Обманчивая легкость этой темы может привести ученика к пустым рассуждениям о красоте и вечности природы. Необходимо понимать, что уже в “деревенской” прозе – 60-70-е годы XX века – одной из причин для беспокойства о деревне оказывается экологический кризис, разрушение тесных, традиционных для нации связей человека и природы. Именно поэтому в творчестве В. Белова, В. Астафьева, С. Залыгина, В. Распутина идет разговор о том, что деградация современного человека, упадок его нравственности и приводит к нарушению природного закона, вводит в состояние экологического кризиса.

Авторы пособия “Готовимся к экзамену по литературе” (СПГУ, 1996) А. О. Большев и О. В. Васильева указывают, что произведения указанных авторов пронизывает мысль: “Человек, являясь неотъемлемой частицей природы, должен жить по природному закону” (С. Залыгин), то есть ставится вопрос не только “о природе вне нас”, но и “о природе внутри нас”, о природе самого человека.

Современная жизнь, прогресс отчуждают человека от природного мира, формируют у него психологию временщика, безжалостно эксплуатирующего природу, которую он ощущает просто окружающей средой, не “храмом, а мастерской”, действуя намного жестче, чем Базаров.

Выпускнику продуктивнее сосредоточиться на одном произведении. Это могут быть повествования в рассказах “Царь-рыба” (1976) В. Астафьева или же повести В. Распутина “Прощание с Матерой” (1976) или “Пожар” (1985).

В астафьевском произведении, которому присуща открытая публицистичность, в центре – экологическая проблематика.

В. Астафьев рисует целую цепь картин браконьерского надругательства над природой. Браконьеры у него – и государственные чиновники, безжалостно уничтожающие великий Енисей во имя победной статистики. Исследователи отмечают, что писателю удается не впасть в социальный романтизм, он понимает, что прошлого не вернуть, при том даже, что каждый рассказ завершается обязательным наказанием браконьера.

“Лирические медитации” (Н. Л. Лейдерман) автора о хрупкости и трепетности жизни составляют эмоциональную, обаятельную часть повествования.

Современную жизнь он сравнивает с зимой, когда людей только и согревает мечта о лете, тепле и солнце. Согревает надежда, но наступит ли долгожданная гармония – на этот вопрос автор так и не дает ответа.

Если же ученик обратится к распутинской повести “Пожар”, то и здесь он должен будет указать на публицистичность произведения, которая свидетельствует о том, что обращение к теме экологической и нравственной катастрофы не дает самому автору конечных ответов. Вопросы так и остаются неразрешимыми. Сможет ли предложить свое решение новое поколение писателей, следующее поколение граждан России?