(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)


Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта. Менялся с годами поэт, менялось и его отношение к свободе, но нет такого периода в его жизни, когда бы он был индифферентен. В самом начале своего творческого пути он рассуждает о справедливом устройстве общества.

Он предлагает разбить «изнеженную лиру», потому что предмет поэзии - не область нелепых чувств. Пушкин призывает воспевать свободу, потому что ее нет в стране, в которой живет поэт. Свобода - это закон. Закон - это щит, но это и меч, который «скользит над равными главами». Перед законом все равны, считает Пушкин. Он говорит, что казнь Людовика XVI - произвол: «Закон молчит -народ молчит, падет преступная секира...» Поэт признает, что Павел был тираном, но убийство его опять же незаконно. Пушкин высмеивает самодержавие и его пороки. Одним из таких стихотворений является «Деревня». Его можно отнести к жанру социальной элегии с элементами высокой сатиры, основной прием которой контраст. Первая часть стихотворения резко противопоставлена второй. Поэт сначала показывает деревенскую идиллию в духе сентиментализма. Рисуется великолепный сельский пейзаж, на фоне которого поэт чувствует себя свободным от «суетных оков». Но «мысль ужасная» тревожит поэта. Грехи совершаются не только от отсутствия закона, но и от стремления к славе, которое рождает тиранов. Свобода должна быть просвещенной, а рабство пасть «по манию царя». Поэт пишет, что «дремлет меч законов», поэтому творится произвол. Рабство не падет «по манию царя», но есть кинжал как возмездие, как справедливое насилие. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на 30-е гг. XIX в., т. е. на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. Поэт рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет человек от рабства и царей. Друг! этот край... моя отчизна! Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видит в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: «Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда. Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!» Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: «Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах». Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: «Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе...» Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе». Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем, прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов. Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

Сочинение в виде репортажа

Звенит звонок. Перемена. Автор этого репортажа находится сейчас в 7 “Б” классе и наблюдает за развивающимися событиями. Итак, 30 человек в одну минуту вскакивают со своих мест и несутся к выходу. Через секунду класс пустеет, остаются только дежурные. Тихая на уроках школа, на переменах превращается в растревоженный улей.

Вдруг отворяется дверь, и в класс врывается Ваня, победно размахивая руками. Он торжественно и громогласно заявляет: “Она не пришла. ” Она – это учительница по английскому. Класс оглашается радостными криками.

Подробнее...

Сочинение “Ценности современной молодежи”

Каждое поколение вносит что-то новое в развитие общества. Однако при этом все новое базируется на старых основах. Молодежь – это отражение направления развития общества. Глядя на молодых людей, можно понять, куда и с какой целью движется общество.

Иногда пожилые люди ругают молодежь, считая, что они ведут себя не так, как следовало. Однако при этом не стоит забывать, что именно эти пожилые люди и воспитали новое поколение. Конечно, ценности современной молодежи отличаются от ценностей прошлых поколений.

Подробнее...

Люди с горячим сердцем

Жертвы хищников в пьесах Александра Николаевича Ост­ровского делятся на две группы: безропотных и непокорных. К первым относятся, например, Купавина и Лыняев из пьесы” Волки и овцы”. Драматург не проявляет к ним никакой сим­патии. Они привыкли к паразитическому образу жизни, их моральная гибель предрешена.

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто восстает про­тив деспотии и цинизма, лжи и попрания человеческого до­стоинства. Наряду с протестующим образом Катерины из пье­сы” Гроза” Островский создал целую галерею персонажей, от­личающихся горячим сердцем, душевной красотой.

Подробнее...

Сочинение о языке

Каждый из нас познает мир: одним познание дается труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить.
С доисторических времен человек живет в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.

Подробнее...

“Для чего нужна литература” сочинение

Желательно написать на бумаге, предварительно взяв в руку ручку:) Писать о том, что читать – нужное занятие, чтобы развить память, внимание, почерпнуть полезное, получить удовольствие. Но самое главное – литература в школе не должна быть чтением и тупым пересказыванием текста за оценку, то есть бартером. Ребенок должен научиться понимать прочитанное, научиться критически мыслить – выстраивать свою точку зрения и обосновывать ее, руша стереотипы мышления и привычную трактовку. Ну и, само собой, учителя должны показать детям, что писатели и прочие корифеи литературы – не иконы, не постаменты, не памятники.

Подробнее...

Любимое время года весна сочинение

Мое любимое время года – весна.

Я люблю весну. Это прекрасное время года. Весна приходит и природа просыпается от зимней спячки. Дни становятся длиннее, а ночи становятся короче.

Земля покрыта свежей зеленой травой и появляются первые весенние цветы. Какая прелесть эти белые подснежники!

Подробнее...