Рассказ К. Г. Паустовского “Телеграмма”, написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа – Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век “в старом доме, построенном ее отцом – известным художником”. Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала.

Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. “Лучше не мешать”, – решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где “застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам”, ощущать полную ненужность и свою, и своего “мемориального” дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая – ее дочери Насте, в третьей – история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: “Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки”.

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: “Раз мать пишет – значит, жива”. А когда вспоминает “о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней”, спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке.

Когда ее хвалят за организацию выставки, “за заботу о человеке”, Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: “Катя помирает. Тихон”. Раскаяние наступает слишком поздно: “Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила”. Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К. Г. Паустовский выбрал такое название.

 

Охранять природу значит охранять родину

Этот день проводится с целью защиты окружающей среды. Кажется, что Земля – вечная, что человек будет жить на ней всегда, а на самом деле угроза конца всякой жизни таится в самом человеке.

Хозяйственная деятельность людей не способствует сохранению живой природы нашей страны. В процессе добычи полезных ископаемых окружающая среда подвергается сильнейшему загрязнению.

Наша страна очень большая и ее живая и неживая природа весьма богата и разнообразна. Чтобы сохранить ее люди запрещают охоту, ловлю и т. д. Создают питомники по охране животных, заповедники по охране: степей, лесов, озер, рек. Например: для сохранения уникальной природы Черноморского побережья город-курорт Сочи и его окрестности (горные леса) объявлены НАЦИОНАЛЬНЫМ ПАРКОМ.

Подробнее...

Сочинение о России

Россия! Одно только название моей страны звучит гордо и могущественно, а все благодаря не покоримому народу и великим победам. Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная.

О России сказывали в своих произведениях поэты и писатели, о красоте природы, о необъятных просторах, о том, как хорошо проснуться под утренние пение птиц в деревушке. О великолепной зиме в глубинках, не тронутый белый снег, деревья покрыты инеем, вокруг белым бело, как в сказке.

Подробнее...

“Стихи о любви” сочинение

Любовь… Любовь – это все! И то все, что мы знаем о ней.

О любви поют песни, сочиняют стихи, под ее действием совершают удивительные открытия. Любовь – это тайна, загадка, которой невозможно дать четкого определения. Так что же такое любовь?

По моему мнению, любовь – это чувство тепла, умиротворенности, спокойствия и радости на душе, то состояние, когда тебе комфортно и ты можешь быть самим собой. Но любовь бывает разной.

Подробнее...

Образование и воспитание сочинение

Тема воспитания и образования в дворянских семьях была од­ной из актуальных в России в начале XIX века. “В России до­машнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравст­венное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнус­ные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изу­чением двух или трех иностранных языков и начальным осно­ванием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учите­лем”, – писал Пушкин.

Подробнее...

Сочинение “Все работы хороши – выбирай на вкус”

Взрослые часто спрашивают нас, кем мы хотим стать, когда вырастем. Но ведь это так непросто – выбрать ту единственную профессию, в которой ты сможешь стать настоящим мастером. Для этого нужны не только знания, но и возможность попробовать свои силы в разных областях, иначе можно так никогда и не узнать, какими склонностями, способностями и талантами обладаешь.

Я очень люблю цветы. Дома у нас все подоконники тесно заставлены горшками и горшочками с разными растениями. Мне нравится ухаживать за ними, и я стараюсь сделать так, чтобы цветочкам было хорошо летом и зимой. Возможно, когда я вырасту, я стану цветоводом и буду выращивать новые сорта роз, тюльпанов, астр, георгин.

Подробнее...

Мечты о славе и признании

В битве при Тулоне против сторонников короля на юге Франции никому не известный молодой Бонапарт резким вмешательством своей колонны принес победу республиканцам. Это была его первая победа. Князя Андрея, служившего в штабе Кутузова, ни на минуту не отпускает мысль о славе. Поэтому “Тулон” постоянно соседствует с его именем как первая ступенька к ней. Наполеон стал для князя кумиром. Перед сражением всю ночь идет внутренний диалог героя с самим собой, который никто не может перебить. Ему не нужны ни отец, ни сестра, ни жена, ждущая ребенка.

Подробнее...