К началу XVII века, то есть ко времени, когда жили герои Сервантеса, эпоха Возрождения, с ее верой в человека и в его возможности, завершилась. В великих идеях обнаружились сложные противоречия. Стало ясно, что смелым надеждам и высоким задачам, которые Возрождение ставило перед человеком, не суждено осуществиться в реальной жизни. Проходит наивная убежденность в том, что только от самого человека зависит исполнение его назначения на земле. Люди перестают верить в беспредельные возможности человека.

В романе Сервантеса “Дон Кихот” и отразилось это крушение идеалов Возрождения, противопоставляются реальность и мечты, идеал и действительность.

Главный герой романа – пятидесятилетний идальго по имени “не то Кехана, не то Кесада”, все имущество которого заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Начитавшись рыцарских романов и взяв себе имя Дон Кихота Ламанчского, он отправляется на поиски приключений, чтобы подобно героям рыцарских романов искоренять всякого рода неправду и несправедливость. Но действительность не соответствует рыцарским представлениям о ней Дон Кихота. Он видит не реальный, а воображаемый мир. И реальная жизнь разрушает его замыслы. Разрыв между представлением Дон Кихота о жизни и самой жизнью становится главной темой романа Сервантеса. Храбрость Дон Кихота, его готовность к подвигу, жажда справедливости, неприятие всякого зла не приносят пользы людям. Большинство тех, с кем встречается Дон Кихот, не нуждаются в его героизме. Ни каторжникам, которых он освободил, напав на охрану, ни хозяину постоялого двора, ни пастухам не нужны его подвиги, которые он совершает ради них. “Сеньор кавалер! – обращается к нему хозяин постоялого двора. – Я вовсе не нуждаюсь в том, чтобы ваша милость мстила моим обидчикам. Я хочу одного – чтобы ваша милость уплатила мне за ночлег”.

Дон Кихот становится свидетелем того, как дюжий сельчанин избивает пастушонка. Разобравшись и выяснив, что мальчишку избивают за то, что он попросил уплатить ему жалованье, которое он не получал девять месяцев, доблестный идальго приказывает отпустить мальчишку и заставляет хозяина поклясться, что тот заплатит пастушонку сполна. В восторге от своего благодеяния Дон Кихот поехал дальше, а сельчанин действительно “заплатил” пастушонку сполна – так отдубасил его, что тот едва остался жив.

Дон Кихоту, для которого верность слову – закон, не приходит в голову, что для множества людей слова, если они противоречат их корыстным интересам, – пустой звук. Он не думает о результатах своих поступков, ему важно оставаться верным своим идеалам.

После сражений и стычек, бесчисленных неудач и побоев, окровавленный, поверженный, Дон Кихот все равно считает себя правым. Сервантес создал героя, у которого слова не расходятся с делом. Люди, с которыми главного героя сводила судьба, привыкли к несовпадению между словами и делом, идеалом и действительностью. А Дон Кихот – цельный человек, не знает разлада между словом и делом. Герой Сервантеса повидал людей разных сословий – от галерников до вице-короля Барселоны. И повсюду он сталкивается с ложью, несправедливостью, тупостью, косностью. Его поражает не столько то, что люди не борются со злом, сколько то, что они не испытывают никакой потребности в этом, свыклись со злом.

Поражение в поединке с Рыцарем Белой Луны, появление подложной книги о нем, в которой Дон Кихот изображен обыкновенным сумасшедшим, а Санчо – жадным обжорой, все это повергает рыцаря в уныние, в глубине его души зреет разочарование. Побеждают Дон Кихота священник, цирюльник, бакалавр Самсон Карраско – практичные люди, живущие здравым смыслом. Они не могут примириться с человеком, живущим в мире мечты, идеала. Они убеждены в своей правоте и без колебаний прибегают к насилию: сжигают рыцарские романы, составляющие библиотеку Дон Кихота.

Трудно спорить с идейными противниками Дон Кихота. Но до чего беден и примитивен их бесчеловечный “разумный” мир! Здравый смысл, практицизм Самсона Карраска и его единомышленников вызывает нашу неприязнь, к фигуре ламанчского рыцаря и его оруженосца Санчо Пансе мы испытываем симпатию, хотя и смеемся над ними.

В конце концов, перед смертью, разум Рыцаря Печального Образа прояснился и он называл себя уже не Дон Кихотом, а Алонсо Кихано. Он проклинал проклятые рыцарские романы, помутившие ему разум, и умер спокойно, как не умирал ни один странствующий рыцарь. Санчо чувствует истинную причину смерти своего господина: “Величайшее безумие со стороны человека – взять да ни с того ни с сего и помереть, когда никто тебя не убивал и никто не сживал со свету, кроме разве одной тоски”. Дон Кихот умирает от большой тоски. Но роман Сервантеса не оставляет ощущения безысходности, у нас остается какое-то светлое чувство, связанное с образом Рыцаря Печального Образа. Вызывают восхищение его бескорыстие, одержимость идеей защиты слабых, стремление преобразовать жизнь, упорное следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы эта цель ни противоречила грубой действительности.

 

Уместность речи

Богатство речи – это максимальное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной содержательной информации.

Противоположное богатству понятие – бедность речи.

Богатство речи многослойно: богатство лексическое, фразеологическое, семантическое, синтаксическое, интонационное.

Подробнее...

Описание внешнего вида человека сочинение

В двух словах описать внешность человека сложно, так как каждый человек имеет свои особенности. Я расскажу о внешности свой подруги Марины.

Моя подруга – веселый и подвижный человек, слегка полновата, с роскошной рыжей шевелюрой и молочно-белой кожей. Ничего примечательного в ней нет, но если приглядеться внимательно к ее лицу, можно увидеть столько отличительных признаков, что, встретив ее на улице, вы не ошибетесь – мой рассказ именно о ней.

Подробнее...

“Зачем нужно знать историю” сочинение

История – жизнь людей, она складывается на протяжении многих веков. Историю нужно обязательно знать, изучая историю, мы узнаем о том, откуда появились люди, какими были первые представители человеческого рода. Мы узнаем, как постепенно менялось поведение человека, традиции и обычаи. Она помогает увидеть современному поколению ошибки предков, чтобы потом их не совершать. Не зная истории, человек забывает свое прошлое, а прошлое настоящее и будущее взаимосвязаны. У человека, забывшего прошлое, нет будущего.

Подробнее...

Проблемы нравственности в современной литературе

“Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем”, – так писал Владимир Дудинцев в романе “Не хлебом единым”. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И советская литература не обошла его. А сегодня, когда прежние идеалы потускнели, а новые только утверждаются, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.

Подробнее...

“Жизнь в городе” сочинение

Жизнь в городе имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, там всегда легче найти хорошую работу или посетить интересные места и выставки. А также там хороший выбор общественного транспорта. С другой стороны, шум и уровень загрязнения в больших городах действительно высок. Что касается меня, я быстро устаю от этого. Я живу со своей семьей в Краснодаре. Это самый большой город в Краснодарском крае и его столица. Он также является культурным, политическим и социальным центром региона.

Подробнее...

Сочинение на тему “Красота души”

Когда мир переполнится равнодушием и нетерпимостью основной массы землян, только небольшая часть оставшихся людей, наделенных душой, сможет удержать хрупкое равновесие жизни на планете. Такие душевные качества, как милосердие, сострадание, любовь и доброта, помогают человеку оставаться человеком в любой жизненной ситуации. О неизбежной победе добра над злом повествует читателю сочинение на тему “Душа”.

Мы часто слышим о человеческой доброте. прямодушии и милосердии.

Подробнее...