Роман «Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману Лермонтов пишет, что его роман - это портрет «не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Печорин жил в первые годы после разгрома декабристкого восстания. Это тяжелые для России годы. Лучшие люди казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда во имя грядущего торжества свободы, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Подавляющее большинство мыслящих людей 1830-х гг. составляли как раз те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием «лишнего человека».
Печорин всецело принадлежит именно к этому типу. Перед нами молодой двадцатипятилетний человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос: «Зачем я жил, для какой цели я родился?» Печорин - не обычный представитель светской аристократии. Он выделяется на фоне окружающих его людей своей незаурядностью. Он умеет критично подойти к любому событию, к любому человеку. Он дает четкие и меткие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери, доктора Вернера.   Печорин  смел,  обладает  большой  выдержкой  и  силой  воли.   Он  единственный бросается в избу, где с пистолетом сидит убийца Вулича, готовый сразить первого, кто войдет к нему. Он не обнаруживает своего волнения, когда стоит под пистолетом Грушницкого. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. И когда он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами», - нетрудно понять, что он имеет в виду: многие как раз делали в те годы карьеру и «обстоятельства» отнюдь не препятствовали им в этом.
У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь попытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пустоте. Его преследуют скука и сознание, что жить так вряд ли «стоит труда». В Печорине ничто не выдает присутствия каких-либо общественных интересов. Дух скептицизма, неверия, отрицания, резко сказывающийся во всем внутреннем складе Печорина, в жестокой холодности его беспощадных афоризмов, говорит сам за себя. И недаром он часто повторяет, что «не способен к великим жертвам для блага человечества», что он привык «сомневаться во всем».
Главная пружина поступков Печорина - индивидуализм. Он идет по жизни, ничем не жертвуя для других, даже для тех, кого любит: он любит тоже лишь для себя, для собственного удовольствия. Лермонтов раскрывает индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, а определенную мировоззренческую концепцию жизни. Печорин - подлинное порождение своего времени, времени поисков и сомнений. Он находится в постоянном раздвоении духа, печать постоянного самоанализа лежит на каждом его шаге. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Для Печорина не существует общественных идеалов. Какими нравственными принципами он руководствуется? «Из двух друзей всегда один раб другого», - говорит он. Отсюда его неспособность к настоящей дружбе и любви. Он - эгоистичный и равнодушный человек, смотрящий «на страдания и радости других только в отношении к себе».
Творцом своей судьбы и единственным своим судьей Печорин считает только себя. Перед своей совестью он постоянно отчитывается, свои поступки он анализирует, пытаясь проникнуть в истоки «добра и зла». Историей жизни Печорина Лермонтов рассказывает о том, что путь индивидуализма противоречит природе человека, ее запросам. Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

Сочинение “Современный мир”

Мы живем в огромном и парадоксальном мире. Здесь голод соседствует с роскошью, бедность – с богатством, счастье – с горем. Одни люди в нашем мире нажимают кнопки смартфонов, ездят в автомобилях, летают самолетами, купаются в горячем душе. А кто-то набирает воду ведром из мутной реки и никогда не научится читать и писать.

Человечество достигло технического прогресса, но так и не достигло всеобщего счастья. Любовь, радость, веселье, доброта и милосердие, оказывается, не зависят от удобств и комфорта, в которых живут люди.

Подробнее...

“На уроке физкультуры” сочинение

Физкультура – мой любимый предмет в школе. Начиная с младших классов у меня было особое отношение к физкультуре. Я с нетерпением ждал урока физкультуры. В детстве я не осознавал причины такого отношения Просто на этом уроке не нужно молча и неподвижно сидеть за партой, долго писать и слушать не всегда понятные объяснения учителя, например. по математике. На уроках физкультуры требуется совсем другое – бегать, прыгать, кувыркаться, а иногда даже ползать! Будучи подростком я начал осознавать, что физическая культура направлена на укрепление здоровья? еловека, на развитие его физи? еских способностей.

Подробнее...

Косцы сочинение

Мне нравится эта картина, так как она очень солнечная. Солнце здесь такое жаркое, как в августе, “зрелое”. Может быть, мне так кажется из-за того, что на картине люди собирают урожай. Они косят пшеницу или рожь.

Мы видим красивые колосья, смешанные с красными и синими цветками. Это уже край поля – тут есть и зеленая трава. Цвета цветков сочетаются с одеждой косцов. В основном, все в белом, но есть мужчина в красной рубашке, есть – в синей. У того в синей на голове венок из колосьев.

Подробнее...

Сочинение на тему Бездомные собаки

Родившаяся в подворотне, не имеющая ни своей конуры, ни клички, ни постоянного пропитания, дворняжка существует в постоянном страхе: каждый способен ее пнуть, кинуть камнем, изгнать из любого места. Со временем Кусака привыкла к такому существованию, но стала злобной и подозрительной. В прохожих она замечает только недругов, которые могут в любую минуту обидеть ее. Жалкое существование загоняет ее в самые захудалые места – в пустынный зимой дачный поселок.

