочувствовать все, что было связано с Куликовской битвой. Картина кажется живой. Чем дольше на нее смотришь, тем более правдоподобными воспринимаются все детали. Вот вдалеке видны крепостные стены — они освещены ярким солнцем. Многие понимают, что в последний раз им удается видеть родной город и родные лица.

Картина имеет огромное значение, замысел ее можно с полным правом назвать великим. Она является историческим экскурсом в далекий XIV в., о котором наши современники подчас знают так мало.

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!» 5 класс

Обратимся к одному из наиболее известных полотен художника — картине «Опять двойка!», написанной Ф. Решетниковым в 1952 г. Это было время, когда страна начала оправляться от потрясений Великой Отечественной войны. Разрушенные предприятия в основном восстановлены, жизнь населения, так или иначе, вошла в налаженную колею, намечалось определенное улучшение материального положения народа по сравнению с военным лихолетьем.

Подробнее...

Сочинение-описание картины Е. Сыромятниковой «Первые зрители»

Картина Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству, создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение. Картина изображает комнату художника, в которой стоит законченное полотно и двух мальчиков, через открытое окно комнаты рассматривающих картину.

Мы видим, что автор картины «Первые зрители» изобразила немногие детали обстановки комнаты художника: стоящее у окна кресло с деревянными подлокотниками, тонкую светлую занавеску, которая отодвинута до самого края окна, свернутый под окном переносной мольберт.

Подробнее...

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» 7 класс

В данной работе хотелось бы рассмотреть картину Евгения Широкова «Друзья».

Центральное место в композиции картины занимают две фигуры — мальчик и собака. Это герои картины. И то, что два этих героя находятся в центре полотна, свидетельствует об их равноценности. Подтверждение этому можно увидеть и в названии работы Широкова— «Друзья». Мальчик сидит, скрестив ноги и опершись ладонью о пол, вторая рука его покоится на собачьей спине. На мальчике синие футболка и носки, серые брюки и сандалии. У героя картины темные блестящие волосы.

Подробнее...

Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» 7 класс

Картина, о которой пойдет речь в данной работе, называется «Конец зимы. Полдень». Она относится к поздним произведениям Юона. Написана эта картина в 1929 г. в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом.

На картине изображена деревня, сельская местность. На первый взгляд кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом появляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят последние ее дни. Об этом свидетельствуют различные детали, тонко подмеченные художником.

Подробнее...

Сочинение по картине В. Цыплакова «Мороз и солнце» 9 класс

Название картины Цыплакова «Мороз и солнце» повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:

 ...Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Подробнее...

Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» 7 класс

Картина Попова «Первый снег» решена в лаконичной манере. На ней нет разнообразия красок, преобладающие тона — желтый, серый и белый. Но при этом от картины исходит ощущение радости.

Композиционное решение картины следующее. Художником избран ракурс «сверху вниз», словно взгляд из окна одного из верхних этажей. Зрители видят уходящую вдаль и вниз заснеженную улицу, обрамленную невысокими и, судя по их виду, старинными домами желтоватого цвета.

Подробнее...