Название картины Цыплакова «Мороз и солнце» повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:

 ...Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в «Евгении Онегине» есть строки:

 

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

 

На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины — неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. «Электрификация всей страны» была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20—30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.

Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней вид неются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно — ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть... Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи... Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.

Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:

 

Снег выпал только в январе

На третью ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательны ковром.

Все ярко, все бело кругом.

 

Это описание очень созвучно картине Цыплакова «Мороз и солнце». Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.

Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»:

 

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу.

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

 

Композиция картины Цыплакова «Мороз и солнце» достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет — белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.

Сочинение-описание картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой»

Многие работы Т. Назаренко — такие как «Казнь народовольцев», «Василиса Кожина», находятся в Третьяковской галерее. Однако большую художественную ценность имеют ее пейзажи, в частности «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

Сюжет картины довольно прост, но вместе с тем есть в произведении какая-то надломленная гармония. На полотне изображена развилка трех дорог. С одной стороны — группа деревьев, утопающих в снегу, скорее всего это бульвар или угол небольшого сквера.

Подробнее...

Сочинение по картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих» 9 класс

На картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих» мы видим обычный городской пейзаж, запечатленный художницей в зимнее время. Разноцветные коробки домов ступенями теснятся на небольшом пространстве; изображенная на переднем плане площадка плотно зажата строениями со всех сторон. Однако такое местоположение катка придает ему и дополнительное ощущение безопасности, изолированности от остального мира, что особенно актуально, если учитывать, что он предназначен для тех, кто только учится кататься на коньках.

Подробнее...

Сочинение по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку» 5 класс

Глядя на картину Олега Владимировича Поповича «Не взяли на рыбалку», невольно вспоминаешь иллюстрации на страницах «Веселых картинок», «Мурзилки» и других детских журналов, а также книг для детей. Это и неудивительно: О. В. Попович — известный художник-ил люстратор, работающий над оформлением изданий, предназначенных для детей. Характерный стиль изображения, живой, запоминающийся; чуточку забавный, пожалуй, в чем-то немного схожий с карикатурными изображениями.

Подробнее...

Сочинение по картине И. Шевандровой «На террасе» 8 класс

Композиция картины И. Шевандровой «На террасе» очень проста. Мы видим читающего на террасе юношу. Но на этом кажущаяся простота заканчивается. Картина создана таким образом, что окно террасы представляется окном в другой мир. Неслучайно растения, которые видны через окно террасы кажутся не обычными, а экзотическими. Ветви и листья напоминают тропические растения. Юноша увлеченно читает книгу. О чем она — мы не знаем. Остается только додумывать самим. Но какое чтение кажется интереснее всего в детстве и юности? Конечно, приключения.

Подробнее...

Сочинение-описание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

«Февральская лазурь» — полотно, в котором художник прекрасно передал радостное настроение природы в конце зимы. Сам живописец писал о природе в это время года и о том, что он отразил на картине: «В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Подробнее...

Сочинение-описание картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»

На картине «Опять двойка!» живописец запечатлел бытовую сцену: вернувшийся домой со школы мальчик сообщает своей семье о том, что он снова получил двойку.

В левом углу картины изображен сам главный герой — светловолосый мальчик лет десяти, с крайне огорченным и виноватым выражением лица. Он еще не успел раздеться, на нем пальто, ботинки, в руках портфель. Брови его сдвинуты, глаза отведены в сторону. Несомненно, он тяжело вздыхает.

Подробнее...