В XIX в. на смену романтизму приходит реализм - изображение типичных героев в типичных ситуациях. И действительно, почти каждый герой произведений писателей XIX в. -тип своей эпохи, ее «концентрированный представитель». По героям произведений литературы мы можем изучать ту или иную эпоху, уже далекую от нас. Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров, «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин - это некоторые из бесконечного множества типов.
Одним из ярких представителей своей эпохи является Печорин.


Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Онегин был отражением эпохи декабристов; Печорин - герой 1830-х гг., «жестокого века», тяжелой эпохи общественного гнета и бездействия. Еще в предисловии Лермонтов так говорит о своем герое: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Печорин - это типичная болезнь времени, и поэтому можно вполне сказать, что он был героем своего времени.

У Печорина не было возможности действовать, поэтому В. Г. Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин стремится к активной жизни. Но, скованный временем, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека.
«Да, такова была моя участь с самого детства! Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли...» Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. «.. .Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...»
Печорин не видит в своей жизни никакой цели, его существование бесплодно, задумавшись над вопросом о цели своей жизни, Печорин записал в «журнале»: «А верно, она существовала, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Печорин прожил очень недолго. Он погиб по дороге из Персии при не известных нам обстоятельствах. А. И. Герцен так охарактеризовал Печорина: «Он выразил действительную скорбь и разочарованность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека».
Через несколько лет И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» вывел другого типичного представителя эпохи, героя своего времени - Базарова.
В романе «Отцы и дети» изображен крутой перелом в жизни России, когда на первый план и социальной, и политической жизни выходил новый слой общества - разночинцы. Базаров - выражение этого перелома. Он выражает новые общественные силы. Остальные же персонажи романа - или враги его, или недостойные подражатели.
Базаров - нигилист, т. е. отрицатель. «Он нигилист. Это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он отрицает все отжившее, ненужное его времени. Так, в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, носителем дворянской культуры, Базаров отрицает ее как таковую. В итоге Базаров-демократ торжествует над Кирасновым-аристократом.
Базаров уверен в своих силах и силах своего поколения. Он верит в науку, ее торжество, отличается мощью анализа и общественного темперамента, неукротимостью протеста.
Но Тургенев, показывая героя своего времени, предупреждает о культурных потерях, которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит парадоксы в поведении нигилиста Базарова: порка вора-крестьянина, клевета на Пушкина, вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм.
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, - перебил Базаров.
-    Вот как, - промолвил Павел Петрович . - Вы, стало быть, искусства не признаете?
-    Искусство   наживать  деньги,   или  нет  более  геморроя! -  воскликнул Базаров с презрительной насмешкой».
Смерть Базарова не случайна: такие незаурядные люди обычно обречены. Но смерть его трагична, так как, умерев, Базаров не оставляет последователей. В том, что Тургенев убил своего героя, проявился пессимизм писателя: да, Базаров - типичный представитель своего времени, но он одинок, он не в силах изменить общество, общественное бытие.
Итак, на страницах своих произведений русские писатели выводят типичных представителей тех эпох, в которые жили сами авторы. В этих типичных образах как бы концентрируются все черты, присущие людям, обществу, жизни того времени, героями которого они являются.

“Проблема культуры” сочинение

Культура, несомненно влияет на жизнь каждого из нас. Ведь именно она воспитывает нас самого детства, следовательно, от культуры нашей зависит наша жизнь, наше мировоззрение и наше будущее. Литература, музыка, живопись – все это оставляет неизгладимое впечатление в памяти человека и воспитывает в людях правильное восприятие искусства и культуры…
Юрий Лотман по этому поводу написал много статей, где выразил свое отношение к выше названной проблеме. Ведь восприятие художественной литературы и культуры в целом не одинаково у разных людей.

Подробнее...

“Маленький человек” сочинение

Образ “маленького человека” – это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт “маленького человека” зачас­тую имеет для него трагические последствия – безумие, падение, смерть.

Подробнее...

Сочинение на тему “Великий человек”

Какого человека можно назвать великим? наверное человека который чем-то прославил страну. например Петр I Великий, Иван Грозный, Юрий Гагарин, Екатерина II Великая. они сделали Огромный вклад в историю Родины но не всех людей можно назвать великими. если ребенок начал ходить научился читать это маленькие Победы Но это может сделать любой Великий тот кто сделал что-то не то что не сделает другой.

Подробнее...

Сочинение “Интересный человек”

Что вызывает у нас интерес? Например, то, что нам нравится. Или то, что позволяет нам узнавать что-то новое. И не просто новое, а полезное, нужное для нас. То, что дает нам ценную информацию, что приводит к тому, что мы, в конце концов, лучше понимаем окружающий мир и самих себя. Собственно, поэтому все это нам и интересно. Нам приятно становиться умнее, лучше ориентироваться в ситуации – это позволяет нам влиять на людей и события, а значит – на свою судьбу и на судьбу всего мира.

Подробнее...

Описание внешности человека. Мальчик

Не знаю, почему этот мальчик привлек к себе мой взгляд. Младенчески улыбающееся лицо, а в ясных глазах безмерное любопытство, которое готово вырваться десятками неожиданных вопросов. Оттопыренные уши и немножко раскрыт рот. Мальчик как мальчик. Только в ту минуту, когда радостная улыбка на его бледном лице исчезала, в глазах появлялось строгое, даже суровое выражение, как бы это не было удивительно для ребенка семи или восьми лет. Мальчик держал за руку высокую красивую женщину, которая смотрела на все добрыми утомленными глазами.

Подробнее...

“Парк весной” сочинение

У каждого человека в родном городе есть свои любимые места – те, куда приходишь, когда грустишь или когда переполнен радостными чувствами. Об этом месте знаешь только ты, это место – только твое, и ты никому о нем не расскажешь, только ему ты поверяешь свои радости и печали. У меня тоже есть такой любимый уголок – это наш городской парк, и я хочу о нем рассказать.

Уже несколько лет прошло с тех пор, как мы поселились в нашей квартире на “седьмом небе”, то есть на седьмом этаже высотного дома.

Подробнее...