СОРОКА ВАРВАРА (художественное описание)

Все, кто впервые приходит на занятия нашего кружка при Дворце детского и юношеского творчества, сразу же попадают под прицельный взгляд нашего «пернатого бедствия» — сороки Варвары. В зависимости от настроения и сделанных ею в результате осмотра выводов Варя может ласково похвалить новичка («Хор-р-ро-ший!»), а может и презрительно осмеять или даже клюнуть исподтишка.

Подробнее...

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой.

Подробнее...

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

А. П. Чехов — величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальный объем текста вместить такое глубокое содержание. Чехов придавал большое значение отдельным деталям описываемых событий, очень внимательно работал над языком своих произведений. Писатель замечательно знал русский язык и тонко чувствовал слово.

Лаконичны и ярки диалоги персонажей в рассказе «Хамелеон». Городовой боится гнева полицейского: «Никак беспорядок, ваше благородие!» Очумелов не считает нужным здороваться с горожанами: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? » Хрюкин тоже боится Очумелова, заикается и оправдывается: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... Вы меня извините, я человек, который работающий... Этого, ваше благородие, и в законе нет...» Очумелов чувствует себя хозяином положения и позволяет себе ругаться и повышать голос: «Гм!.. Хорошо... Я этого так не оставлю... Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня... Я ему покажу кузькину мать!.. Немедля!..»

Жители города не знают, как себя вести, и осторожничают: «Это, кажись, генерала Жигалова!» Очумелов пугается, его мгновенно бросает в пот от страха перед высшими чинами: «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» И дальше в рассказе отношение персонажей к происходящим событиям отчетливо видно по их диалогам. Собака генеральская — герои лебезят и подобострастничают, бродячая — туда ей и дорога! Лексика в диалоге меняется соответственно содержанию: речь идет о генерале — «высокие», осторожные слова (дорогая, нежная тварь), собака ничья — появляется просторечная и даже негативно окрашенная лексика (черт знает что, бродячая, истребить).

В сатирическом произведении каждая художественная деталь — на своем месте. Характеры персонажей рассказа раскрываются в их поведении, отношении друг к другу, речи. Чехов, в рассказе «Хамелеон» высмеивая подхалима Очумелова, обращает наше внимание на его речь, выдающую малообразованного, грубого человека; на его поведение — ему то жарко, то холодно от страха; на отсутствие собственного мнения (а ведь он — представитель власти и блюститель порядка). Язык улицы врывается в рассказ — просторечные слова создают атмосферу комичности происходящего, хотя Очумелову — не до смеха: его недалекий ум сверлит единственная мысль: «Как бы чего не вышло!»

Своим общечеловеческим содержанием, неукротимой ненавистью к пошлости и светлой верой в будущее, непревзойденным совершенством формы и языка произведения Чехова дороги и интересны читателю.

2 вариант

В своем раннем творчестве А. П. Чехов широко использует традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота. Также не отказывается он и от привычной для юмористической литературы бытовой тематики, прозаической будничности обстановки. Эта традиция прослеживается и в рассказе «Хамелеон».

Писатель сумел по-новому взглянуть на своих героев. Он высмеивает в рассказе беззаконие, трусость и подхалимство обывателя. В основе сюжета лежит самый обыкновенный случай: щенок укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина. Тот взывает к возмездию, потому что «этого... и в законе нет, чтоб от твари терпеть...». Шум привлекает полицейского надзирателя Очумелова, который, как и подобает служителю закона, решает выяснить суть дела.

Писатель не дает нам скучного развернутого описания случившегося. Вместо этого он обращается к диалогу, и по небольшим деталям и репликам мы гораздо ярче можем представить себе героев и суть происшествия. Так, например, о полицейском Очумелове мы можем судить по тому, как он меняется при разговоре, стоит ему только узнать, что щенок принадлежит генералу. Сначала речи его полны «праведного негодования»: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо». Но стоит кому-то высказать догадку, что щенок из псарен генерала, как Очумелов сразу же меняет и мнение о случившемся и даже свой тон: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Цуцик этакий...» А о душевных муках и переживаниях надзирателя мы узнаем из его реплик: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло...»

Использование диалога также дает автору право не высказывать свою оценку по отношению к героям рассказа, а положиться на суждения и выводы читателей.

РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)

Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин.

В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду:

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Подробнее...

ПОДВИГИ ГЕРАКЛА (по древнегреческому мифу)

Мне очень нравится древнегреческий миф о подвигах Геракла — самого популярного героя Греции.

Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. Всю жизнь его преследовала богиня Гера, жена Зевса: она была хранительницей брачных уз и поэтому возненавидела незаконнорожденного сына своего божественного супруга. Когда Геракл вырос, он выбрал путь служения богине мудрости Афине. В Дельфах оракул Аполлона устами жрицы Пифии предсказал герою, что он «обретёт великую славу и память в веках, если исполнит по повелению царя Эврисфея двенадцать великих подвигов». И Геракл решил исполнить волю богов.

Подробнее...

ПАПОРОТНИК (художественное описание)

Многие растения легли в основу самых невероятных легенд и преданий. Кто не слышал, что лишь в ночь на Ивана Купалу всего на несколько часов распускается «всем цветам цветок» — папоротник? Лишь самый смелый й отважный сумеет разыскать в нехоженой чаще удивительный цветок, который укажет своему обладателю путь к несметным сокровищам. Однако это, к сожалению, всего лишь красивая легенда, ведь на самом деле папоротники не цветут.

Подробнее...

МОИ ДОМАШНИЕ ЗАБОТЫ

Родители считают, что я — равноправный член семьи, поэтому у меня, как и у взрослых, есть домашние обязанности. Самая главная из них — это ежедневные прогулки с Миртой, нашей шотландской овчаркой. Мне нравится ходить с ней в парк, бегать и играть, учить различным командам.

Правда, после прогулки в слякотную погоду Мирту приходится купать, а это весьма трудное занятие. Но, как говорится, за удовольствие надо платить.

Подробнее...

В. М. ВАСНЕЦОВ «ТРИ ЦАРЕВНЫ ПОДЗЕМНОГО ЦАРСТВА» (сочинение по картине)

Виктор Михайлович Васнецов — русский живописец, создававший произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок и почти полностью посвятивший им свое творчество. Картина В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства» была заказана художнику С. И. Мамонтовым в качестве сказочной иллюстрации к постройке новой железной дороги на Донетчине. Для вокзала картина оказалась мала, и правление железной дороги не утвердило заказ С. И. Мамонтова, тогда он купил работу Васнецова для себя.

Подробнее...