Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени. Эта тема нашла отражение в романе Тургенева «Отцы и дети» и в романе Чернышевского «Что делать?» Главные герои этих произведений представляют собой новый тип передовой молодежи. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: «Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже давал уже уроки.

Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу». Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но «надо полагать, - писал Герцен, - что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая. Евгений Васильевич содержал себя собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить себя к будущей деятельности». Базарову и «новым людям» присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук. В романе «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит О Базарове: «Главный предмет его - естественные науки». Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование любви. Многие взгляды Базарова, вследствие их примитивности, были начисто разбиты самой жизнью. Так, после знакомства с Одинцовой в нем пробуждается настоящее поэтическое чувство. Но даже любовь к Одинцовой не смогла заставить Базарова отказаться от своих взглядов. Для него убеждения важнее, чем любовь. Такое отношение к любви сближает Базарова с Рахметовым, который приносит любовь в жертву своему делу. Рахметов - человек умный, образованный, обладающий железной волей. В отличие от Базарова и «новых людей» он был из фамилии, известной с XIII в., т. е. одной из древнейших не только у нас, айв целой Европе. Но, несмотря на свое происхождение, Рахметов был гораздо ближе к народу, чем Базаров. Рахметов много путешествовал по России, знакомился с жизнью народа, даже работал вместе с бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали его Никитушкой Ломовым. Про Базарова же крестьяне говорили: «Известно, барин: разве он что понимает?» Базаров, так же как и Рахметов, понимал необходимость преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь. «Мы драться хотим», - говорил он Аркадию. Однако программы преобразований у Базарова не было. Он оказался просто нигилистом. Базаров считает, что его миссия состоит только в том, чтобы «место расчистить». Рахметов и «новые люди» знали, за что они борются, представляли себе основные черты общества будущего. «Новые люди» даже стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательной цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда не отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов. Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь могла заставить Базарова усомниться в этом. Например, утверждение Базарова: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» - выглядит несколько догматично. У «новых людей» оно выражается в теории разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере Павловне: «Человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, влияния берут верх над другими, когда поступок  имеет житейскую  важность,  эти побуждения  называются  выводами,  игра  их  в человеке - соображением выгод, поэтому человек всегда действует по расчету выгод». Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его «тифусом». Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число «новых людей» постоянно растет и что их деятельность уже дает определенные результаты. Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период разночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как она стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение 1860-х гг., он рисует образы «новых людей» с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к «нигилизму» автора «Отцов и детей».

Является ли показателем нравственности человека приобщение к культуре

Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.

Понятие культуры

Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру.

Подробнее...

Сочинение на тему “Сложные предложения”

Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанию и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: я Вошел в лес и услышал, как кукует кукушка.

Сложные предложения делятся на сложные союзные и бессоюзные сложные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В сполучникових предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или связующих слов.

Подробнее...

Иди в огонь за честь Отчизны

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Конец 1850-1860 годов – время идейной и художественной зрелости Некрасова, когда он сблизился с революционной демократией. В 1856 году вышла книга его стихотворений, имевшая огромный успех. Сборник открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, которое стало поэтическим манифестом нового демократического, революционного направления в литературе.

Подробнее...

Сочинение “Профессия военного”

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество. Однако, принимая решение о выборе профессии, необходимо помнить о трудностях, которые несет воинская служба. Офицер, прапорщик, сержант или рядовой принадлежит не себе. В любой момент Родина может отдать приказ отправиться с самую отдаленную точку мира на неопределенный срок. Там может не быть нормальных бытовых условий. Может существовать реальная опасность жизни и здоровью.

Подробнее...

Моя первая учительница

Мою первую учительницу звали Ольга Степановна. Она казалась мне совсем молодой, наверное, потому, что была очень энергичной и веселой. Ольга Степановна всегда придумывала для нас разные праздники и внеклассные занятия, устраивала небольшие экскурсии по городу и пикники в школьном саду. Она была готова помочь с любой проблемой, объяснить после уроков пример или задачу.

Свои уроки математики Ольга Степановна вела с настоящим вдохновением, она была действительно влюблена в свой предмет. Моя мама рассказывает, что каждое родительское собрание в итоге. превращалось в урок математики, так как Ольга Степановна хотела объяснить родителям то, что не поняли мы.

Подробнее...

Сочинение с прямой речью

Прямая речь – такой способ передачи чужой речи, при котором она четко отделяется от речи автора, воспроизводится дословно, а потому полностью сохраняет свои лексические, грамматические, интонацион­ные и стилистические особенности. Прямая речь может использоваться как для передачи слов и невысказанных мыслей другого лица, так и слов и мыслей, принадлежащих самому автору. Например:

Подробнее...