Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.

Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.

Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в форме четверостиший («Природа – сфинкс…», «Нам не дано предугадать…»). Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма использовалась только для шуточных стихов и эпиграмм.

Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта – он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир – таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:

 

 

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн…

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

 

 

(«Как океан объемлет шар земной…»)

 

 

Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. В одном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час «в ночи всемирного молчанья», в час «явлений и чудес» («Видение»).

Единению человека с природой противопоставляется их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек – тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:

 

 

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

 

 

(«Певучесть есть в морских волнах…»)

 

 

«Мыслящий тростник» и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов («Не то, что мните вы, природа…»). Тютчев часто обращается к тематике стихии.

Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури («бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится»), возникают образы дня («блистательный покров», «отрадный», «любезный») и ночи («бездна со страхами и мглами», «темная пропасть»). Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое» и узнать истину («Святая ночь на небосклон взошла…», «Silentium!», «Как хорошо ты, о море ночное…»).

Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления – как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях – призыв поэта ко всем поколениям его читателей.

Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова.

Подробнее...

Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

С первых же страниц романа «Отцы и дети» мы убеждаемся, что И. С. Тургенев – истинный художник-портретист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение к персонажам.

Подробнее...

Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия…»): восприятие, истолкование, оценка

Стихотворение «Молитва» – истинный шедевр поэтического гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки – в самоотверженности лирического героя: просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную <…>

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Подробнее...

Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке

Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей.

Подробнее...

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы.

Подробнее...

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм.

Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «самолюбивым и пустым».

Подробнее...