Практически всех крупных русских писателей волновала судьба передового человека своего времени. Эта тема нашла отражение в романе Тургенева «Отцы и дети» и в романе Чернышевского «Что делать?» Главные герои этих произведений представляют собой новый тип передовой молодежи. По социальному происхождению Базаров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих героях: «Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет помогал отцу в переписывании бумаг, с IV класса гимназии тоже давал уже уроки.

Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу». Тургенев ничего не рассказывает о студенческих годах Базарова, но «надо полагать, - писал Герцен, - что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая. Евгений Васильевич содержал себя собственными трудами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность готовить себя к будущей деятельности». Базарову и «новым людям» присуще стремление к образованию, к изучению естественных наук. В романе «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаются медициной, но и Вера Павловна. Базаров также уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий говорит О Базарове: «Главный предмет его - естественные науки». Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существование любви. Многие взгляды Базарова, вследствие их примитивности, были начисто разбиты самой жизнью. Так, после знакомства с Одинцовой в нем пробуждается настоящее поэтическое чувство. Но даже любовь к Одинцовой не смогла заставить Базарова отказаться от своих взглядов. Для него убеждения важнее, чем любовь. Такое отношение к любви сближает Базарова с Рахметовым, который приносит любовь в жертву своему делу. Рахметов - человек умный, образованный, обладающий железной волей. В отличие от Базарова и «новых людей» он был из фамилии, известной с XIII в., т. е. одной из древнейших не только у нас, айв целой Европе. Но, несмотря на свое происхождение, Рахметов был гораздо ближе к народу, чем Базаров. Рахметов много путешествовал по России, знакомился с жизнью народа, даже работал вместе с бурлаками, которые за выносливость и силу прозвали его Никитушкой Ломовым. Про Базарова же крестьяне говорили: «Известно, барин: разве он что понимает?» Базаров, так же как и Рахметов, понимал необходимость преобразований в жизни общества и выступал за революционный путь. «Мы драться хотим», - говорил он Аркадию. Однако программы преобразований у Базарова не было. Он оказался просто нигилистом. Базаров считает, что его миссия состоит только в том, чтобы «место расчистить». Рахметов и «новые люди» знали, за что они борются, представляли себе основные черты общества будущего. «Новые люди» даже стремились перенести некоторые из них в настоящее. Таковы были их семейные отношения и устройство мастерских Верой Павловной. Отсутствие окончательной цели у Базарова сделало догматичными его суждения. Он практически никогда не отстаивал своей точки зрения, не пытался доказать правильность своих выводов. Свое утверждение он считал неопровержимой истиной, и лишь сама жизнь могла заставить Базарова усомниться в этом. Например, утверждение Базарова: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» - выглядит несколько догматично. У «новых людей» оно выражается в теории разумного эгоизма, которую Лопухов излагает Вере Павловне: «Человек действует по необходимости, его действия определяются влияниями, влияния берут верх над другими, когда поступок  имеет житейскую  важность,  эти побуждения  называются  выводами,  игра  их  в человеке - соображением выгод, поэтому человек всегда действует по расчету выгод». Отсутствие окончательной цели у Базарова, жизненная несостоятельность его взглядов лишали его будущего. Это автор подчеркивает с помощью художественных средств. Так, Базаров одинок, у него нет друзей, которые полностью разделяли бы его взгляды. Нелепая смерть героя также не вытекает из логики романа. Герцен писал, что Тургенев не знал, что делать с Базаровым, и уморил его «тифусом». Чернышевский же, в отличие от Тургенева, изображает людей, за которыми будущее. Он пишет, что число «новых людей» постоянно растет и что их деятельность уже дает определенные результаты. Такая разница в изображении героев и их взглядов объясняется тем, что Тургенев отразил в своем романе начальный период разночинно-демократического движения. Базарову не суждена победа, так как она стоит еще в преддверии будущего, и этим Тургенев объясняет причину его гибели. Чернышевский описывает движение 1860-х гг., он рисует образы «новых людей» с безоговорочным сочувствием, без тех внутренних противоречий, которые были характерны для отношения к «нигилизму» автора «Отцов и детей».

“Роль человека в мире” сочинение

На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живешь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа все равно окружает тебя всю жизнь. Но задумываемся ли мы о природе? Вспоминаем ли мы о ней когда-то, кроме тех случаев, когда нам нужно воспользоваться ее ресурсами? На данный момент человечество использует нашу планету совершенно неэкономично, и по данным официальных организаций, чтобы окупить все расходы, нам понадобится две с половиной планеты. Люди выбрасывают расходы в океаны, вырубают леса.

Подробнее...

Мое село

Здорово провести время можно в сельской местности. Я очень люблю мое село. В селе я часто хожу в лес, на речку или озеро.

Самое лучшее место в моем Селе это лесное озеро. Именно здесь можно отдохнуть, позагорать, покупаться. А рыбачит здесь, одно удовольствие. На песчаным берегу можно наслаждаться живописностью озера. Озеро, как волшебное зеркало, скрывает в себе очень много загадок. О нашем озере слагают легенды. Но особенно оно красиво осенью.

Подробнее...

Сочинение на тему “Радости жизни”

Определить чувство радости и объяснить его, на мой взгляд, довольно сложно. Мы гораздо острее ощущаем груз повседневных забот и обязанностей, и переживаем грусть или печаль, чем маленькие, ежедневные радости.

Но стоит только остановиться и прислушаться к себе, как открываются многочисленные грани простых жизненных радостей.

Такое чувство как радость, естественная часть человеческой жизни. Ведь минуты радости бывают разные.

Подробнее...

“Красота сотворенная человеком” сочинение

Творец создал Вселенную гармоничной и прекрасной. С самого рождения, человека окружает несравненная красота мира. Как таинственен могучий лес, сколько тайн и загадок хранится в его мудром молчании! Как прекрасен весенний луг, где изобилие красок полевых цветов сплетает волшебный ковер! Как прекрасно летнее небо, на котором мерцающие золотом звезды предлагают окунуться нам в тайну мироздания! Как захватывает взор бушующее море, погружая нас в размышления и грезы! Как очищает человеческую душу пламя огня, как бы сжигая все лишнее и непристойное! На какие переживания нас наталкивает нудный моросящий дождь?

Подробнее...

Сочинение на тему “Охраняй природу”

Природа – это все то, что нас окружает: цветы, деревья, водоемы, леса и многое другое. Благодаря природе, человек жив, ведь мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля, носим вещи, сделанные из природных материалов, человек неразрывно связан с природой, без нее у него не будет жизни, поэтому мы должны любить, беречь и защищать природу.

На сегодняшний день одной из главных глобальных проблем является экологическая проблема. Человек ежедневно загрязняет природу, выбросами от заводов, выхлопами от транспортных средств, мусором.

Подробнее...

Сочинение на тему “Проблема чести”

Проблема чести, долга и человеческого достоинства традиционна для произведений русской литературы XIX века. Повесть “Капитанская дочка” – итог долгих размышлений А. С. Пушкина над этой проблемой. Писателя волновало “отсутствие общественного мнения. равнодушие ко всякому долгу, справедливости, истине”, приводило в отчаяние “презрение к человеческой мысли и достоинству”. Еще в письме к Чаадаеву он говорил об общественной жизни как о “грустной вещи”.

Подробнее...