Добро и зло вроде бы два полярных понятия, в лингвистике они являются антонимами. Но так ли это? Не совсем. Добро и зло всегда идут рука об руку, как сестры-близнецы, всегда дополняя друг друга. Нет добра без зла, нет зла без добра. Очень часто добро и зло становятся частью человека. Очень хорошо об этом сказал Александр Исаевич Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»: «.. .линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека...
В течение жизни одного сердца линия эта перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру... от добра до худа один шажок, говорит пословица, значит, и от худа до добра».


Так обстоит дело с каждым человеком. Так обстоит дело и с Александром Григорьевичем Печориным - главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин вроде бы никому не желает зла, но совершает его каждый раз, когда ему кажется, что он делает добро. Добро и зло присутствуют в Печорине, приводя к некоторой раздвоенности. В. Г. Белинский так определил это состояние Печорина: «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их».
В повести «Тамань» Печорин желает добра контрабандистов, пытаясь помочь им вернуться к честной жизни, наставить их на путь истинный. Но к чему приводит добро Печорина? Нас поражает, как разрушает Печорин порядок жизни «мирных контрабандистов»: вмешательство Печорина приводит к трагедии для слепого мальчика, превратности судьбы ожидают бежавших Янко и девушку. И только грусть и скука остаются в душе самого Печорина.
В конце повести лишь в одной фразе приоткрывается жизненная позиция героя, в соответствии с которой он занят своей кипучей, но бесцельной деятельностью. Печорин заявляет, что ему нет дела «до радостей и бедствий человеческих».
Не желал зла Печорин и Бэле, когда похищал ее. Он хотел сделать ее счастливой. Но его «добрый» поступок приносит много горя и самой Бэле, и всей ее семье. Бэла убита, убит ее отец, Казбич, ее брат. Азамата также ждет смерть. Печорин признается в повести «Бэла», что сам не знает, «глупец он или злодей...».
Однако особенно ярко печоринское зло, ходящее на «костылях добродетели», проявилось в части романа «Журнал Печорина», в повести «Княжна Мери».
В «Княжне Мери» исповедь Печорина превращается в строгий беспристрастный суд героя над самим собой. Он погружается в рефлексию и самоанализ, подробно и точно воссоздавая тот внутренний психопоток, который питает его внешние поступки. В записи от 3 июня Печорин сам раскрывает свою жизненную позицию, признав, что он смотрит на страдания и радости других только в отношении к себе, что счастьем считает «насыщенную гордость», «торжество власти». И действительно, в романе он подчиняет себе события, вторгается в чужие судьбы, властно направляя их в трагическое русло. И окружающие люди действуют по его незримым импульсам, выполняя намеченные им планы: мягкий и ничтожный себялюбец Грушницкий вовлекается в острую ситуацию нравственного выбора и, не вынеся собственной подлости, в ярости, отчаянно погибает; княжна Мери, любви которой добивался Печорин, узнав о его игре, испытывает тяжелый душевный кризис; он чуть не губит жизнь единственной женщины, которую любил, - Веры. Поистине Печорин, как сам он понимает, выполняет роль топора в руках судьбы, с одинаковым равнодушием падающего на головы виновных и невинных.
Печорин сам понимает, что несет зло людям. Перед дуэлью с Грушницким он подводит итоги прошлого и настоящего, говорит о силах необъятных, скрытых в его душе, о том, что не удалось ему угадать великой цели, назначенной в жизни. Он отмечает трагическую последовательность его вмешательства в чужие судьбы, бесплодность своей любви, которая никому не принесла счастья.
Еще в начале романа Печорин говорил, что он всегда «глубоко чувствовал добро и зло... Я всегда был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». Вспоминаются строки из лермонтовской «Думы», которые В. Г. Белинский предложил в качестве эпиграфа к «Герою нашего времени»:
«И ненавидим мы и любим мы случайно...»
Что же заставляет Печорина творить зло, хотя хочет ли он творить добро? Ответ один -индивидуализм   Печорина.   И   в   повести   «Фаталист»   дается   философское   обоснование индивидуализма Печорина, позволяющего ему не задумываясь творить зло. Фатализм - рок, судьба, предопределение. Вопрос о предопределении в сущности является вопросом о существовании высшей силы, которая управляет жизнью человека и всем на Земле, т. е. вопрос о существовании Бога. Не Бог определяет судьбу человека, а человек. Он один в мире, а потому рассчитывать должен лишь на свои силы. Ничто не ограничивает его личностной самостоятельности, он вправе сам решать, что хорошо, что дурно. Нет божественных заповедей. И человек должен найти какие-то другие причины и обоснования необходимости жить для других, творить добро или зло, совершать подвиги. Печорин пока еще этих оснований не находит. Если Бога нет, то на место его встает сам человек, ставший индивидуалистом и сам выбирающий путь добра или зла.
Герцен так сказал о Печорине: «Он выразил глубокую скорбь и разочарованность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека, за злом которого всегда стояло добро и наоборот».

