На протяжении XVII века в России шел процесс обмирщения культуры – освобождения ее от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции. Наиболее известные произведения: “Сказание” Авраамия Палицина, “Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Словеса” князя Ивана Андреевича Хворостинина, “Повесть” князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в “Новом летописце” 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета.

Основная цель этого произведения – укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, “жития”, поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание. Показательно в этом отношении “Житие” протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность. Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература – “Повесть о Горе-Злочастии”, “Повести о Савве Грудцыне”, “Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Ерше Ершевиче”, “Кялязинская челобитная”. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени – Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актерами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича – в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей – Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры – московское барокко. использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму. Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный “лик” уступает место в его творчестве живому лицу. Во второй половине XVII века развертывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание – достояние европейской науки. Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например “Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” А. Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались “Книгой сошного письма”. В медицинской практике пользовались “Травниками”, “Лечебниками”, а в Аптекарском приказе составили “Фармакопею”.

В этот период все больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: “Букварь” Бурцева, “Грамматика” Смотрицкого и другие. В 1685 году открылась Московская Славяно – греколатинская академия – первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с “латинствующей” Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.