КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»

Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы в духовной жизни человека.

Произведение было написано в неволе — это воспоминания о том, что стало для Лермонтова недоступным. Поэт чувствовал разлад с окружающим миром, он находился в постоянных мучительных раздумьях о возможности счастья на земле.

Поэт слышит «таинственную сагу», а сагу произносят тихим загадочным голосом, чтобы донести давние события. У поэта обострен слух, он напряжен, а значит, неспокоен, и полного слияния с природой не происходит. Если не на земле постичь счастье — то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием — еще так много надо сказать.

Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, золотого утреннего часа, «когда волнуется желтеющая нива», кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ. Лермонтову нравятся приглушенные звуки: «свежий лес шумит при звуке ветерка», «... ключ... лепечет».

Краски природы чистые и нежные: малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, золотое утро, серебристый ландыш.

Эмоциональные эпитеты соотносятся с общей картиной: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Поэт соединяет разновременные явления для создания картины идеальной красоты, и каждый раз при чтении стихотворения это беспокоит и не дает наслаждаться идиллической картиной. В реальной жизни цветущий ландыш и желтеющую ниву наблюдать невозможно, эти явления природы происходят в разные времена года — весной и осенью.

Непонятно, ошибка ли это поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

Красота и гармония царят в этом стихотворении. Благодаря ярким, красочным эпитетам перед нами предстает очень выразительная картина русской природы.

2 вариант

М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения — гениальный преемник А. С. Пушкина.

В. Г. Белинский писал про него: «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов».

В творчестве М. Ю. Лермонтова звучат мотивы одиночества, изгнанничества, сомнения, отрицания. Но так же поэт обращается и к пейзажной лирике, находит утешение в единении с природой.

Перечитывая внимательно лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечаешь, что чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает лирического героя наедине с природой.

Но пейзажная лирика М. Лермонтова затрагивает еще одну тему — роль природы в духовной жизни человека. Очень ярко выражен этот мотив в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...».

Лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа»:

Когда росой обрызганный душистой...

... Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой.

 

Для создания картины, полной красоты и гармонии, автор использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, мирный край, румяный вечер, ландыш серебристый. Стихотворение кажется простым и понятным.

Это впечатление во многом обусловлено четкостью его построения. Три первых строфы начинаются словом «когда», а заключительная — словом «тогда». Мы видим здесь определенную последовательность действий.

Природа находится в постоянном движении («волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ играет по оврагу»), а следовательно, и в постоянном обновлении.

Наблюдая за этими явлениями, лирический герой открывает для себя мир красоты и гармонии, где властвует закон жизни. И это помогает ему духовно возродиться:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Единение с природой дарит человеку счастье. Но идиллическая картина в стихотворении М. Ю. Лермонтова заставляет задуматься, а возможна ли та

кая полная гармония в реальной жизни, или она подвластна лишь мечтам?

УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ПОДАРКИ

Правильно делать подарки — это настоящее искусство. В русском языке есть даже такое слово — «даритель». Оно обозначало человека, который приносит что-то в дар, не требуя ничего взамен. Например, можем вспомнить, как у поэта Михалкова дядя Степа спас тонущего ученика, говоря другими словами — подарил ему жизнь. А в ответ на предложение «попросить, что угодно», сказал:

Мне не надо ничего,

Я задаром спас его.

Подробнее...

ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОПЕРЕЖИВАНИЯ В РАССКАЗЕ А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

А. П. Платонов писал о себе: «...исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце... Человек каменный, еле зеленеющий мир превращает в чудо и свободу. Мир становится призраком, а человек постоянной и твердой ценностью...» Именно человек был объектом пристального внимания А. П. Платонова, с его чувствами и переживаниями.

Сопереживал людям и Юшка — герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Детям, которые обижали его, он говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..» Юшка верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его. Народ «меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое», — говорил Юшка и не спорил понапрасну с людьми. Но люди были злые и жестокие.

Юшка сопереживал всему живому: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них... он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков...» И тогда «на душе у Юшки было легко».

Но больше всего Юшка сопереживал (и не считал это подвигом или чем-то из ряда вон выходящим) девочке-сироте, которую он отдал в хорошую семью в Москве, а потом — в школу с пансионом. Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она училась. Деньги он откладывал целый год, экономя на еде и одежде. Юшка был болен чахоткой.

Однажды повстречался ему веселый прохожий. Возмутившись тем, что Юшка осмелился ему перечить, он зло толкнул его в грудь. Юшка упал и больше не поднялся.

Но с его смертью умение сопереживать не пропало — оно передалось девушке, которая выучилась благодаря ему и «стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд».

2 вариант

В каждом человеке заложены зерна любви и добра, и только мы способны вырастить из них прекрасные цветы или же уничтожить. Есть люди, которым неведомы злость и ненависть. Они принимают мир таким, каков он есть, и уверены, что жизнь прекрасна, а каждый человек является ценностью. Таким предстает перед нами и Юшка — главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова.

