Добро и зло вроде бы два полярных понятия, в лингвистике они являются антонимами. Но так ли это? Не совсем. Добро и зло всегда идут рука об руку, как сестры-близнецы, всегда дополняя друг друга. Нет добра без зла, нет зла без добра. Очень часто добро и зло становятся частью человека. Очень хорошо об этом сказал Александр Исаевич Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»: «.. .линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека...
В течение жизни одного сердца линия эта перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру... от добра до худа один шажок, говорит пословица, значит, и от худа до добра».


Так обстоит дело с каждым человеком. Так обстоит дело и с Александром Григорьевичем Печориным - главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин вроде бы никому не желает зла, но совершает его каждый раз, когда ему кажется, что он делает добро. Добро и зло присутствуют в Печорине, приводя к некоторой раздвоенности. В. Г. Белинский так определил это состояние Печорина: «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их».
В повести «Тамань» Печорин желает добра контрабандистов, пытаясь помочь им вернуться к честной жизни, наставить их на путь истинный. Но к чему приводит добро Печорина? Нас поражает, как разрушает Печорин порядок жизни «мирных контрабандистов»: вмешательство Печорина приводит к трагедии для слепого мальчика, превратности судьбы ожидают бежавших Янко и девушку. И только грусть и скука остаются в душе самого Печорина.
В конце повести лишь в одной фразе приоткрывается жизненная позиция героя, в соответствии с которой он занят своей кипучей, но бесцельной деятельностью. Печорин заявляет, что ему нет дела «до радостей и бедствий человеческих».
Не желал зла Печорин и Бэле, когда похищал ее. Он хотел сделать ее счастливой. Но его «добрый» поступок приносит много горя и самой Бэле, и всей ее семье. Бэла убита, убит ее отец, Казбич, ее брат. Азамата также ждет смерть. Печорин признается в повести «Бэла», что сам не знает, «глупец он или злодей...».
Однако особенно ярко печоринское зло, ходящее на «костылях добродетели», проявилось в части романа «Журнал Печорина», в повести «Княжна Мери».
В «Княжне Мери» исповедь Печорина превращается в строгий беспристрастный суд героя над самим собой. Он погружается в рефлексию и самоанализ, подробно и точно воссоздавая тот внутренний психопоток, который питает его внешние поступки. В записи от 3 июня Печорин сам раскрывает свою жизненную позицию, признав, что он смотрит на страдания и радости других только в отношении к себе, что счастьем считает «насыщенную гордость», «торжество власти». И действительно, в романе он подчиняет себе события, вторгается в чужие судьбы, властно направляя их в трагическое русло. И окружающие люди действуют по его незримым импульсам, выполняя намеченные им планы: мягкий и ничтожный себялюбец Грушницкий вовлекается в острую ситуацию нравственного выбора и, не вынеся собственной подлости, в ярости, отчаянно погибает; княжна Мери, любви которой добивался Печорин, узнав о его игре, испытывает тяжелый душевный кризис; он чуть не губит жизнь единственной женщины, которую любил, - Веры. Поистине Печорин, как сам он понимает, выполняет роль топора в руках судьбы, с одинаковым равнодушием падающего на головы виновных и невинных.
Печорин сам понимает, что несет зло людям. Перед дуэлью с Грушницким он подводит итоги прошлого и настоящего, говорит о силах необъятных, скрытых в его душе, о том, что не удалось ему угадать великой цели, назначенной в жизни. Он отмечает трагическую последовательность его вмешательства в чужие судьбы, бесплодность своей любви, которая никому не принесла счастья.
Еще в начале романа Печорин говорил, что он всегда «глубоко чувствовал добро и зло... Я всегда был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Вспоминаются строки из лермонтовской «Думы», которые В. Г. Белинский предложил в качестве эпиграфа к «Герою нашего времени»:
«И ненавидим мы и любим мы случайно...»
Что же заставляет Печорина творить зло, хотя хочет ли он творить добро? Ответ один -индивидуализм   Печорина.   И   в   повести   «Фаталист»   дается   философское   обоснование индивидуализма Печорина, позволяющего ему не задумываясь творить зло. Фатализм - рок, судьба, предопределение. Вопрос о предопределении в сущности является вопросом о существовании высшей силы, которая управляет жизнью человека и всем на Земле, т. е. вопрос о существовании Бога. Не Бог определяет судьбу человека, а человек. Он один в мире, а потому рассчитывать должен лишь на свои силы. Ничто не ограничивает его личностной самостоятельности, он вправе сам решать, что хорошо, что дурно. Нет божественных заповедей. И человек должен найти какие-то другие причины и обоснования необходимости жить для других, творить добро или зло, совершать подвиги. Печорин пока еще этих оснований не находит. Если Бога нет, то на место его встает сам человек, ставший индивидуалистом и сам выбирающий путь добра или зла.
Герцен так сказал о Печорине: «Он выразил глубокую скорбь и разочарованность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека, за злом которого всегда стояло добро и наоборот».

Сочинение Учитель года

В современном мире существует огромное количество разнообразных профессий. Некоторые из них появились совсем недавно, а другие – много лет назад. Одной из старейших профессий является профессия учителя.

Учитель – это человек, который необходим всем и каждому. Без учителя не будет ни врача, ни инженера. Все профессии важны для нормального существования в цивилизованном мире. Но, если не будет учителей, то цивилизации придет конец.

Подробнее...

Какова роль человеческой памяти

Человеческая память. Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе.

Проблема, поднятая в тексте, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не напоминает о том, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки.

Подробнее...

Что такое культура речи

Культура – это своего рода свод законов и правил, согласно которым человек должен вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Культура должна прививаться с детства, в первую очередь родителями, а также социумом, в котором вращается человек. Культурными источниками безусловно служат и книги, обогащая наши мысли культурным топливом.

О различных проявлениях культуры в социуме вы узнаете из статьи. Для чего нужна культура.

Подробнее...

Сочинение “О вкусах не спорят”

Можно спорить о вкусах? Можно ли осуждать человека за то, что ей нравится одна вещь и вызывает осуждение других? Как известно, не бывает двух одинаковых людей, а поэтому и взгляды на одно и то же явление, событие, вещь не могут быть абсолютно идентичными. Одни отдают предпочтение белому цвету, а другие – черном, одним нравится классическая музыка, а другие не мыслят жизни без года. И это правильно, потому что если бы всем людям на Земле нравилось одно и то же, мы, пожалуй, превратились бы в какую-то серую массу, не могли бы проявить свою индивидуальность, затерялись бы среди других. Однако, это лишь одна из точек зрения.

Подробнее...

Сочинение по пословице “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь. Как гласит русская народная пословица: “Без труда не выловишь рыбку из пруда”. Действительно, людям, что не прикладывают усилий для исполнения своих желаний, не на что надеяться. Поэтому важно осознавать, что в жизни нужно меньше бездельничать, главное: отбросить свою лень и идти покорять чудный мир.

Подробнее...

Особенности современной русской литературы

В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жан­ров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в совет­ские годы утративших свою актуальность. Одним из таких явля­ется авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевро­пейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Тол­стой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими пред­приимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего време­ни.

Подробнее...