“Влияние книги на человека” сочинение

Книги во все времена сопровождали людей. Продолжалось это в течение всей жизни. В разные периоды печатались они тоже по-разному. Менялось многое, но любовь, уважение к книге остается в сознании образованного человека на всю жизнь. Художественные, научные произведения могут быть напечатаны не только в книгах, но и в газетах, журналах. Мы имеем возможность всюду брать их собой. Я не раз замечал, что человек едет в общественном транспорте и читает книгу. Она сопровождает нас и в путешествиях.

Подробнее...

Сочинение на тему “Жизнь крестьян”

Особенностью Тургенева в изображении крестьян заключалось в том, что писатель описывал их не как однообразною массу, а как индивидуальность, Тургенев видит в жизни простого народа что-то особенное. Благодаря этому, герои описанные автором получились такими яркими и многогранными. Сборник “Записки охотника” представляют нам красочный и живой быт простого народа, поэтому писатель получил огромную славу и известность.

Подробнее...

“Помощь другу” сочинение

Человек такое существо, которое не может жить в полном одиночестве. Ему всегда нужно общение, человеческое тепло, любовь и поддержка. Без этого жизнь человека была бы неполноценной. Все люди нуждаются друг в друге. Не зря говорят, что все люди братья, так оно и есть. Хорошо когда в трудной ситуации на помощь приходит близкий человек. Бывает и так, что руку помощи протягивает совершенно не знакомый человек. Люди должны оказывать помощь всем, даже тем людям, с которыми они не знакомы.

Мы нуждаемся друг в друге, чтобы найти любовь и создать семью. Каждому человеку нужна семья, не только для продолжения рода, но для поддержки и заботы друг о друге.

Подробнее...

“Профессия будущего” сочинение

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно заботиться о будущем, определиться, чем будешь заниматься. Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

Я на пороге взрослой жизни, и передо мной, как и перед всеми юношами и девушками стоит эта проблема. Многим моим ровесникам, к сожалению, трудно принять правильное решение. Не всегда мечты совпадают с реальностью.

Подробнее...

Проблема истинной дружбы

Истинная дружба – это то, что скрашивает будни каждого человека. И именно хорошие друзья помогают нам ярче переживать счастливые моменты и легче – трудные.

Размышляя о дружбе, Д. С. Лихачев как бы задает вопросы: “Кто они – подлинные друзья? Когда они появляются в жизни человека?”

Автор рассказывает нам о своем жизненном пути и роли друзей в нем. Он противопоставляет свои ожидания последующей судьбе. Лихачев, будучи молодым человеком, думал, что, вступив во взрослую жизнь, он приобретет новых хороших друзей, сменится до неузнаваемости его круг общения.

Подробнее...

“Человек и книга” сочинение

С древних веков между людьми и книгами есть связь, длящаяся уже больше 2000 лет. Книги писали на дощечках, выбивали на каменных плитках, в Египте писали на папирусе, сворачивая в свитки, а в Китае на первой бумаге, сделанной из тряпок. Самые первые книги были написаны более 2400 лет до нашей эры, в Древнем Египте, правителем которого в те времена был фараон Нефериркара Какаи.

Книги были созданы для хранения информации, чтобы в будущем другие смогли прочитать их. Спустя много лет в них записывал произведения искусства, научные учения и прочее.

Подробнее...