(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)


Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта. Менялся с годами поэт, менялось и его отношение к свободе, но нет такого периода в его жизни, когда бы он был индифферентен. В самом начале своего творческого пути он рассуждает о справедливом устройстве общества.

Он предлагает разбить «изнеженную лиру», потому что предмет поэзии - не область нелепых чувств. Пушкин призывает воспевать свободу, потому что ее нет в стране, в которой живет поэт. Свобода - это закон. Закон - это щит, но это и меч, который «скользит над равными главами». Перед законом все равны, считает Пушкин. Он говорит, что казнь Людовика XVI - произвол: «Закон молчит -народ молчит, падет преступная секира...» Поэт признает, что Павел был тираном, но убийство его опять же незаконно. Пушкин высмеивает самодержавие и его пороки. Одним из таких стихотворений является «Деревня». Его можно отнести к жанру социальной элегии с элементами высокой сатиры, основной прием которой контраст. Первая часть стихотворения резко противопоставлена второй. Поэт сначала показывает деревенскую идиллию в духе сентиментализма. Рисуется великолепный сельский пейзаж, на фоне которого поэт чувствует себя свободным от «суетных оков». Но «мысль ужасная» тревожит поэта. Грехи совершаются не только от отсутствия закона, но и от стремления к славе, которое рождает тиранов. Свобода должна быть просвещенной, а рабство пасть «по манию царя». Поэт пишет, что «дремлет меч законов», поэтому творится произвол. Рабство не падет «по манию царя», но есть кинжал как возмездие, как справедливое насилие. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на 30-е гг. XIX в., т. е. на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. Поэт рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет человек от рабства и царей. Друг! этот край... моя отчизна! Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видит в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: «Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда. Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!» Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: «Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах». Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: «Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе...» Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе». Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем, прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов. Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

“Отношения в семье” сочинение

Когда человек приходит в этот мир, первые, кто его окружают – это его семья. Они заботятся о нем, растят и воспитывают, прививая моральные нормы и создавая установки на будущее. Ребенок смотрит на поведение и взаимоотношения своих родных и потом копирует их. Часто это происходит бессознательно.

Бывают семьи, где внимание воспитанию новых членов не уделяется вовсе. Тогда ребенок растет как бы сам по себе. В качестве примера для подражания он выбирает героев с телеэкрана или старших товарищей. Редко когда из этого выходит что-нибудь хорошее.

Подробнее...

“Письмо Печорину” сочинение

Печорин – незаурядная личность. Он умен, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой Лермонтова энергичен, активен, “бешено гоняется за жизнью”. Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру “по пустякам”. Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия.

Подробнее...

Не стоит земля без праведника

Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двад­цать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произ­ведениями, в которых раскрывается мастерство в изображе­нии характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. “Матренин двор”.

Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоен­ная жизнь русского села.

Подробнее...

Сочинение на тему искусство

Искусство – это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами.

Подробнее...

Благородство против подлости

А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства – честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.

Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает.

Подробнее...

Сочинение “Жизненный опыт”

Размышление на тему “Опыт и ошибки” всегда актуально – в любом возрасте, в любом государстве с любой ментальной ориентацией. Однако всякое подобное размышление непременно будет осуществляться на своем уровне.

К примеру, для маленького ребенка на его уровне происходит понимание правомерных или неправомерных вещей. Если рассмотреть типичную примерную ситуацию, то можно сделать определенные выводы. Например, мама посылает четырехлетнего сына в огород, чтобы тот сорвал морковь, сын возвращается, но приносит свеклу. Она начинает ему что-то укоризненно говорить, мальчик ощущает дискомфорт от того, что “принес не то, что просили”, замыкается в себе и каким-то шестым чувством понимает, что допустил оплошность, но допустил он ее не по своей шалости или вредности.

Подробнее...