Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И поэтому главная философская линия романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.


Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Наполеоновская теория личности упрощенно трактует человеческую природу и человечество вообще. Весь мир для Раскольникова - большой «человеческий муравейник». На людей он смотрит лишь как на материал для своего социального экспериментирования и личностного волеизъявления. Раскольников прямо разделяет человечество на две части: малую, состоящую из гениев, дающих «новый закон» «дрожащим тварям» - рядовому большинству. Достоевский подробно анализирует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.
Квинтэссенцией всей теории Раскольникова было «цель оправдывает средства». И убийство старухи-процентщицы было задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Но при этом Раскольников мучается вопросом: имеет ли он право на преступление, вошь ли он. Ряд случайностей утверждает Раскольникова в его решении совершить преступление. В трактире он совершенно случайно подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей можно убить старуху-процентщицу. Затем он узнает, что в день, когда должно произойти предполагаемой убийство, Лизаветы не будет дома. Все это еще более подтолкнуло его к преступлению.
Так «необыкновенный» человек Раскольников или «вошь презренная»?
Достоевский не согласен с философией Раскольникова, и автор заставляет его самого в ней разубедиться, он заставляет своего героя ощутить недостаточность упрощенных теоретических представлений о жизни. Сама жизнь, ее мощное естественное течение опровергает в романе принятое героями восприятие мира сквозь призму идей.
Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей «необыкновенных», к которому не принадлежали ни «квартальные поручики», ни Соня, ни сестра. Он как бы отрезал себя от внешнего мира, от близких ему людей. Это стало невыносимым для Раскольникова, принесло ему много страданий. А Достоевский считал, что именно через страдание его герой может понять ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни. Страдание - это необходимость на пути очищения и перерождения. Достоевский, веря в искупительную силу страдания, раз за разом со своим героем переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Но Раскольников ошибся: он не «необыкновенный человек» и не «тварь презренная», он намного сложнее и многограннее, он добр по своей природе, отзывчив. Людей нельзя так просто разделить на группы.
Душевная борьба Раскольникова становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называя себя подлецом. Но он страдает от того, что его идея постепенно терпит крах. Если люди делятся на обыкновенных и гениев, то к кому отнести мать, сестру, Соню, Полечку. Они не гении, значит - воши? По его теории, они должны быть отнесены к «низшим» и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. Раскольников не может этого пережить. Человеческая натура Раскольникова остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.
Кроме того, преступление, совершенное по теории, не принесло ожидаемых результатов: Раскольников никого не спас, никому не помог старухиными деньгами; не принесло убийство облегчения и самому Раскольникову, отделило его от мира и в принципе не выявило правильности или ложности его теории. Раскольников ощутил себя погибшим человеком. Ни явка с повинной, ни милостивый приговор не приносят ему облегчения.
Но, несмотря на все страдания, теория все же побеждает разум Раскольникова. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою - Раскольникову снится третий сон: он снова убивает старуху, а она над ним смеется. В этом сне автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. И эта сцена обнажила весь ужас деяния Раскольникова, заставила его очнуться и глубоко задуматься над тем, насколько серьезны последствия его идеи, к какому гибельному итогу может эта цель привести.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Сочинение на тему ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ

Люди не могут быть одинокими. Так установлено природой, что каждый человек нуждается в общении. Кому-то просто нужно выговориться, а кто-то не может без диалога. Ответ на вопрос, зачем общение человеку, даст история первобытного общества.

Сначала люди “разговаривали” с помощью жестов и мимики. Ими обозначались опасность, радость, недовольство, объекты охоты. Постепенно люди начали общаться при помощи речи, что стало намного интереснее и увлекательнее.

Подробнее...

“Лишний человек” сочинение

В романе великого А. С. Пушкина “Евгений Онегин” перед нами изображен отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор дает обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вел праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению.

Подробнее...

Сочинение на тему природа

Не зря говорят, что природа – наша мать. Она дает нам все необходимое для жизни, хоть мы и не всегда можем оценить ее подарки. Что может быть лучше теплого солнышка, величественных гор, игривого моря, цветущих деревьев весной? Чего стоят сотни тысяч видов животных, которых мы не видели никогда в жизни! А главное, что человек не просто пользуется тем, что природа дает ему, а и сам является ее неотъемлемой частью.

Мы привыкли жить в мире, который как будто создали сами.

Подробнее...

“Зависть не порок” сочинение

Зависть на самом деле является не лучшим проявлением человеческого воспитания. Однако в таком сочинении акцент стоит сделать на так называемой белой зависти, которая возникает вследствие радости за другого человека, за его успехи, достижения, его удачи. Рассказать нужно о том, что такая зависть не предполагает каких-то ненормальных поступков или пожелания худшего этому успешному человеку, а наоборот, приободряет того, кто завидует, нацеливает его на покорение аналогичных вершин, достижение успеха, желание совершенствоваться.

Подробнее...

Сочинение на тему “Великая Отечественная Война”

Прошло уже семьдесят лет с тех пор, как кончилась великая война. Тогда стояла цветущая весна. На улицах обнимались незнакомые люди, у радиоприемников выстраивались очереди: послушать радостные новости. Той весной наш народ начал с энтузиазмом восстанавливать руины страны: врага прогнали, пора навести порядок в доме.

Мы не любим войн, потому что их начинают за свои интересы политики, богачи или фанатики. Но Отечественная война называется Великой, потому что велик был народный подвиг.

Подробнее...

Произведения о красоте природы

Проблема восхищения красотой природы поднималась во многих произведениях мировой литературы. Умением видеть прелесть окружающего мира, преклоняться пред ним, воспевать его красоту и величие авторы чаще всего наделяют людей с тонкой душевной организацией, чувствующих наш мир как единое целое и человека как неотъемлемую часть этого мира. Нередко умение восхищаться красотой природы становится чуть ли не единственной характеристикой героя, которая позволяет читателю понять его: его душу, его идеалы, мотивы, потаенные желания.
Именно это мы можем наблюдать

Главный герой произведения майор Кузьмин едет в отпуск после ранения и останавливается в маленьком городке, чтобы передать письмо жене военного, с которым он познакомился в госпитале.

Подробнее...