В чем вина Раскольникова? Если не очень задумываться над этими вопросами, то можно ответить однозначно: вина Раскольникова заключается в том, что он совершил преступление -убил человека. Что может быть страшнее убийства? Но давайте поглубже разберемся, что же побудило Раскольникова переступить последнюю черту. Начнем с самого начала, с того времени, когда Раскольников был вынужден оставить учебу в университете. Главной причиной этого было отсутствие средств. Раскольников понял, что продолжать учебу он не может: к этому времени он влез в долги, а вытягивать деньги у матери и сестры ему не позволяла совесть, так как он понимал, что они отдавали ему последнее.

Когда с деньгами было особенно туго, он обращался к старухе-процентщице и закладывал ей разные мелочи за гроши. Алена Ивановна - «крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая», была обладательницей несметных капиталов. Раскольников знал, что она завещала огромные суммы своего состояния церкви на поминовение своей души, хотя у нее была сестра, которой не помешала бы хотя бы малая часть этих богатств. Раскольников чувствовал явное отвращение и неприязнь к старухе. Он всеми силами старался отогнать страшные мысли об убийстве, но они завладели всем его существом. И вот однажды, когда Раскольников в очередной раз пришел к старухе заложить отцовские серебряные часы, он поймал себя на мысли, что внимательно изучает, где старуха держит деньги, какими ключами она отпирает ящики. Но он еще не представлял себе, как он сможет убить человека, хотя мысленно уже давно все рассчитал и продумал до мельчайших подробностей. Однако обстоятельства складывались таким образом, что в нем с каждым днем все больше и больше росло убеждение в справедливости страшного намерения. Сначала встреча и разговор с Мармеладовым о его тяжелой беспросветной жизни, затем письмо матери, сильно взволновавшее Раскольникова. И еще одно, наиболее важное обстоятельство - разговор студента и офицера, услышанный Раскольниковым в кабаке: «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги». И Раскольников решился на убийство. Он осознанно пошел на это, полагая, что цель оправдывает средства. Совершая этот поступок, Раскольников думал, что те благородные цели, которые он преследовал, загладят его вину - преступление и позволят забыть о совершенном злодействе. Он считал себя «необыкновенным человеком», «маленьким Наполеоном», т. е. человеком, которому все дозволено, даже убийство. Но природа обыкновенного человека, каким был на самом деле Раскольников, берет верх. После убийства Раскольников, находясь в состоянии постоянного душевного напряжения, то ужасаясь тому, что совершил, то убеждая себя в правильности теории толпы и кучки властелинов, живет раздвоенной жизнью. Он понимает в душе, что совершил ошибку, убив старуху-процентщицу, сознает крах своей идеи, но боится признаться в этом даже самому себе. Истинная вина Раскольникова состоит в том, что он совершил преступление, - мотивы убийства бывают самые разные, его вина в том, что он противопоставил себя обществу, морали, религии, взяв на себя миссию «высшего судьи», который призван решать человеческие судьбы. Он сознательно идет на тяжкое преступление, сам становится жертвой своего преступления. Жизнь ввергла его в страшные мучения, такие, что даже каторга кажется ему лучшим избавлением от душевных терзаний.

Сочинение “Маленький человек в литературе”

Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А. С. Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Продолжателями этой темы стали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и многие другие.

Что же обозначает выражение “маленький человек”? Какой смысл придается слову “маленький”?

Подробнее...

О подлинном искусстве

Между подлинным искусством и просто искусством существует огромная разница. Просто искусство – это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе и другим людям, или фантазирование, оригинальничание. В простом искусстве все субъективно: и восприятие художником тех или иных ощущений, и формы, в которых он пытается выразить свои ощущения, и восприятие этих форм другими людьми. В одном и том же явлении один художник может ощутить одно, а другой художник – нечто совершенно противоположное.

Подробнее...

Сочинение “Мои недостатки и достоинства”

Идеальных людей не бывает. У каждого человека есть свои недостатки.

Однако есть такие недостатки, которые никому не мешают, а есть такие, что могут быть неприятны другим.

Например, есть люди, проявляющие грубость по отношению к другим. Общаясь с окружающими, они говорят резким, раздражительным тоном. В их речи обычно чувствуется поучительный тон, звучит презрение или высокомерие. Такие люди не считают нужным выслушать собеседника до конца, перебивают его.

Подробнее...

Проблема одиночества сочинение

Вершиной творчества Булгакова справедливо называют роман “Мастер и Маргарита “. Еще ни в одном произведении не было поднято столько философских вопросов, которые до сих пор остаются актуальными для читателя. И особое внимание роман уделяет вопросам одиночества. Каждый из главных героев по-своему одинок и несчастен. Буквально на первых страницах романа появляется человек с прозвищем Бездомный. Такое имя подобрано не случайно и несет в себе символизм. Он является одним из тех, кто пережил революцию 1917 года, потеряв практически все. Но он не смог найти себя в новом мире. Он слоняется по просторам знаний, в поисках призрачной надежды, которая бы могла придать его жизни былой смысл.

Подробнее...

Профессия которую я выбираю

Чтобы прожить жизнь счастливо, надо с головой уйти в любимое дело, тогда некогда будет думать, счастлив ты или нет. Дж. Б. Шоу

Многие из нас еще в детстве задумываются о выборе профессии. Нам нравятся известные люди, и мы хотим быть похожими на них. Мы представляем себя доктором или известным журналистом, юристом или популярным артистом, иногда даже мечтаем быть президентом. Нередко хотим быть похожими на маму или папу. С возрастом наши взгляды меняются: не все профессии, о которых мы мечтали, нас устраивают. Мы более реально смотрим на мир и понимаем, что от того, какую профессию выберем, зависит наше будущее.

Подробнее...

Сочинение на тему любви по рассказу Бунина “Темные аллеи”

Рассказ “Темные аллеи”, написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.

Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением.

Подробнее...