Развитие литературы первой волны эмиграции можно разде­лить на два периода:

1920 – 1925 гг. – период становления литературы эмиграции, надежды на возвращение. Преобладает антисоветская, антиболь­шевистская тематика, ностальгия по России, гражданская вой­на изображается с антиреволюционных позиций.

1925 – 1939 гг. – интенсивное развитие издательской деятель­ности, формирование литературных объединений. Надежды на возвращение утрачиваются.

Большое значение приобретает ме­муарная литература, призванная сохранить аромат утраченного рая, картины детства, народные обычаи; исторический роман, как правило, основывающийся на понимании истории как цепи случайностей, зависящих от воли человека; революция и гра­жданская война изображаются уже с более взвешенных пози­ций, появляются первые произведения о ГУЛАГе, концлагерях (И. Солоневич “Россия в концлагере”, М. Марголин “Путешествие и страну Зе-Ка”, Ю. Бессонов “26 тюрем и побег с Соловков”).

В 1933 г. признанием русской зарубежной литературы стала Нобелевская премия Бунину “за правдивый артистический талант, с которым Бунин воссоздал русский характер”.

Вторая волна русской эмиграции была порождена Второй мировой войной. Она складывалась из тех, кто выехал из При­балтийских республик, присоединенных к СССР в 1939 году; из военнопленных, опасавшихся возвращаться домой, где их мог­ли ожидать советские лагеря; из угнанных на работу в Германию советских молодых людей; из тех, кто связал себя сотрудничест­вом с фашистами. Местом жительства для этих людей стала сна­чала Германия, затем США и Великобритания. Почти все сей­час известные поэты и прозаики второй волны начали свою литературную деятельность уже в эмиграции. Это поэты О. Анстей, И. Елагин, Д. Кленовский, И. Чиннов, Т. Фесенко, Ю. Иваск. Как правило, они начинали с социальных тем, но затем пере­ходили к лирическим и философским стихам. Писатели В. Юрасов, Л. Ржевский, Б. Филиппов (Филистинский), Б. Ширяев,

Н. Нароков рассказывали о жизни Советского Союза в преддве­рии войны, о репрессиях, всеобщем страхе, о самой войне и тернистом пути эмигранта. Общим для всех писателей второй волны было преодоление идеологической направленности творче­ства, обретение общечеловеческой нравственности. До сих пор ли­тература второй волны остается мало известной читателям. Одним из лучших доступных произведений является роман Н. Нарокова “Мнимые величины”, рассказывающий о судьбах советских ин­теллигентов, живущих по христианским законам совести в ста­линские годы.

Третья волна эмиграции связана с началом диссидентского движения в конце 1960-х годов и с собственно эстетическими причинами. Большинство эмигрантов третьей волны формиро­вались как писатели в период хрущевской “оттепели” с ее осуж­дением культа личности Сталина.

С провозглашаемым возвра­щением к “ленинским нормам жизни”. Писатели вдохнули воз­дух творческой свободы: можно было обратиться к прежде за­крытым темам ГУЛАГа, тоталитаризма, истинной цены воен­ных побед. Стало возможным выйти за рамки норм социалисти­ческого реализма и развивать экспериментальные, условные формы. Но уже в середине 1960-х годов свободы начали сверты­ваться, усилилась идеологическая цензура, подверглись критике эстетические эксперименты. Начались преследования А. Сол­женицына и В. Некрасова, был арестован и сослан на принуди­тельные работы И. Бродский, арестовали А. Синявского, КГБ запугивал В. Аксенова, С. Довлатова, В. Войновича. В этих усло­виях эти и многие другие писатели были вынуждены уехать за грани­цу. В эмиграции оказались писатели Юз Алешковский, Г. Владимов, А. Зиновьев, В. Максимов, Ю. Мамлеев, Саша Соко­лов, Дина Рубина, Ф. Горенштейн, Э. Лимонов; поэты А. Га­лич, Н. Коржавин, Ю. Кублановский, И. Губерман, драматург А. Амальрик.

Характерной чертой литературы третьей волны было соедине­ние стилевых тенденций советской литературы с достижениями западных писателей, особое внимание к авангардным течениям.