Подробнее...

Спорт это здоровье

В наши дни спорт стал особенно популярным занятием. Молодежь и люди старшего возраста занимаются различными физическими упражнениями, тем самым оказывая положительное влияние на свое здоровье. Спорт – это необходимость, для тех, кто хочет всегда быть здоровым и содержать свое тело в хорошей форме. В первую очередь занятия физическими упражнениями укрепляют весь организм человека, благодаря чему, люди значительно реже болеют респираторными заболеваниями.

Подробнее...

“Мир пушкинской поэзии” сочинение

Н. В. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – “явление чрезвычайное”, поскольку ее предметом является все и “ничто в особенности”. Для Пушкина любая из его тем важна и дорога, ко всему он относится трепетно. Потому-то литературные критики исписывают тома, исследуя творчество великого русского поэта. Потому столько литературы о нем. Он умер в тридцать семь лет, но оставил такое огромное литературное наследие, какого некоторые авторы не сумели оставить, даже дожив до глубокой старости.

Пушкин не мог исчерпать свой талант, поскольку неисчерпаемо число предметов, вызывавших в нем вдохновение. И все-таки есть несколько тем, которые являются основными для Пушкина, “задают тон” его лирике.

Конечно, своеобразным стержнем творчества поэта является свобода. Он без нее не мыслит ни своей жизни, ни творчества. Понятие это всеобъемлюще: это социальный, политический и нравственный идеал Пушкина. Широту этого понятия помогают осознать многочисленные стихотворения, посвященные свободе в различных ее проявлениях.

Говоря о вольнолюбивой лирике Пушкина, прежде всего стоит вспомнить оду “Вольность” и стихотворение “Деревня”. Оба эти произведения хрестоматийные и включаются во все сборники Пушкина. В них поэт смело и открыто выражает свои политические пристрастия и устремления. Идеи Пушкина близки к идеям декабристов – служение общественным идеалам и прямой вызов угнетателям народа:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над Отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Далее не просто к свободе призывает поэт, но к “свободе просвещенной”. От этого рамки стихотворения раздвигаются, оно приобретает широкий, общечеловеческий смысл.

Помимо общественной свободы, свободы как формы существования целого народа, для Пушкина важна и личная независимость. Об этом говорится в стихотворениях “Узник”, “Птичка” и многих других. При этом, будучи не только гражданином и человеком, но и поэтом, Пушкин затрагивал и тему творческой свободы, как в стихотворении “Поэту”:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Сам Пушкин жил по этому принципу – творил, не боясь осуждения, не оглядываясь на мнение толпы. Он говорил лишь то, что хотел сказать. Это одно из главных качеств поэта.

Другая немаловажная тема в творчестве Пушкина – гражданственность и патриотизм. Эта тема, конечно, неразделима со свободолюбивой лирикой. Одна великая любовь прошла через всю жизнь Пушкина – это любовь к Родине, России. А поскольку поэту довелось жить в переломное для нашей истории время, то его патриотизм проявился не столько в мирных, пейзажных стихотворениях, сколько в мятежных, бунтующих (“К Чаадаеву”, “Кинжал”, “Во глубине сибирских руд. “). В стихотворении “К Чаадаеву” поразительным образом слились любовь к свободе, к Родине и к другу. И родились незабываемые строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Кстати, тема дружбы также очень важна для Пушкина. Самые верные и любимые друзья поэта – это, конечно, товарищи лицейских лет. Про них он не забывал никогда, им посвящал лучшие свои стихотворения (“19 октября”, “И. И. Пущину”, “Чем чаще празднует лицей. “). Союз этих людей действительно был “священен” (по выражению самого Пушкина), ибо остался так же крепок через много лет, как и в юности. Немалую роль в формировании взглядов молодого Пушкина сыграли декабристы, многих из которых он также причислял к своим друзьям. Самые известные стихотворения, посвященные декабристам, – “К Чаадаеву” и “Во глубине сибирских руд. ” В них Пушкин открыто присоединялся к своим друзьям и признавался в том, что разделяет их идеалы.

При мысли о друзьях Пушкина невольно вспоминаешь и его возлюбленных. Любовная лирика поэта имеет множество оттенков, но неизменно одно – восприятие поэтом любви, как чувства прекрасного во всех отношениях. Счастливы те женщины (а их немало), которым он посвятил и свои чувства, и свои стихи. Интересно, что лучшими любовными стихотворениями Пушкина признаются отнюдь не те, что посвящены Наталье Николаевне (за исключением, может быть, “Мадонны”). Самые известные произведения поэта на эту тему “Я помню чудное мгновенье. ” и “Я вас любил: любовь еще, быть может. ” К каждой женщине автор обращался как к единственной, желанной, чистой и светлой, даже если вдохновение было вызвано всего лишь мимолетным увлечением.