(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)


Проблемы свободы, рабства, угнетения человека, крепостничества особо остро волновали передовых людей XIX в. Это находило отражение и в их творчестве. Через все творчество Пушкина лейтмотивом проходит тема свободы, называемая иначе вольнолюбивой лирикой. С самых ранних стихотворений Пушкина становится ясно, что проблемы свободы и несвободы живо волнуют поэта. Менялся с годами поэт, менялось и его отношение к свободе, но нет такого периода в его жизни, когда бы он был индифферентен. В самом начале своего творческого пути он рассуждает о справедливом устройстве общества.

Он предлагает разбить «изнеженную лиру», потому что предмет поэзии - не область нелепых чувств. Пушкин призывает воспевать свободу, потому что ее нет в стране, в которой живет поэт. Свобода - это закон. Закон - это щит, но это и меч, который «скользит над равными главами». Перед законом все равны, считает Пушкин. Он говорит, что казнь Людовика XVI - произвол: «Закон молчит -народ молчит, падет преступная секира...» Поэт признает, что Павел был тираном, но убийство его опять же незаконно. Пушкин высмеивает самодержавие и его пороки. Одним из таких стихотворений является «Деревня». Его можно отнести к жанру социальной элегии с элементами высокой сатиры, основной прием которой контраст. Первая часть стихотворения резко противопоставлена второй. Поэт сначала показывает деревенскую идиллию в духе сентиментализма. Рисуется великолепный сельский пейзаж, на фоне которого поэт чувствует себя свободным от «суетных оков». Но «мысль ужасная» тревожит поэта. Грехи совершаются не только от отсутствия закона, но и от стремления к славе, которое рождает тиранов. Свобода должна быть просвещенной, а рабство пасть «по манию царя». Поэт пишет, что «дремлет меч законов», поэтому творится произвол. Рабство не падет «по манию царя», но есть кинжал как возмездие, как справедливое насилие. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на 30-е гг. XIX в., т. е. на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. Поэт рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет человек от рабства и царей. Друг! этот край... моя отчизна! Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видит в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: «Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда. Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда!» Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: «Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах». Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: «Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе...» Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе». Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем, прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов. Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни.

Подробнее...

Сочинение “Язык и речь”

Язык – это уникальная вещь, которой владеет человек. Он служит для общения людей и оформления мыслей в слова. Интересно то, что язык существует вне зависимости от того, кто на нем говорит. Есть даже так называемые “мертвые языки”: людей, говорящих на них, нет, но они продолжают существовать. К такому разряду относятся латинский, санскрит, древнерусский, древнегреческий. Помимо разговорных, существуют языки программирования, жестов, цветов и животных.

Для того чтобы правильно и культурно общаться, мало просто знать язык. Его знание необходимо подкреплять практическим использованием, то есть владеть речью. Это практическое использование языка.

Подробнее...

“Свободен ли человек” сочинение

Свободен ли я? Если да, то на сколько? Если нет, то в чем? “кто кем побежден, тот тому и раб” Этот вопрос, я полагаю ни в коем случаи нельзя рассматривать с одного ракурса, и поэтому я оценю степень своей свободы с разных сторон.

Я себя рассмотрю, как гражданина РФ, кем я собственно и являюсь. Закон РФ предполагает свободу мысли, слова, права на жизнь, передвижения и многое другое. Те законы, которые помогают чувствовать себя в какой-то мере свободным.

Подробнее...

“Летний дождь” сочинение

Теплый и радостный, несущий обновление всей природе, летний дождь – долгожданное и невероятно приятное явление для измученных зноем лесов и полей, пыльных улиц и домов. Шумный летний дождь внезапен и коварен, но его мнимая суровость мгновенно тает, отдавая живительную влагу всем, кто жаждет ее целебной силы.

Прелесть летнего дождя непререкаема, его отчетливый и неумолчный шум словно говорит о том, как исстрадалась земля, и напоить ее – первейшая задача природы.

Подробнее...

“Описание вечера” сочинение

Однажды мы с родителями выехали на природу с палатками. Нам очень хотелось отдохнуть от городской суеты и шума, поэтому мы решили провести выходные в лесу. Там я обратил внимание на то, чего раньше не замечал – каким красивым может быть летний вечер.

Изматывающая полуденная жара, наконец, сходит на нет, оставляя после себя приятное тепло. Солнце приближается к горизонту, его яркий свет смягчается, а тени удлиняются. Легкий ветерок касается сосновых веток и отовсюду становятся слышны птичьи голоса.

Подробнее...

Сочинение Жизнь подростка

Интернет. Это первое, что приходит на ум, когда говорят о современной молодежи. А если уж пошла речь о подростках, 13-17-летних, то они по несколько часов на день проводят во всемирной паутине. Легко вспомнить истории моих знакомых, которые приходят в школу еле живые и рассказывают, как всю ночь напролет соревновались в компьютерных играх.

Однако не все и не все время проводят в режиме “Online”. В Интернете многие находятся ради общения с людьми. Общаются подростки и в школе, после нее: прогуливаясь по городу, сидя у подъездов, приходя в гости друг к другу.

Подробнее...