Крупнейшим писателем реалистического направления был Александр Солженицын, за время эмиграции написавший мно­готомную эпопею “Красное колесо”, воспроизводящую важней­шие “узлы” истории России. К реалистическому направлению можно отнести и творчество Георгия Владимова (“Верный Рус­лан”, “Генерал и его армия”), Владимира Максимова (“Семь дней творенья”, “Заглянуть в бездну”, автобиографические ро­маны “Прощание из ниоткуда” и “Кочевье до смерти”), Сергея Довлатова (рассказы циклов “Чемодан”, “Наши” и т. д.). Экзи­стенциальные романы Фридриха Горенштейна “Псалом”, “Ис­купление” вписываются в религиозно-философское русло рус­ской литературы с ее идеями страдания и искупления.

Сатирические, гротескные формы характерны для творчест­ва Василия Аксенова (“Остров Крым”, “Ожог”, “В поисках гру­стного бэби”), хотя трилогия “Московская сага” о жизни поко­ления 1930-40-х годов являет собой чисто реалистическое про­изведение.

Модернистская и постмодернистская поэтика ярко проявля­ется в романах Саши Соколова “Школа для дураков”, “Между собакой и волком”, “Палисандрия”. В русле метафизического реализма, как определяет свой стиль писатель, а по сути в русле сюрреализма пишет Юрий Мамлеев, передающий ужас и аб­сурд жизни в рассказах цикла “Утопи мою голову”, “Русские сказки”, в романах “Шатуны”, “Блуждающее время”.

Третья волна русской эмиграции дала многочисленные и раз­нообразные в жанрово-стилевом отношении произведения. С распадом СССР многие писатели вернулись в Россию, где про­должают литературную деятельность.

 

Сочинение на тему “Интересный человек”

“Людей неинтересных в мире нет. “, – сказал поэт Евгений Евтушенко. Так ли это? Ведь довольно часто о ком-то слышишь, что он – яркая личность, а кто-то “серая мышка”, значит, никому не интересен.
Каждый вкладывает свой смысл в понятие “интересный человек”. Вот однажды я вместе с одноклассницей участвовала в областной олимпиаде по английскому языку. После первого тура был небольшой перерыв, во время которого мы успели познакомиться с девочкой, оказавшейся ученицей той школы, где проходила олимпиада.

Подробнее...

Тема обреченности буржуазного мира

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” построен на впечатлениях Бунина из путешествий по зарубежным странам между 1905 и 1914 годами. А появился этот рассказ в 1915 году.

Иван Алексеевич Бунин рассказывает о жизни людей буржуазии, которым за деньги доступно почти все: автомобильные и парусные гонки, рулетка, стрельба, бой быков, пребывание в любой стране мира. Громадная “Атлантида”, на которой путешествует миллионер, является моделью капиталистического общества.

Подробнее...

Какова роль памяти в современном мире

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования.

Подробнее...

Сочинение Русская зима

“Мороз и солнце-день чудесный. “- вот какие прекрасные слова написал А. С. Пушкин про русскую зиму и он не ошибся. Зима, наверное, самое чудесное время года. Она такая белоснежная, холодная и румяная! С приходом зимы к нам приходит настоящая сказка. Вокруг лежит белый снег, порхают снежинки, дует зимний ветерок, не умолкают веселые голоса детей и светит солнце!

Река покрыта толстым слоем льда. Лед с каждым днем становится все толще. На реке каждый день катаются взрослые и дети.

Подробнее...

Сочинение на тему берегите природу

Берегите природу! Так часто говорят эти слова на классном часу. Однако, что могут делать обыкновенные школьники? Как им удастся сберечь природу? Со временем дети вырастут, начнут работать на предприятиях, основывать собственные компании, которые могут наносить вред природе. Поэтому уже тогда в их сознании заложена ответственность за окружающую среду. Они будут беречь природу.

Подробнее...

Сочинение “Чиновники уездного города”

По словам Н. В. Гоголя, в Ревизоре он задумал посмеяться над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В Авторской исповеди писатель указывал, что он в Ревизоре решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все. несправедливости, какие делались в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливость, и за одним разом посмеяться над всем. Свою комедию он оценивал как произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на общество. Писатель отказывается от традиций классицизма и создает социально-полиҭическую комедию, которая представляет собой широкую карҭину чиновничье-бюрократического правления в России.

Подробнее...