Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей.

Самобытный и склонный к глубокому анализу писатель и человек, Лесков не стал исключением – в его произведениях «Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник» мы видим стремление понять русский национальный характер, выделить его основные черты и продемонстрировать их читателю. О том, насколько талантлив и неординарен Лесков, и о том, насколько интересным и пронзительным является его творчество, многие читатели и критики стали говорить не так давно – только во второй половине двадцатого века, по прошествии десятилетий со дня смерти писателя, его произведения стали признаваться шедеврами литературно-общественной мысли. Сегодня его называют самым национальным из писателей России («Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, как он есть» – говорил о таланте Лескова Д. П. Святополк-Мирский).

Рассказывая о жизни России, Лесков воссоздает честную, правдивую, точную картину русской жизни, метко и подробно подмечая и описывая характерные черты каждого персонажа, к какому бы сословию тот ни принадлежал. Произведения Лескова – это, по сути, спокойное, уравновешенное, объективное повествование о русском человеке. Его Лесков видит, в первую очередь, искренним, откровенным, глубоким, способным на сильные чувства – и в то же время автор отмечает мудрость и взвешенность национального русского характера. Герои Лескова – это простые люди, которые, невзирая на все невзгоды и тяготы собственной жизни, продолжают любить ее и держаться за нее. Любовь к людям и душевная открытость также являются, по мнению автора, характерными чертами русского человека. Умение «держать марку», не сгибаться под действием встречного ветра, какой силы бы ни был его порыв – этим живет и дышит русский человек. Никто не говорит, что судьба его балует. Но нравственная стойкость и способность жить богатой духовной жизнью – это именно те качества, которые помогают ему справляться с неурядицами любого масштаба.

Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая «немая сцена», которой заканчивается финальная часть комедии «Ревизор». Чего же хотел добиться автор, завершая произведение немой сценой? Какого эффекта ожидал?

Подробнее...

Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева

Романтическое направление в русской поэзии следует общему проявлению романтического течения в Европе, но в то же время имеет особые, присущие лишь русской поэзии, черты. Романтизм воспевает природу как исток всего самого главного для человека, источник чувств и переживаний. Как восстановить единство человека и природы – задача, решить которую призвано искусство слова.

Подробнее...

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.

Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «самолюбивым и пустым».

Подробнее...

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времен и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни…

Подробнее...

Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева

О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчество личные переживания и помогает понять и полюбить прекрасное внутри каждого из нас. Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действительности является одной из величайших тем в русской классической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яркого писателя как Федор Тютчев.

Подробнее...

Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия…»): восприятие, истолкование, оценка

Стихотворение «Молитва» – истинный шедевр поэтического гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки – в самоотверженности лирического героя: просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную <…>

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Подробнее...