ТАНЕЦ ОСЕННЕЙ ЛИСТВЫ

Какая необычная осень в этом году! До самого конца сентября было тепло и солнечно, и деревья стояли зеленые. А потом вдруг резко похолодало, и буквально за неделю невидимый художник залил яркими осенними красками шевелюры кленов, осин, берез... Золотые, багряные, розовые, желто-зеленые — куда ни глянь, всюду тебя встречает трепещущий калейдоскоп красок!

И вот, словно дождавшись желанного разрешения, веселый ветер проказливым щенком набрасывается на все это разноцветное великолепие.

Подробнее...

ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)

Я уверен, что во все времена и у всех народов дети, в отличие от взрослых, похожи между собой. Ребятишки, глядящие на нас со страниц стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», не слишком отличаются от нас: они такие же озорные, любопытные, искренние, веселые, непоседливые.

Деревня, лес, речка, свобода — да для них каждый день был бы праздником, если бы... А вот здесь и появляется «другая сторона медали», то, что сразу проводит между нами непреодолимую грань.

Подробнее...

МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу «Бирюк»)

Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей», — писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет». Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их, становясь участником нравственно-психологической коллизии.

Подробнее...

ПОГОВОРИМ О МОДЕ

Недавно я задумался: а так ли важно во всем слепо следовать моде? Все вокруг говорят о лжи, неправде, фальшивости. Мир взрослых полон обманчивых надежд и ожиданий. Мы стремимся казаться взрослыми, нисколько не задумываясь о последствиях.

Был прекрасный летний вечер. Легкий ветерок дарил долгожданную прохладу и свежесть. Почему бы не отдохнуть в этот час от дневной суеты на уютной аллее, на лавочке, вскользь наблюдая за проходящими мимо влюбленными парочками, радуясь веселому, заразительному смеху малышей?

Подробнее...

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ»

Рассказ «О чем плачут лошади» написан одним из самых талантливых писателей советского периода — Федором Александровичем Абрамовым. В своем произведении автор затрагивает очень важные проблемы: экологическую, нравственную, проблему прошлого и настоящего. Композиция — это структура произведения, объединение всех его компонентов в художественно-эстетическую целостность.

В структуре рассказа Ф. Абрамова можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию.

Подробнее...

ЧЕМ МНЕ НРАВИТСЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА

К пейзажной лирике относятся стихотворения о природе. Они составляют огромный пласт литературы и представлены именами таких выдающихся русских поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Фет и другие.

Мир пейзажной лирики удивителен и прекрасен. И не только потому, что наполнен яркими, самобытными картинами природы, но и благодаря тому, что здесь нашли отражение самые сокровенные мысли и чувства поэтов:

Подробнее...

ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ («Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Вольга и Микула Селянинович»)

В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.

Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович.

Подробнее...

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ГАРМОНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...»

Я очень люблю лирику М. Ю. Лермонтова. Когда я открываю книгу с его произведениями, стихи льются со страниц сами, и не хочется останавливаться. Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» относится к философской лирике Лермонтова, в нем он размышляет о роли природы в духовной жизни человека.

Произведение было написано в неволе — это воспоминания о том, что стало для Лермонтова недоступным. Поэт чувствовал разлад с окружающим миром, он находился в постоянных мучительных раздумьях о возможности счастья на земле.

Поэт слышит «таинственную сагу», а сагу произносят тихим загадочным голосом, чтобы донести давние события. У поэта обострен слух, он напряжен, а значит, неспокоен, и полного слияния с природой не происходит. Если не на земле постичь счастье — то где же тогда? Стихотворение заканчивается многоточием — еще так много надо сказать.

Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, золотого утреннего часа, «когда волнуется желтеющая нива», кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ. Лермонтову нравятся приглушенные звуки: «свежий лес шумит при звуке ветерка», «... ключ... лепечет».

Краски природы чистые и нежные: малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, золотое утро, серебристый ландыш.

Эмоциональные эпитеты соотносятся с общей картиной: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Поэт соединяет разновременные явления для создания картины идеальной красоты, и каждый раз при чтении стихотворения это беспокоит и не дает наслаждаться идиллической картиной. В реальной жизни цветущий ландыш и желтеющую ниву наблюдать невозможно, эти явления природы происходят в разные времена года — весной и осенью.

Непонятно, ошибка ли это поэта или намеренный намек на то, что гармония возможна лишь в мечтах?

Красота и гармония царят в этом стихотворении. Благодаря ярким, красочным эпитетам перед нами предстает очень выразительная картина русской природы.

2 вариант

М. Ю. Лермонтов и по широте охвата жизненных явлений, и по совершенству их художественного выражения — гениальный преемник А. С. Пушкина.

В. Г. Белинский писал про него: «По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов».

В творчестве М. Ю. Лермонтова звучат мотивы одиночества, изгнанничества, сомнения, отрицания. Но так же поэт обращается и к пейзажной лирике, находит утешение в единении с природой.

Перечитывая внимательно лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечаешь, что чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает лирического героя наедине с природой.

Но пейзажная лирика М. Лермонтова затрагивает еще одну тему — роль природы в духовной жизни человека. Очень ярко выражен этот мотив в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...».

Лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа»:

Когда росой обрызганный душистой...

... Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой.

 

Для создания картины, полной красоты и гармонии, автор использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, мирный край, румяный вечер, ландыш серебристый. Стихотворение кажется простым и понятным.

Это впечатление во многом обусловлено четкостью его построения. Три первых строфы начинаются словом «когда», а заключительная — словом «тогда». Мы видим здесь определенную последовательность действий.

Природа находится в постоянном движении («волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «ландыш серебристый приветливо кивает головой», «студеный ключ играет по оврагу»), а следовательно, и в постоянном обновлении.

Наблюдая за этими явлениями, лирический герой открывает для себя мир красоты и гармонии, где властвует закон жизни. И это помогает ему духовно возродиться:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

 

Единение с природой дарит человеку счастье. Но идиллическая картина в стихотворении М. Ю. Лермонтова заставляет задуматься, а возможна ли та

кая полная гармония в реальной жизни, или она подвластна лишь мечтам?