Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил за границей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе.

Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века.

Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в форме четверостиший («Природа – сфинкс…», «Нам не дано предугадать…»). Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма использовалась только для шуточных стихов и эпиграмм.

Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта – он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир – таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:

 

 

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн…

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

 

 

(«Как океан объемлет шар земной…»)

 

 

Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. В одном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час «в ночи всемирного молчанья», в час «явлений и чудес» («Видение»).

Единению человека с природой противопоставляется их разлад; поэт использует образ моря и тростника. Человек – тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:

 

 

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

 

 

(«Певучесть есть в морских волнах…»)

 

 

«Мыслящий тростник» и есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов («Не то, что мните вы, природа…»). Тютчев часто обращается к тематике стихии.

Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури («бурь заснувших не буди, под ними хаос шевелится»), возникают образы дня («блистательный покров», «отрадный», «любезный») и ночи («бездна со страхами и мглами», «темная пропасть»). Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое» и узнать истину («Святая ночь на небосклон взошла…», «Silentium!», «Как хорошо ты, о море ночное…»).

Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления – как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях – призыв поэта ко всем поколениям его читателей.

Тема любви в лирике Ф. Тютчева

Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарованием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему времени, а к прошедшему. «Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил много стихотворений).

Подробнее...

Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева

Концепция космоса и хаоса в поэзии Тютчева представляет собой соединение образов мирового устройства и лирическое осмысление этих образов. Фрагменты философской мысли присутствуют практически в каждом значимом стихотворении, начиная от ранних лет творчества (10-40-е годы XIX века) и заканчивая последними его произведениями (60-е – начало 70-х годов XIX века). Тютчев не использовал слова «космос», хотя слово «хаос» встречается в его стихах достаточное количество раз, чтобы говорить о программном образе для поэта.

Подробнее...

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обществе жажду перемен, свободолюбивые настроения молодежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целостность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек».

Подробнее...

Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке

Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей.

Подробнее...

Природа и любовь в лирике А. Фета

Природа и любовь – главные темы творчества А. Фета. В 1843 году в июльском номере журнала «Отечественные записки» было опубликовано первое стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…». В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало: о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе.

Подробнее...

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя – практичность, уравновешенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности.

Подробнее...