МИФ ДРЕВНИХ СЛАВЯН О СОЛНЦЕ

Мифология древних славян складывалась из их верований и представлений об окружающем мире: человеке, природе, космосе. Как и другие народы, славяне обожествляли и одухотворяли природу, то есть верили в то, что все кругом живет, чувствует, понимает, имеет свои желания,

борется за своё существование. Особо почитали славяне бога солнца Ярила, который покровительствовал расцвету природы, любви, плодородию.

Подробнее...

МИР ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. А. БЛОКА

Многие мои друзья считают, что чтение стихов — неинтересное, «девчоночье» занятие.

Но я с ними не согласен. Ведь именно поэты помогают нам видеть окружающий мир по-новому, свежо, замечать необычное в привычных, обыденных вещах.

Я очень люблю стихотворения А. А. Блока. Многие из них великий русский поэт посвятил красоте родной природы:

Подробнее...

УТРО ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Еще лежа в постели я понял, что сегодняшнее утро — особенное. Об этом мне сказало пение птиц за окном — радостное, звонкое, задорное. Прогнав остатки сна, я вскочил и выглянул на улицу. А там словно сказочный волшебник рассыпал драгоценные жемчужины: в траве, на листьях, скамейках, качелях играют всеми цветами радуги прозрачные капли. Оказывается, ночью прошел дождь. В лужах, как в зеркалах, отражаются нарядные деревья, яркие цветы, умытые дома.

Подробнее...

ТРУДНОСТИ ВОЕННЫХ ЛЕТ (по стихотворениям А. А. Ахматовой, К. М. Симонова и С. С. Орлова)

Сколько трагических страниц было записано в Книге Памяти нашего народа в XX столетии! И, пожалуй, наиболее трагическими являются страницы Великой Отечественной войны. Четыре года страданий, четыре страшных года, унесших жизни миллионов невинных людей. Четыре года голода, холода, предательства, постоянного страха смерти. Четыре года ненависти. Четыре года войны.

Ненависти к тем, кто, ослепленный жаждой наживы и власти, посягнул на самое святое — человеческую жизнь, к тем, кто затопил слезами и кровью многострадальную нашу землю. Любви к родной земле, родине:

Подробнее...

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»

А. П. Чехов — величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальный объем текста вместить такое глубокое содержание. Чехов придавал большое значение отдельным деталям описываемых событий, очень внимательно работал над языком своих произведений. Писатель замечательно знал русский язык и тонко чувствовал слово.

Лаконичны и ярки диалоги персонажей в рассказе «Хамелеон». Городовой боится гнева полицейского: «Никак беспорядок, ваше благородие!» Очумелов не считает нужным здороваться с горожанами: «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? » Хрюкин тоже боится Очумелова, заикается и оправдывается: «Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... Вы меня извините, я человек, который работающий... Этого, ваше благородие, и в законе нет...» Очумелов чувствует себя хозяином положения и позволяет себе ругаться и повышать голос: «Гм!.. Хорошо... Я этого так не оставлю... Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня... Я ему покажу кузькину мать!.. Немедля!..»

Жители города не знают, как себя вести, и осторожничают: «Это, кажись, генерала Жигалова!» Очумелов пугается, его мгновенно бросает в пот от страха перед высшими чинами: «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!» И дальше в рассказе отношение персонажей к происходящим событиям отчетливо видно по их диалогам. Собака генеральская — герои лебезят и подобострастничают, бродячая — туда ей и дорога! Лексика в диалоге меняется соответственно содержанию: речь идет о генерале — «высокие», осторожные слова (дорогая, нежная тварь), собака ничья — появляется просторечная и даже негативно окрашенная лексика (черт знает что, бродячая, истребить).

В сатирическом произведении каждая художественная деталь — на своем месте. Характеры персонажей рассказа раскрываются в их поведении, отношении друг к другу, речи. Чехов, в рассказе «Хамелеон» высмеивая подхалима Очумелова, обращает наше внимание на его речь, выдающую малообразованного, грубого человека; на его поведение — ему то жарко, то холодно от страха; на отсутствие собственного мнения (а ведь он — представитель власти и блюститель порядка). Язык улицы врывается в рассказ — просторечные слова создают атмосферу комичности происходящего, хотя Очумелову — не до смеха: его недалекий ум сверлит единственная мысль: «Как бы чего не вышло!»

Своим общечеловеческим содержанием, неукротимой ненавистью к пошлости и светлой верой в будущее, непревзойденным совершенством формы и языка произведения Чехова дороги и интересны читателю.

2 вариант

В своем раннем творчестве А. П. Чехов широко использует традиционные формы рассказа-сценки и рассказа-анекдота. Также не отказывается он и от привычной для юмористической литературы бытовой тематики, прозаической будничности обстановки. Эта традиция прослеживается и в рассказе «Хамелеон».

Писатель сумел по-новому взглянуть на своих героев. Он высмеивает в рассказе беззаконие, трусость и подхалимство обывателя. В основе сюжета лежит самый обыкновенный случай: щенок укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина. Тот взывает к возмездию, потому что «этого... и в законе нет, чтоб от твари терпеть...». Шум привлекает полицейского надзирателя Очумелова, который, как и подобает служителю закона, решает выяснить суть дела.

