Роман «Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман - это портрет «не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Печорин жил в первые годы после разгрома декабристкого восстания. Это тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Подавляющее большинство мыслящих людей 1830-х гг. составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием «лишнего человека».
Печорин всецело принадлежит именно к этому типу. Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: «Зачем я жил, для какой цели я родился?» Печорин - не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку. Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера.   Печорин  смел,  обладает  большой  выдержкой  и  силой  воли.   Он  единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. И когда он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами», - нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру и «обстоятельства» отнюдь не препятствовали им в этом.
У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли «стоит труда». В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов. Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром он часто повторяет, что «не способен к великим жертвам для блага человечества», что он привык «сомневаться во всем».
Главная пружина поступков Печорина - индивидуализм. Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь для себя, для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, а определенную мировоззренческую концепцию жизни. Печорин - подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений. Он находится в постоянном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он - эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других только в отношении к себе».
Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла». Историей жизни Печорина Лермонтов рассказывает о том, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам. Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

Сочинение по роману “Анна Каренина”

Роман “Анна Каренина” был задуман и написан в переломный для России момент, когда все сферы жизни видоизменялись. И Лев Николаевич Толстой. как человек творческий, не смог оставаться в стороне от этого драматизма эпохи и социальных перемен в стране. Он наиболее ярко попытался показать безлюбовную семью той эпохи, как символ всего безлюбовного человечества. Критика одной семьи явилась критикой социального строя, в котором все одиноки и не могут понять друг друга, так как утерян ключ от любви.

Подробнее...

Сочинение на тему дети войны

Когда мы размышляем о Великой Отечественной Войне, то вспоминаем умерших солдат, их подвиги, героизм. Но стоит задуматься, что иногда оставшимся в тылу или на территориях, захваченных фашистами, было намного страшнее. Особенно много горя и ужаса приходилось на долю детей.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям.

Подробнее...

Конфликт между идеалом и действительностью

К началу XVII века, то есть ко времени, когда жили герои Сервантеса, эпоха Возрождения, с ее верой в человека и в его возможности, завершилась. В великих идеях обнаружились сложные противоречия. Стало ясно, что смелым надеждам и высоким задачам, которые Возрождение ставило перед человеком, не суждено осуществиться в реальной жизни. Проходит наивная убежденность в том, что только от самого человека зависит исполнение его назначения на земле. Люди перестают верить в беспредельные возможности человека.

В романе Сервантеса “Дон Кихот” и отразилось это крушение идеалов Возрождения, противопоставляются реальность и мечты, идеал и действительность.

Подробнее...

Сочинение на тему “Литература и история”

Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, прививал ей черты самобытности, народности и своеобразия.

Подробнее...

Что такое ответственность сочинение

От людей очень часто можно услышать утверждение о том, насколько важно быть ответственным. С одной стороны, причины тому вполне понятны. С другой стороны, никогда не бывает лишним разобраться в, казалось бы, очевидных вещах, чтобы отыскать там настолько важную истину. Итак, что же такое ответственность, что конкретно в нее вкладывается, и почему настолько важно быть ответственным в современном мире?

Думается, что ответственность сама по себе не является качеством человека. Она попросту дает определение некоторым чувствам и реакциям. Я считаю, что, говоря об ответственности, рационально подразумевать готовность к ответственности и чувство долга.

Подробнее...

“Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить. “

В годы Великой Отечественной войны погибло очень большое количество людей. По моему мнению, жестокая правда и трагедия войны и сегодня вспоминаются с болью в сердцах. Тема войны нашла свое отражение в творчестве многих писателей: В. Быкова, Ю. Бондарева, К. Воробьева, Б. Васильева.

В произведениях этих писателей показывается полнота правды о патриотизме и мужестве народа, о многих и многих героях, павших в сражениях с оккупантами или замученных в фашистских застенках. Также они стремятся рассказать о разных этапах и разных сторонах деятельности партизан, о самых разных по возрасту, характеру, довоенной специальности людях, сходных в главном – в священной ненависти к фашистским захватчикам, в готовности все силы и жизнь отдать Родине.

Подробнее...