«ГОВОРЯЩИЕ» ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества — общества лжи, лицемерия, произвола, пошлости и обывательщины. Один из оригинальных приемов, который неоднократно использовался автором для осмеяния отрицательных сторон жизни, — художественная деталь, которая заменяет многословные описания. Например, «говорящие» фамилии персонажей. Такие фамилии позволяют читателю сразу же составить некоторое представление о героях произведения.

Подробнее...

«ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ...» (по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»)

Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве и многообразии отражается в каждой строчке его произведений. Наверное, нет другого поэта, который с такой безмерной любовью и восхищением воспел бы образ русской женщины — «величавой славянки». Безграничным душевным здоровьем пышут героини стихотворений и поэм Некрасова. Одним из самых ярких женских образов выступает Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».

С искренним восхищением описывает автор русскую женщину:

Подробнее...

ЖИВОПИСНОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

С замечательными произведениями Пушкина мы знакомимся с детства.

Во многих из них поэт с восхищением описывает красоту природы. Простые, обычные картины времен года, лесов и полей, утра и вечера он наполняет яркостью, живостью, глубоким смыслом. И вот уже мы с наслаждением погружаемся в очарование пушкинских строк.

Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро».

Подробнее...

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на что не жалуется и доволен судьбой.

Подробнее...

ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД

Многие мои друзья считают, что осень — скучная и грустная пора. Небо пасмурное, часто идут дожди, на улице — грязь и слякоть, и нет возможности (а если говорить честно, то и особого желания) идти гулять.

Но я с ними не согласен. Именно осенью начинается грибная пора, курлычут в небе журавли, а воздух напоен горьковато-пряными ароматами. Все дышит спокойствием и умиротворением. Листва на деревьях и кустах постепенно меняет оттенки с изумрудно-зеленых на золотисто-желтые и багряные.

Подробнее...

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

А. П. Чехов — величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальный объем текста вместить такое глубокое содержание. Чехов придавал большое значение отдельным деталям описываемых событий, очень внимательно работал над языком своих произведений. Писатель замечательно знал русский язык и тонко чувствовал слово.

Лаконичны и ярки диалоги персонажей в рассказе «Хамелеон». Городовой боится гнева полицейского: «Никак беспорядок, ваше благородие!» Очумелов не считает нужным здороваться с горожанами: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? » Хрюкин тоже боится Очумелова, заикается и оправдывается: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... Вы меня извините, я человек, который работающий... Этого, ваше благородие, и в законе нет...» Очумелов чувствует себя хозяином положения и позволяет себе ругаться и повышать голос: «Гм!.. Хорошо... Я этого так не оставлю... Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня... Я ему покажу кузькину мать!.. Немедля!..»

Жители города не знают, как себя вести, и осторожничают: «Это, кажись, генерала Жигалова!» Очумелов пугается, его мгновенно бросает в пот от страха перед высшими чинами: «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» И дальше в рассказе отношение персонажей к происходящим событиям отчетливо видно по их диалогам. Собака генеральская — герои лебезят и подобострастничают, бродячая — туда ей и дорога! Лексика в диалоге меняется соответственно содержанию: речь идет о генерале — «высокие», осторожные слова (дорогая, нежная тварь), собака ничья — появляется просторечная и даже негативно окрашенная лексика (черт знает что, бродячая, истребить).

В сатирическом произведении каждая художественная деталь — на своем месте. Характеры персонажей рассказа раскрываются в их поведении, отношении друг к другу, речи. Чехов, в рассказе «Хамелеон» высмеивая подхалима Очумелова, обращает наше внимание на его речь, выдающую малообразованного, грубого человека; на его поведение — ему то жарко, то холодно от страха; на отсутствие собственного мнения (а ведь он — представитель власти и блюститель порядка). Язык улицы врывается в рассказ — просторечные слова создают атмосферу комичности происходящего, хотя Очумелову — не до смеха: его недалекий ум сверлит единственная мысль: «Как бы чего не вышло!»

Своим общечеловеческим содержанием, неукротимой ненавистью к пошлости и светлой верой в будущее, непревзойденным совершенством формы и языка произведения Чехова дороги и интересны читателю.

2 вариант

В своем раннем творчестве А. П. Чехов широко использует традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота. Также не отказывается он и от привычной для юмористической литературы бытовой тематики, прозаической будничности обстановки. Эта традиция прослеживается и в рассказе «Хамелеон».

Писатель сумел по-новому взглянуть на своих героев. Он высмеивает в рассказе беззаконие, трусость и подхалимство обывателя. В основе сюжета лежит самый обыкновенный случай: щенок укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина. Тот взывает к возмездию, потому что «этого... и в законе нет, чтоб от твари терпеть...». Шум привлекает полицейского надзирателя Очумелова, который, как и подобает служителю закона, решает выяснить суть дела.

Писатель не дает нам скучного развернутого описания случившегося. Вместо этого он обращается к диалогу, и по небольшим деталям и репликам мы гораздо ярче можем представить себе героев и суть происшествия. Так, например, о полицейском Очумелове мы можем судить по тому, как он меняется при разговоре, стоит ему только узнать, что щенок принадлежит генералу. Сначала речи его полны «праведного негодования»: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо». Но стоит кому-то высказать догадку, что щенок из псарен генерала, как Очумелов сразу же меняет и мнение о случившемся и даже свой тон: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Цуцик этакий...» А о душевных муках и переживаниях надзирателя мы узнаем из его реплик: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло...»

Использование диалога также дает автору право не высказывать свою оценку по отношению к героям рассказа, а положиться на суждения и выводы читателей.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА «ЦВЕТОК» И «ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ...»

Стихотворение А. С. Пушкина «Цветок» — о любви, о жизни, о судьбе человека. На создание этого произведения автора натолкнул небольшой высохший цветок, случайно замеченный им среди страниц какой-то книги. Цветок был кем-то когда-то сорван — наверное, для любимой или любимого. И была улыбка, и было счастье, и была молодость. Но все когда-то проходит — и хорошее, и плохое. Лирический герой задумывается

о быстротечности бытия, о том, что человек уходит из жизни, но солнце продолжает сиять по-прежнему, и жизнь продолжается.

Подробнее...

ЗНАНИЯ ЗА ПЛЕЧАМИ НЕ НОСИТЬ

Тема этого сочинения побудила меня задуматься над тем, зачем человеку вообще нужны знания. Ведь с самого рождения и до глубокой старости мы учимся: сначала ходить и говорить, читать и писать. Потам осваиваем более сложные знания: четыре основных действия арифметики сменяют интегралы и логарифмы, сказки — серьезные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Булгакова, М. Шолохова. Помимо школьной программы, огромный пласт информации мы усваиваем опосредованно: читая книги и прессу, слушая радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями и знакомыми и даже просто наблюдая за поведением других людей.

Подробнее...