СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ (по рассказам А. П. Чехова)

Мне очень нравится читать рассказы А. П. Чехова. Они смешны, остроумны, поучительны. В них правдиво отображены особенности жизни русского общества и те негативные явления, которые волновали автора.

Не прибегая к нравоучениям, Чехов метко высмеивает человеческие пороки и недостатки. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух друзей детства. Один из них, Порфирий, — бедный и неустроенный в жизни коллежский асессор, другой, Михаил, — богатый и влиятельный тайный советник, дослужившийся до высоких наград.

Подробнее...

КАНАРЕЙКА ЛЮСЯ (художественное описание)

Прыг-скок, прыг-скок. «Фью-и! Фью-и!» Это Люся, наша канарейка — желтенькая, как солнышко. Люся — любимица в нашей семье: «Люсеньке семечку» (это папа), «Люсеньке яблочко» (это мама), «Люське зернышек и водички» (а это я). У нас с канарейкой дружеские отношения: я за ней ухаживаю, а она мне поет свои веселые песенки. Иногда мы с ней пересвистываемся, и Люся старается повторить за мной простые мелодии.

Прыг-скок, прыг-скок, с жердочки на жердочку, головка набок, глаза блестят. «Что это вы там делаете? А про меня не забыли?» — щебечет наша солнечная птичка. Хорошо, когда Люся поет — будто весна наступила.

«ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ» (по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога»)

«Железная дорога» — одно из самых насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт обратился к одной из наиболее острых общественных проблем — роли капитализма в развитии России. Он откликнулся на пореформенные изменения в жизни страны. Строительство железных дорог в то время было новым и очень прибыльным делом. Важные правительственные чиновники передавали строительство купцам-подрядчикам, получая от них крупные взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно эксплуатировали рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки.

Подробнее...

ТАНЕЦ ОСЕННЕЙ ЛИСТВЫ

Какая необычная осень в этом году! До самого конца сентября было тепло и солнечно, и деревья стояли зеленые. А потом вдруг резко похолодало, и буквально за неделю невидимый художник залил яркими осенними красками шевелюры кленов, осин, берез... Золотые, багряные, розовые, желто-зеленые — куда ни глянь, всюду тебя встречает трепещущий калейдоскоп красок!

И вот, словно дождавшись желанного разрешения, веселый ветер проказливым щенком набрасывается на все это разноцветное великолепие.

Подробнее...

ПЕРСОНАЖИ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» — замечательное произведение, в котором рассказывается о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши, в годы Отечественной войны.

Автор описывает Настю как трудолюбивую и ласковую девочку, которую односельчане называли Золотой Курочкой. Её волосы «отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки». Митраша же был маленький, но плотный — «мужичок в мешочке», и с такой же россыпью золотых веснушек.

Подробнее...

КАК Я ПОМОГАЛ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Зимой птицам очень трудно добывать корм: вся земля покрыта толстым слоем снега, деревья и кусты стоят с голыми ветками. Но в наших силах помочь этим замечательным созданиям, надо только проявить желание и смекалку. О трудностях жизни птиц в холодное время года я узнал от папы и тут же загорелся идеей открыть «столовую» для пернатых друзей. Не откладывая дело в долгий ящик, мы с родителями в ближайшую субботу отправились на рынок, где купили целое ведро зерна: пшеницы, овса, ячменя, конопли, ржи и подсолнечных семечек.

Подробнее...

ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по былине «Вольга и Минула Селянинович»)

Былины — произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (поэтическая правда) и преувеличение. Но главное — ив киевских, и в социально-бытовых былинах присутствует высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.

Одна из лучших русских былин — о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой и олицетворяющем трудовой русский народ.

Подробнее...

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»

Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы в духовной жизни человека.

Произведение было написано в неволе — это воспоминания о том, что стало для Лермонтова недоступным. Поэт чувствовал разлад с окружающим миром, он находился в постоянных мучительных раздумьях о возможности счастья на земле.

Поэт слышит «таинственную сагу», а сагу произносят тихим загадочным голосом, чтобы донести давние события. У поэта обострен слух, он напряжен, а значит, неспокоен, и полного слияния с природой не происходит. Если не на земле постичь счастье — то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием — еще так много надо сказать.

Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, золотого утреннего часа, «когда волнуется желтеющая нива», кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ. Лермонтову нравятся приглушенные звуки: «свежий лес шумит при звуке ветерка», «... ключ... лепечет».

Краски природы чистые и нежные: малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, золотое утро, серебристый ландыш.

Эмоциональные эпитеты соотносятся с общей картиной: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Поэт соединяет разновременные явления для создания картины идеальной красоты, и каждый раз при чтении стихотворения это беспокоит и не дает наслаждаться идиллической картиной. В реальной жизни цветущий ландыш и желтеющую ниву наблюдать невозможно, эти явления природы происходят в разные времена года — весной и осенью.

Непонятно, ошибка ли это поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

Красота и гармония царят в этом стихотворении. Благодаря ярким, красочным эпитетам перед нами предстает очень выразительная картина русской природы.

2 вариант

М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения — гениальный преемник А. С. Пушкина.

В. Г. Белинский писал про него: «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов».

В творчестве М. Ю. Лермонтова звучат мотивы одиночества, изгнанничества, сомнения, отрицания. Но так же поэт обращается и к пейзажной лирике, находит утешение в единении с природой.

Перечитывая внимательно лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечаешь, что чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает лирического героя наедине с природой.

Но пейзажная лирика М. Лермонтова затрагивает еще одну тему — роль природы в духовной жизни человека. Очень ярко выражен этот мотив в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...».

Лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа»:

Когда росой обрызганный душистой...

... Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой.

 

Для создания картины, полной красоты и гармонии, автор использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, мирный край, румяный вечер, ландыш серебристый. Стихотворение кажется простым и понятным.

Это впечатление во многом обусловлено четкостью его построения. Три первых строфы начинаются словом «когда», а заключительная — словом «тогда». Мы видим здесь определенную последовательность действий.

Природа находится в постоянном движении («волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ играет по оврагу»), а следовательно, и в постоянном обновлении.

Наблюдая за этими явлениями, лирический герой открывает для себя мир красоты и гармонии, где властвует закон жизни. И это помогает ему духовно возродиться:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Единение с природой дарит человеку счастье. Но идиллическая картина в стихотворении М. Ю. Лермонтова заставляет задуматься, а возможна ли та

кая полная гармония в реальной жизни, или она подвластна лишь мечтам?