Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь. Это может быть название лица, животного, неодушевленного предмета или явления.

Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. : А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь.. . (А. Чехов) .

Обращение не вступает ни в подчинительные, ни в сочинительные отношения с другими словами и не является членом предложения.

Оно может занимать в предложении любое место: О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет. (Н. Некрасов) ; Полюбите, дети, труд (В. Маяковский) ; Опять я ваш, о юные друзья (А. Пушкин) .
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой (А. Пушкин) .

– Основная функция обращения состоит в том, чтобы, назвав собеседника (адресата речи) , привлечь его внимание, побудить к восприятию речи. Но обращение употребляется не только для того, чтобы привлечь или поддержать внимание собеседника. Оно выполняет одновременно еще одну функцию: называя собеседника, мы этим названием-обращением оцениваем его и раскрываем свои отношения с ним (родственные, деловые, социальные и др.) . Не случайно обращению уделяется большое внимание в речевом этикете. Как обратиться к незнакомому и знакомому человеку в официальной и неофициальной обстановке и т. д. ? Действительно, неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

– В художественной литературе в роли обращения широко используются нарицательные существительные неодушевленные, что для обращения необычно: эти существительные принимают участие в создании художественного образа (прием олицетворения) .

– Обращение может быть выражено не словом, а сочетанием слов. Такое обращение называется распространенным, и распространителями его могут быть определения, приложения. Например: Ландыш милый, ландыш нежный, белый ландыш, ландыш снежный, наш цветок! Встал ты меж зеленых створок, чтоб тебя, кто только зорок, видеть мог (В. Брюсов) .
Слова-определители при обращении усиливают его дополнительную функцию – выразить отношение говорящего к адресату речи. Поэтому распространенные обращения чаще используются в эмоциональных стилях – в публицистике, в художественной литературе.

– В поэтической речи функции обращения расширяются и обогащаются.
В поэзии обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее высказывание (обычно это развернутые обращения, которые не только называют, но и характеризуют предмет) :

Подруга думы праздной,
Чернильница моя,
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
(А. Пушкин)

– Обращение может составлять отдельную и законченную часть поэтического текста (сама обращенная речь при этом или отсутствует, или сводится к словам-приветствиям) . Такова, например, начальная строфа стихотворения Цветаевой “Генералам 12-го года” :

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, –
Очаровательные франты минувших лет!

– Изолированное обращение (одно или в сочетании с частицей, междометием) , произнесенное с соответствующей интонацией может приобретать самостоятельное коммуникативное значение – выражать просьбу, упрек, напоминание, удивление, призыв, угрозу и т. п. :