Реализм и натурализм

Начиная с 1850 г., общество претерпевает значительные изменения. Склонность к материализму проявляется во всех областях. Развитие индустрии и обогащение средних классов выражают эту тенденцию к поискам материальной выгоды. Одновременно наука пропагандирует свое видение мира, с которым согласны многие писатели.

Реализм

Эстетика реализма провозглашается вначале художниками (Домье, Мийе, Курбе и Мане). В литературе новую доктрину проповедуют Шанфлери (создатель термина “реализм”), Анри Мюрже (“Сцены из жизни богемы”, 1851) и особенно Флобер с его “Госпожой Бовари” (1857). Реальность соседствует с методической беспристрастностью.

Для писателя-реалиста это, прежде всего, изображение мира, которым искусство до сего момента пренебрегало. Образцом реализма является энциклопедия, вступившая в пору своего золотого века (Большой Ларусс). Необыкновенному персонажу, приключениям, уникальной или ужасной судьбе писатель предпочитает героя, который является обычным представителем своего поколения или социального класса.

Интрига заслуживает доверия и правдоподобна: она напоминает отчет о совместном опыте. С этого момента позволительны все сюжеты: следует показывать все, чтобы иметь возможность все исцелить.

“Реалистические” сюжеты заимствуются преимущественно из жизни народа, мира рабочих с их страданиями и пороками. Предпочтительнее действительность и социальность, а не общие абстракции. Настоящий писатель становится “поэтом современной жизни” (название статьи, которую Бодлер посвятил Константену Гису в 1863 г.). В подобном контексте новое развитие получает мелодрама. Комедии Эмиля Ожье и Дюма-сына несут в себе моральный контекст. В этих трогательных пьесах, написанных под явным влиянием романов Бальзака, присутствует нечто вроде моральной проповеди.

Натурализм

Под влиянием Клода Бернара и Тэна Эмиль Золя использует метод естественных наук, чтобы изобразить человечество в самом его гнусном обличье. Он описывает представителей народа, нищенское существование бедноты и эксплуатируемых. В Медане, в деревенском доме Золя, собирается группа натуралистов (Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Жорис Карл Гюисманс и Ги де Мопассан), которая публикует в 1880 г. сборник новелл “Меданские вечера”. Многие писатели того времени испытывают на себе влияние теорий натуралистов: Альфонс Доде, Жюль Валлес, Шарль-Луи Филипп и Жюль Ренар.

В романах описывается вырождение какого-нибудь рабочего-алкоголика (“Западня” Золя) или проститутки (“Нана” Золя). Братья Гонкуры вводят в употребление так называемый “человеческий документ”. Флобер видит в искусстве единственную не способную обмануть форму человеческого познания. Мопассан из описанного им сюжета выделяет характер во всей его полноте. Чтобы эти проекты удались, требуется язык богатый и сильный. Всех, похоже, занимает тайная жизнь. Одно стремление охватывает индивидуумов, семью и общество.

Несмотря на враждебное отношение публики и критики, реализм и натурализм вписываются в ход истории: мимолетная красота времени способна выразить себя лишь в полной и динамичной форме, выработанной на основе научного подхода.