Название картины Цыплакова «Мороз и солнце» повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:

 ...Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строки:

 

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

 

На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины — неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. «Электрификация всей страны» была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20—30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.

Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней вид неются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно — ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть... Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи... Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.

Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:

 

Снег выпал только в январе

На третью ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательны ковром.

Все ярко, все бело кругом.

 

Это описание очень созвучно картине Цыплакова «Мороз и солнце». Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.

Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»:

 

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу.

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

Композиция картины Цыплакова «Мороз и солнце» достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет — белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.