ЖАЖДА СВОБОДЫ И БОРЬБЫ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПАРУС»

Жажда свободы и борьбы — одна из основных тем в творчестве М. Ю. Лермонтова. Ярче всего, на мой взгляд, она проявляется в стихотворении «Парус». Это многогранное произведение, наполненное глубоким смыслом. В нем и призыв к борьбе, и поиски смысла жизни, и стремление обрести гармонию.

Вообще в этом стихотворении парус является олицетворением чувств и переживаний человека. Ему тесно в необъятных морских просторах, его не манит чистое небо и «луч солнца золотой».

Подробнее...

ПОГОВОРИМ О МОДЕ

Недавно я задумался: а так ли важно во всем слепо следовать моде? Все вокруг говорят о лжи, неправде, фальшивости. Мир взрослых полон обманчивых надежд и ожиданий. Мы стремимся казаться взрослыми, нисколько не задумываясь о последствиях.

Был прекрасный летний вечер. Легкий ветерок дарил долгожданную прохладу и свежесть. Почему бы не отдохнуть в этот час от дневной суеты на уютной аллее, на лавочке, вскользь наблюдая за проходящими мимо влюбленными парочками, радуясь веселому, заразительному смеху малышей?

Подробнее...

СИЛА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ (по сказке X. К. Андерсена «Снежная королева»)

Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утенок», «Дюймовочка» и «Русалочка» становятся нашими друзьями еще в раннем детстве. И все же из всех сказок X. К. Андерсена мне больше всего нравится «Снежная королева». Это сказка о верной дружбе, о силе преданной любви.

В глаз и сердце доброго и жизнерадостного Кая попадают осколки волшебного зеркала, и сердце его постепенно превращается в кусок льда, а глаза вместо хорошего начинают видеть только злое, уродливое.

Подробнее...

ДРУЖБА ДОРОЖЕ ЛЮБОГО ПОДАРКА

Кто не любит получать подарки? Неважно, есть ли у вас повод получить подарок, или же нет. Особенно нетерпеливым становится ожидание подарка в день рождения. И когда тебе дарят не то, о чем ты мечтал, ты очень разочарован.

У меня есть лучший друг, Вовка. Так совпало, что день рождения мы празднуем вместе. Мы никогда раньше ни о чем не договаривались, но родители нам дарили одинаковые подарки. Вовке дарят велосипед — мне дарят велосипед. Вовке дарят конструктор — мне дарят конструктор.

Подробнее...

АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова — результат большой работы автора — тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Обращение к прошлому обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей сильного характера и крепкой воли.

В произведениях современных Лермонтову историков и романистов Иван Грозный изображался жестоким злодеем, для которого не было большей радости, чем проливать кровь невинных жертв. Однако народ во многом иначе оценивал деятельность царя. В исторических песнях Иван Грозный изображается вспыльчивым, жестоким, но вместе с тем отходчивым и даже милостивым человеком. Таков царь и у Лермонтова. Стоит царю заметить, что Кирибеевич мрачен на пиру, как он готов обвинить верного слугу в преступных замыслах. Как только Кирибеевич признается в своей любви к Алене Дмитревне, сердце царя становится благосклонным. Такой же — суровый и милостивый — царь в конце поэмы. Удалому бойцу, сыну купеческому, за полюбившийся ему ответ он обещает осыпать милостями его семью, но самого Калашникова отправляет на «высокое место лобное».

Автор не скрывает, что у опричника Кирибеевича есть положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на любовь. Но при этом он — самонадеянный, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.

Степан Калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести и достоинстве, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его общественное, народное начало. И народ помнит удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

2 вариант

Великий русский поэт М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории и находил в ней ярких героев, величие духа, героизм поступков. В русской истории поэт искал героев, которые вызывали бы восхищение богатством и красотой своей души. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов изображает суровую эпоху царя Ивана IV. И именно в этом времени находит достойного героя в образе «удалого купца» Калашникова.

В произведении рассказывается, как в жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Ослепленный страстью, он схватил ее за руки прямо на улице, на глазах у соседей, стал обнимать и целовать. Недостойное поведение опричника бросило тень на честь молодой женщины. Узнав про позор, Калашников решил биться с обидчиком в кулачном бою. Автор показывает нам двух совершенно разных людей, которые имеют разные точки зрения на жизнь, на моральные ценности.

Купец Калашников — честный и достойный человек, верный и любящий муж. На кулачном бою он говорит о себе:

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

 

Совсем другим предстает перед нами царский любимец Кирибеевич. Он — «удалой боец, буйный молодец», «верный слуга» царя. Но душа у него темная.

Думая лишь о своих страстях и желаниях, он готов поломать чужое счастье и жизнь, разрушить семью, опозорить женщину. Такой человек не способен на высокие чувства, на чистые помыслы. Но за честь любимой жены вступается Степан и вызывает обидчика на смертный бой «за святую правду-матушку».

Калашников побеждает хвастливого опричника, но победой навлекает на себя гнев царя. Даже перед лицом смерти храбрый купец не раскрывает царю своей тайны, чтобы позор не запятнал честь жены.

М. Ю. Лермонтов не говорит прямо о своем отношении к героям поэмы. Лишь в конце произведения пишет он о могиле доблестного купца, что

... Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

 

И чувствуем мы, как голос поэта вливается в голос народа и славит «удалого купца Калашникова».

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

Андрей Платонович Платонов — один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека.