Писатель не дает нам скучного развернутого описания случившегося. Вместо этого он обращается к диалогу, и по небольшим деталям и репликам мы гораздо ярче можем представить себе героев и суть происшествия. Так, например, о полицейском Очумелове мы можем судить по тому, как он меняется при разговоре, стоит ему только узнать, что щенок принадлежит генералу. Сначала речи его полны «праведного негодования»: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо». Но стоит кому-то высказать догадку, что щенок из псарен генерала, как Очумелов сразу же меняет и мнение о случившемся и даже свой тон: «Так это ихняя собачка? Очень рад... Шустрая такая... Цап этого за палец! Ха-ха-ха... Цуцик этакий...» А о душевных муках и переживаниях надзирателя мы узнаем из его реплик: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас как жарко!», «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло...»

Использование диалога также дает автору право не высказывать свою оценку по отношению к героям рассказа, а положиться на суждения и выводы читателей.

ИДЕЯ ДОБРОТЫ И ЧУТКОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ»

В центре рассказа И. А. Бунина «Цифры» — непростые отношения между взрослыми и детьми. Это произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства.

Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: «Уж очень не хотелось мне идти в город», «Придет полицейский и арестует», «Вредно, не полагается баловать детей».

Подробнее...

ВНУТРЕННИЙ МИР МАЛЕНЬКОГО ГЕРОЯ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ЦИФРЫ»

Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа — живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже.

Ребенок каждый день, каждый час, познавая мир, совершает открытия. Вот мальчик вдруг обнаруживает, что солнечные блики на стене его комнаты похожи на причудливые фигурки каких-то сказочных гномиков. А вот утром малыш просыпается с новой мечтой, которая захватывает всю его душу: иметь цветные карандаши, которыми можно писать цифры! Но взрослые ледяным тоном говорят ему, что сегодня — царский день (праздник царской семьи), и все магазины закрыты. Но это неправда, ленивым и неповоротливым взрослым просто не хотелось выходить на улицу.

Но мальчику сейчас и немедленно хочется начать писать цифры! Взрослые забыли, что сами когда-то были детьми и так же горели от нетерпения получить что-то именно сейчас и ни днем позже. Они потом почувствовали, что поступили неправильно, но признавать свою ошибку не хотели.

Всего этого не мог, конечно, понять ребенок. Мальчику так хотелось научиться писать цифры, что он уже не мог сдерживать своего нетерпения. Дети не умеют притворяться и кривить душой. Все их чувства и эмоции на виду. Ребенок не может совладать с нахлынувшими на него чувствами: «радость, смешанная с нетерпением», все больше и больше овладевает им.

Он подпрыгивал, бил изо всей силы ногами в пол, звонко вскрикивал. Ему казалось, что «жизнь со всего размаха ударила» его «тупым ножом обиды», и он «закатился бешеным криком боли, призывом на помощь». Взрослые (мама, бабушка, дядя) считали своей обязанностью пресечь дурные наклонности мальчика, призвать к послушанию, заставить его смириться. Мальчик обиделся, и на него не действовали никакие увещевания.

И только когда взрослые увидели, сколько счастья и радости приносит мальчику все новое и неизведанное, они пожалели, что так с ним поступили: «И какой радостью засияли твои глаза! Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть! И как жадно ловил ты каждое мое слово! Глубоко дыша от волнения, поминутно слюнявя огрызок карандаша, с каким старанием налегал ты на стол грудью и крутил головой, выводя таинственные, полные какого-то божественного значения черточки!» Только ребенок может так искренне и непосредственно радоваться!

Теперь уже и взрослые наслаждались радостью ребенка, которой чуть было его не лишили.

2 вариант

В своем рассказе «Цифры» И. А. Бунин мастерски раскрывает перед нами хрупкий внутренний мир ребенка.

Произведение строится как обращение к близкому человеку. Дядя вспоминает о дне, когда между ним и его любимым племянником произошла ссора.

На мой взгляд, в этом конфликте нет правых и виноватых. Со временем взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. А ведь в детстве мир воспринимается совсем по-другому. Дети не умеют еще подчинять свои поступки рассудку. Они все чувствуют душой, сердцем, в их жизни все зависит от эмоций. «Перестрадав свое горе», сердце малыша возвращается к пленительной мечте, и он забывает и свою обиду, и твердое намерение никогда больше не любить дядю. И. А. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность ребенка, его энергию, любознательность.

Однажды мальчик проснулся с новой мечтой, которая захватила его полностью. Для него открывались «неизведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши — непременно цветные! — и выучиться читать, рисовать и писать цифры». И он хотел все это «сразу в один день», как это почти всегда и бывает с маленькими детьми, а ему в этом отказали. И он смирился, но сердце его «буйствовало».

Дети не умеют притворяться, все их чувства и эмоции на виду. «Радость, смешанная с нетерпением », охватила мальчика, но его неуемная энергия раздражает взрослых. Они считают своей обязанностью присмирить мальчика, не задумываясь, что своей холодностью они вносят дисгармонию в таинственный процесс познания мира.

В рассказе И. А. Бунина «Цифры» мы находим тонкий анализ детской психологии, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Все это говорит о глубоком понимании автором природы детей и взрослых.

Писатель приводит нас к выводу, как важно понять, что делает ребенка счастливым, а не применять в процессе воспитания давление и усмирение детских порывов к познанию мира.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ (по роману Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»)

Завоевательные войны и колониальные грабежи Жюль Верн считал наибольшей опасностью, угрожающей мирному развитию народов. В романе «Пятнадцатилетний капитан» он рассказывает о том, как жестоко притесняют местное население колонизаторы-работорговцы.

Невероятные приключения и испытания выпадают на долю героев романа — Дика Сэнда, миссис Уэлдон, ее сына Джека и кузена Бенедикта и пяти негров — Тома, Бета, Остина, Геркулеса и Актеона, которых команда «Пилигрима» спасла с тонущего судна.

Подробнее...