АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ — ГЕРОЙ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»

На первых же страницах романа перед нами предстает князь Андрей Болконский. Он один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет свое предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.

Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых.

Подробнее...

ИДЕЯ МИРА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мір», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры.

Подробнее...

ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По произведениям В. Астафьева и В. Распутина)

В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества — экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.

Темой многих произведений писателей — современников В. Распутина и В. Астафьева — является экологическая проблема.

Подробнее...

ОБЛОМОВ И ОБЛОМОВЩИНА

Обломов — это есть обломовщина!

В 1859 году вышел роман И. А. Гончарова «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Почему же именно этот роман является пиком творчества Гончарова?

Может быть, отчасти это связано с тем временем, в которое появился «Обломов». Ведь именно Гончаров с потрясающей убедительностью показал, явил нам условия, присущие тому времени и приведшие его героя к духовному краху.

Подробнее...

СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго — у него не было сил противиться своему недугу.

Подробнее...

ОНЕГИН И ПЕЧОРИН КАК ГЕРОИ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

В романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» воссоздана драматическая судьба представителей передовой дворянской интеллигенции. Духовныіі и нравственный облик современников Пушкина и Лермонтова представлен в образах Онегина и Печорина. Оба героя являются социально-историческими, реалистическими типами, обусловленными определенной общественной средой.

Роман «Евгений Онегин» был начат в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима. В образе Печорина получили свое отражение коренные особенности последекабристской эпохи. Разные исторические периоды, с которыми связаны и время написания, и время действия романов, обусловили основные различия в характерах, взглядах, поведении, отношении к людям Онегина и Печорина, а также различия в приемах создания образов этих героев. В «Евгении Онегине» нашли свое воплощение заветные думы и чувства Пушкина, размышления над современной ему жизнью, его нравственный идеал.

В «Герое нашего времени» же, по словам Белинского, «лежит современный вопрос о внутреннем человеке», то есть писатель отразил в романе повышенный интерес к внутреннему миру своего героя.

Онегин в романе является человеком, «которого убили воспитание и светская жизнь, которому все приелось». Но Печорин не такой: он не равнодушно переносит свои страдания, «бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду» (В. Белинский).    

Если в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает главного героя как представителя определенной общественной среды конца 10 — начала 20-х годов через общение с высшим обществом, то в «Герое нашего времени» Лермонтов раскрывает образ главного героя через других героев, то есть вся система персонажей романа построена так, чтобы показать Печорина с разных точек зрения. Совершенно различны и композиции романов. «Евгений Онегин» представляет собой целостную систему, а «Герои нашего времени» состоит из отдельных повестей. В «Евгении Онегине» мы можем наблюдать череду событий и целый ряд причин, которые привели Онегина к такому состоянию его души, а в «Герое нашего времени» внимание сосредоточено не на этом процессе, а на конечном итоге развития человеческой личности.

Рассмотрим, почему главные герои обоих романов являются «героями своего времени».

Воспитание Онегин получил такое же, какое получали все дети из высшего сословия в то время:

 

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

 

Это и определило его дальнейшую судьбу, он уже не смог бы стать другим человеком. Онегин вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки. Его обычный день такой же, как у остальной светской молодежи. Он живет «без цели, без трудов». В самом начале своей жизни Онегин живет, все делает только для света: читает, чтобы не показаться необразованным в глазах светских людей, беспрекословно подчиняется моде, чтобы не вызвать осуждение света («Острижен по последней моде, / как dandy лондонский одет»). Но все это приводит его лишь к трагедии — он убивает своего друга. Он не посчитался со своим сердцем, которое совсем не хотело смерти Ленского, а жил только по законам света. И если бы Онегин отказался от дуэли, свет посчитал бы его трусом и отвернулся бы от него, а этого он боялся больше всего. Мы видим, что покалечил душу и жизнь Онегина его век. Пушкинский герой — это порождение общества того времени. И вскоре, как и должно было случиться, Онегин разочаровывается во всем, его мучает пустота жизни. В настроениях своего героя поэт отражает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVII веку.

В европейской и русской философской мысли первой половины XIX века существовала идея, по которой человек родится готовым и совершенным от природы, а общество лишь его портит. Белинский выступал против этой идеи, он говорил, что человек творится не природой, а «в историческом развитии общества или даже целого человечества». Это можно отнести как к Онегину, так и к Печорину. Печорин воплощает в себе такие человеческие качества, как развитое сознание и самосознание (поэтому он в большей степени, чем Онегин, мыслитель и идеолог). Его отличает глубина и полнота чувств, восприятие себя не только как представителя данного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, стремление к самоутверждению. Но нравы общества не могли не отразиться на характере Печорина. Поступки его мелки, все действия пусты и бесплодны, несмотря на то что он живет сложной внутренней жизнью. Белинский писал: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля». Печорин постоянно задает себе вопросы о смысле жизни, все время ищет ответ, но не находит его. Он болезненно воспринимает все, что происходит вокруг него, ставит постоянно эксперименты над собой и окружающими, пытаясь понять, изменит ли его вмешательство в судьбы других людей их жизнь, но не удовлетворяет свое желание узнать это. Печорин постоянно анализирует свои поступки, чувства, мысли.

Печорин и Онегин во многом отличаются друг от друга, но, как писал Белинский, «в дорогах разница, а результат один: оба романа... без конца», то есть мы не знаем, нашел ли Печорин ответы на мучившие его вопросы, обрел ли Онегин смысл жизни и желание жить. Лермонтов и Пушкин, грустя о поколении своего времени, четко выразили все достоинства и недостатки его типичных представителей и воплотили их в своих героях.