Главным в раскрытии замысла писателя является язык. Эпитеты у А. Платонова в его рассказе «Юшка» раскрывают неожиданную сторону предмета, события и чувства, потрясая нас скрытым в себе смыслом: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут?..», «Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие!», «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный! »

В предложениях А. Платонов намеренно нарушает лексическую и синтаксическую сочетаемость и логику: «Некуда жить, вот и думаешь в голову», «Он меня без понятия любит». Иногда мы чувствуем в речи писателя и его героев скрытую иронию. Автор нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость какой-нибудь ситуации: «Я жить родителями поставлен...», «Ты мне не мудруй!» Слово в произведении А. Платонова передает одновременно и мысль, и ее восприятие автором или героем: «Он склонялся к земле и целовал цветы, старался не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

В рассказе А. Платонова нет конфликта в привычном смысле слова, потому что ему важно не то, что происходит, а почему и как. Автора волнуют прежде всего чувства, и для раскрытия этого и служат особенности его прозы. Все герои произведения — простые земные люди, несущие добро или зло. Мир же должен существовать во имя светлых и великих чувств. Эта философская настроенность придает языку автора определенное лирическое звучание.

На примере рассказа «Юшка» мы увидели, что проза А. Платонова создана для вдумчивого и неторопливого чтения.

ОПИСАНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ В «ЗАДОНЩИНЕ»

Одному из величайших в России событий — Куликовской битве, которая произошла в 1380 году и ознаменовала собой начало противостояния Руси Орде, посвящены произведения древнерусской литературы. Это обширная летописная повесть «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», написанное, вероятно, в начале XV века. В этих литературных памятниках навечно запечатлена победа русского народа в Куликовской битве, унесшей столько человеческих жизней, что по своим масштабам и значению для дальнейшей судьбы русского народа ее можно сравнить с Бородинским сражением 1812 года.

«Задонщина» дошла до нас в шести списках, которые сохранились частично. В далеком XIV веке произошла знаменательная Куликовская битва, в которой русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского нанесли сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам.

«Задонщина» — поэтический пересказ этих событий. Автором произведения был рязанский священник Софоний, происходивший из брянских бояр.

Произведение создано под впечатлением битвы, в которой русские князья одержали победу. Автор был образованным человеком, с поэтическим складом ума. Он любил свою землю, воевал за нее, был, наверное, в числе приближенных князя.

Ярко изображена автором сама Куликовская битва: «...бились с утра до полудня в субботу на Рождество святой Богородицы». Русские князья быстро и стремительно, как соколы, кречеты и ястребы, напали на «силу татарскую» — «несметные стада гусиные и лебединые». «И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские...» Черная земля усеяна «костями татарскими», «а кровью их земля залита». Настолько мужественно и грозно сражались воины, что растоптаны холмы и луга, «а реки, потоки и озера замутились». «Поганых татар» одолели «русские сыновья», которые бились так, что «непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие». Отомстили русские татарам «за свою великую обиду». И «Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве».

Софоний не стремился дать исторически точное и обстоятельное изображение всех событий, связанных с Куликовской битвой, о многих эпизодах он вовсе умолчал. Но в его повествовании переданы глубокие впечатления от страшных потерь, понесенных на Куликовом поле русскими войсками, чувства торжественной радости от победы, одержанной над Мамаем, и благодарности всем сложившим «за землю Русскую и веру христианскую» головы.

2 вариант

«Задонщина» — замечательный памятник литературы XIV века, возвращающий нас в далекие времена Куликовской битвы. Эта битва ознаменовала собой начало противостояния Руси Орде и унесла много человеческих жизней. В « Задонщине» о великой битве рассказывает современник этих событий Софоний, рязанский священник. Его повествование проникнуто глубокими впечатлениями от боя.

Из «Задонщины» мы узнаем о храбрых князьях Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, снарядивших против татар своих воинов, многие из которых, «заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую». Ведь на родину упала тень большой беды — «то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел».

Своим поэтичным языком и былинным изображением героев и событий «Задонщина» близка к устному народному творчеству. И мы понимаем, что если автор говорит, что «грозные тучи сошлись, а из них непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие», то это означает, что бой шел не на жизнь, а на смерть. Русские богатыри в былине сравниваются с соколами, кречетами и ястребами, а «великие силы поганого царя Мамая» предстают перед нами как «несчетные стада гусиные и лебединые» или как разъяренные «серые волки». Битва была очень жестокая — «и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле склонилися». Но мужество и любовь к родине не позволили русским воинам отступить, хоть потери их были велики.

Впечатляет описание поля боя после окончания битвы: «ни пахари, ни пастухи в поле не кличут, лишь вороны не переставая каркают над трупами человеческими, страшно и жалостно было это слышать тогда...»

Гордый дух и мужество — отличительные черты русских воинов во время тяжкого боя. Они не могут смириться с мыслью, что родная земля страдает от ига захватчиков: «Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!»

Читая «Задонщину», мы проникаемся гордостью и уважением к защитникам Руси, а яркие картины боя надолго остаются в нашем воображении.

ПОЛЬЗА И ВРЕД ОТ КОМПЬЮТЕРА

В наше время без компьютера не обойтись. Он присутствует практически во всех сферах человеческой жизни: прокладывает курсы кораблям и самолетам, управляет космическими станциями, создает проекты различных зданий и их интерьеров, помогает рисовать чертежи, вести делопроизводство, верстать книги и журналы и даже писать музыку!

С появлением и развитием компьютерных технологий у любителей чтения отпала необходимость забивать шкафы толстыми томами, а у меломанов — громоздить на полках многочисленные кассеты. Теперь можно просто купить несколько небольших дисков с большим объемом информации на них.

Подробнее...