Концепция космоса и хаоса в поэзии Тютчева представляет собой соединение образов мирового устройства и лирическое осмысление этих образов. Фрагменты философской мысли присутствуют практически в каждом значимом стихотворении, начиная от ранних лет творчества (10-40-е годы XIX века) и заканчивая последними его произведениями (60-е – начало 70-х годов XIX века). Тютчев не использовал слова «космос», хотя слово «хаос» встречается в его стихах достаточное количество раз, чтобы говорить о программном образе для поэта.

Несмотря на отсутствие именно слова «космос», можно найти смыслы целого ряда поэтических образов и объединить их в этом концепте. Источник названий можем проследить в древнегреческой мифологии: космос – это мир, миропорядок, упорядоченная Вселенная, в противоположность хаосу. Хаос – изначальное состояние мира, некая «разверзшаяся бездна», из которой возникли первые божества. В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Но для Тютчева хаос – это состояние природы и ее стихий, и именно из этого состояния все произошло.

Темное начало присутствует в душе, и это тянет человека к источнику хаоса, который поэт связывает с ночью, темнотой и бурной натурой:

 

 

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!

О, бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!

 

 

(«О чем ты воешь, ветр ночной?..»)

 

 

Наступает ночь, и солнце – «живая колесница мирозданья» – уходит с небес, и воцаряется хаос:

 

 

Тогда густеет ночь, как хаос на водах;

Беспамятство, как Атлас, давит сушу…

 

 

(«Видение»)

 

 

Ночь в стихотворениях Тютчева представляется временем откровений, когда человек способен отрешиться от дневной суеты и услышать голос природы, сообщающей ему свои секреты:

 

 

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

 

 

(«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»)

 

 

Море и буря – «две беспредельности», играющие в человеческой душе, сливающиеся в «хаос звуков».

 

 

По высям творенья, как бог, я шагал,

И мир подо мною недвижный сиял.

 

 

(«Сон на море»)

 

 

Природа как воплощение гармоничного порядка как раз и есть образ космоса, космического бытия мира, отделенного от мира, выстроенного человеческой рукой и разумом. Подсознательно человек понимает, что величие природы неизмеримо, и он лишь часть от целого:

 

 

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих – лишь грезою природы.

 

 

(«От жизни той, что бушевала здесь…»)

 

 

Рассматривая концепцию хаоса и космоса в стихотворениях Тютчева, заметим, что поэт умел различать благородные стремления и пагубную гордыню. Осуждению подлежат те исследователи природы, которые…

 

 

не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

 

 

(«Не то, что мните вы, природа…»)

 

 

Тем не менее, Тютчев восхищается способностью человека создавать собственный порядок вокруг себя, новый порядок. Но достойно похвалы то действие, которое не противоречит гармонии и законам природы. Поэт одобряет раскрытие тайн – естественную предрасположенность человеческой души:

 

 

Ты завесу расторг божественной рукой —

И новый мир, неведомый, нежданный,

Из беспредельности туманной

На божий свет ты вынес за собой.

 

 

(«Колумб»)

Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

С первых же страниц романа «Отцы и дети» мы убеждаемся, что И. С. Тургенев – истинный художник-портретист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение к персонажам.

Подробнее...

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы.

Подробнее...

Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева

Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.

Подробнее...

Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева

О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчество личные переживания и помогает понять и полюбить прекрасное внутри каждого из нас. Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действительности является одной из величайших тем в русской классической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яркого писателя как Федор Тютчев.

Подробнее...

Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке

Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей.

Подробнее...

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» – восклицает Печорин, и мы представляем девушку, в которой очарование юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом – чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…»

Подробнее...