Юшка работал помощником у кузнеца. Был он «мал ростом и худ», а в глазах его «всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Кротость этого странного человека люди принимали за глупость, а его непохожесть на них — за стремление выделиться. Дети толкали и били его, стараясь разозлить, но Юшка не отвечал на их злобу, потому что «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они... не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». На издевательства взрослых он тоже отвечал молчанием, а они, унижая его, выплескивали накопившуюся в них злость. Юшка обладал редким даром любви. Его сердце было чистым и открытым для всякого живого существа: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

Отказывая себе даже в самом необходимом, Юшка копил деньги, чтобы помочь девочке-сироте. Наверное, она была единственной из всех людей, кто увидел свет его души и ответил ему такой же сильной любовью. И добро Юшки не исчезло вместе с его смертью. Те зерна любви и сострадания, которые он своим душевным теплом посеял и взрастил в душе приемной дочери, принесли свои плоды. Девушка остается в деревне, чтобы лечить больных, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

В своем рассказе А. П. Платонов утверждает идею любви, добра и сопереживания. Ведь эти чувства облагораживают человеческую душу и помогают делать наш мир прекрасным.

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ

Говорят, что в мире существует более двух тысяч профессий. И это чудесно! Ведь каждый может выбрать себе будущую профессию, исходя из своих способностей и возможностей. Хотя принять такое решение довольно трудно.

Каковы главные причины выбора будущей профессии? Во-первых, она должна быть интересной. Захватывающее занятие, которое действительно приносит удовольствие, — это одна из составляющих человеческого счастья. Также нужно учесть необходимость зарабатывать на жизнь: принесет ли будущая профессия вам желаемый доход. Я уже сейчас задумываюсь о том, кем хочу стать в будущем.

Подробнее...

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Мне кажется, что многие выдающиеся писатели, музыканты, художники в своих произведениях на самом деле ищут ответ на один-единственный вопрос: что же самое главное в жизни человека? И каждый на него отвечает по-своему, исходя из намеченной жизненной цели.

«Все начинается с любви», — говорила моя бабушка. Она уже умерла, но я помню ее слова, потому что очень дорожу всем, что с ней связано.

Подробнее...

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против польской шляхты. Это грустная история о Тарасе Бульбе, его сыновьях Остапе и Андрие, о многих других казаках, покинувших свои родные дома и создавших Запорожскую Сечь — мощный военный лагерь.

У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца — чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе — то пусть хоть пропадут!

Подробнее...

ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС»

Жажда свободы и борьбы — одна из основных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Ярче всего, на мой взгляд, она проявляется в стихотворении «Парус». Это многогранное произведение, наполненное глубоким смыслом. В нем и призыв к борьбе, и поиски смысла жизни, и стремление обрести гармонию.

Вообще в этом стихотворении парус является олицетворением чувств и переживаний человека. Ему тесно в необъятных морских просторах, его не манит чистое небо и «луч солнца золотой».

Подробнее...

ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ЦВЕТОК»

У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем. Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни — от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию цветка.

Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной — в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок — одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы — черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

Почему этот цветок был сорван и засушен? В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял «в тиши полей, в тени лесной» и размышлял о жизни и своем в ней предназначении.

Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок — память о своей любви. И где они сейчас живут — в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара — они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли.

Как сей неведомый цветок?

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал.

Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли.

Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

2 вариант

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Его лирические произведения оставляют глубокий след в душе каждого читателя, учат нас видеть прекрасное во всех проявлениях жизни.

Особенно мне нравится одно из лирических произведений А. С. Пушкина, которое можно отнести к философской лирике, так как в нем мы находим глубокие раздумья о самом главном для человека — о любви, о жизни, о смерти. Это стихотворение «Цветок». Лирический герой находит в книге старый засохший цветок, и это вызывает в его душе бурю разнообразных эмоций и раздумий:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя...

Этот засохший цветок хранит в себе много тайн («где цвел? когда? какой весною? и долго ль цвел? и сорван кем?»). Возможно, когда-то он был положен сюда юной девушкой или пылким влюбленным. Когда-то он цвел и благоухал, как и они в пору своей юности и влюбленности. Теперь же он — «засохший, безуханный», забытый. И грустные мысли являются герою:

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Стихотворение звучит проникновенно и задушевно. Ведь лирический герой прикасается к чужой тайне, к чужому счастью или, наоборот, горю. Все эти чувства отзываются и в его душе. О глубоких и грустных раздумьях свидетельствует наличие в стихотворении риторических вопросов. Автор также использует эмоциональные эпитеты: «цветок безуханный», «нежное свиданье», «разлука роковая», «одинокое гулянье».

Сравнение неизвестных героев с цветком придает размышлениям о человеческих чувствах и жизни более глубокий и особый характер. Возможно, «тот и та» «уже... увяли», ведь жизнь, как и цветок, так быстро увядает. Но их чувства оставили свой след, хоть даже и в этом увядшем цветке. И по прошествии многих лет эти чувства затронули сердце другого человека, великого поэта. И был рожден новый « Цветок », которым мы зачитываемся и сегодня.

В своем стихотворении А. С. Пушкин раскрывает перед нами глубину настоящих чувств, над которыми не властно время.