Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей.

Самобытный и склонный к глубокому анализу писатель и человек, Лесков не стал исключением – в его произведениях «Левша», «Тупейный художник», «Очарованный странник» мы видим стремление понять русский национальный характер, выделить его основные черты и продемонстрировать их читателю. О том, насколько талантлив и неординарен Лесков, и о том, насколько интересным и пронзительным является его творчество, многие читатели и критики стали говорить не так давно – только во второй половине двадцатого века, по прошествии десятилетий со дня смерти писателя, его произведения стали признаваться шедеврами литературно-общественной мысли. Сегодня его называют самым национальным из писателей России («Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, как он есть» – говорил о таланте Лескова Д. П. Святополк-Мирский).

Рассказывая о жизни России, Лесков воссоздает честную, правдивую, точную картину русской жизни, метко и подробно подмечая и описывая характерные черты каждого персонажа, к какому бы сословию тот ни принадлежал. Произведения Лескова – это, по сути, спокойное, уравновешенное, объективное повествование о русском человеке. Его Лесков видит, в первую очередь, искренним, откровенным, глубоким, способным на сильные чувства – и в то же время автор отмечает мудрость и взвешенность национального русского характера. Герои Лескова – это простые люди, которые, невзирая на все невзгоды и тяготы собственной жизни, продолжают любить ее и держаться за нее. Любовь к людям и душевная открытость также являются, по мнению автора, характерными чертами русского человека. Умение «держать марку», не сгибаться под действием встречного ветра, какой силы бы ни был его порыв – этим живет и дышит русский человек. Никто не говорит, что судьба его балует. Но нравственная стойкость и способность жить богатой духовной жизнью – это именно те качества, которые помогают ему справляться с неурядицами любого масштаба.

Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времен и поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни…

Подробнее...

Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева

В одном из, бесспорно, наиболее значимых произведений И. С. Тургенева – «Отцы и дети» – наряду с центральной темой столкновения поколений особое место занимает тема любви. Она выписана по-тургеневски неподражаемо: так ненавязчиво и вместе с тем полно, во всех своих многогранных проявлениях.

Первые же страницы романа раскрывают перед читателем глубину родительской любви Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию.

Подробнее...

Природа и любовь в лирике А. Фета

Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечественные записки» было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе.

Подробнее...

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» – восклицает Печорин, и мы представляем девушку, в которой очарование юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»

Подробнее...

Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова.

Подробнее...

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы.

Подробнее...