Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И поэтому главная философская линия романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.


Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Наполеоновская теория личности упрощенно трактует человеческую природу и человечество вообще. Весь мир для Раскольникова - большой «человеческий муравейник». На людей он смотрит лишь как на материал для своего социального экспериментирования и личностного волеизъявления. Раскольников прямо разделяет человечество на две части: малую, состоящую из гениев, дающих «новый закон» «дрожащим тварям» - рядовому большинству. Достоевский подробно анализирует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик.
Квинтэссенцией всей теории Раскольникова было «цель оправдывает средства». И убийство старухи-процентщицы было задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Но при этом Раскольников мучается вопросом: имеет ли он право на преступление, вошь ли он. Ряд случайностей утверждает Раскольникова в его решении совершить преступление. В трактире он совершенно случайно подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей можно убить старуху-процентщицу. Затем он узнает, что в день, когда должно произойти предполагаемой убийство, Лизаветы не будет дома. Все это еще более подтолкнуло его к преступлению.
Так «необыкновенный» человек Раскольников или «вошь презренная»?
Достоевский не согласен с философией Раскольникова, и автор заставляет его самого в ней разубедиться, он заставляет своего героя ощутить недостаточность упрощенных теоретических представлений о жизни. Сама жизнь, ее мощное естественное течение опровергает в романе принятое героями восприятие мира сквозь призму идей.
Убив старуху-процентщицу, Раскольников перевел себя в разряд людей «необыкновенных», к которому не принадлежали ни «квартальные поручики», ни Соня, ни сестра. Он как бы отрезал себя от внешнего мира, от близких ему людей. Это стало невыносимым для Раскольникова, принесло ему много страданий. А Достоевский считал, что именно через страдание его герой может понять ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни. Страдание - это необходимость на пути очищения и перерождения. Достоевский, веря в искупительную силу страдания, раз за разом со своим героем переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Но Раскольников ошибся: он не «необыкновенный человек» и не «тварь презренная», он намного сложнее и многограннее, он добр по своей природе, отзывчив. Людей нельзя так просто разделить на группы.
Душевная борьба Раскольникова становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, то и дело называя себя подлецом. Но он страдает от того, что его идея постепенно терпит крах. Если люди делятся на обыкновенных и гениев, то к кому отнести мать, сестру, Соню, Полечку. Они не гении, значит - воши? По его теории, они должны быть отнесены к «низшим» и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть тех, кого любит. Раскольников не может этого пережить. Человеческая натура Раскольникова остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.
Кроме того, преступление, совершенное по теории, не принесло ожидаемых результатов: Раскольников никого не спас, никому не помог старухиными деньгами; не принесло убийство облегчения и самому Раскольникову, отделило его от мира и в принципе не выявило правильности или ложности его теории. Раскольников ощутил себя погибшим человеком. Ни явка с повинной, ни милостивый приговор не приносят ему облегчения.
Но, несмотря на все страдания, теория все же побеждает разум Раскольникова. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь своему герою - Раскольникову снится третий сон: он снова убивает старуху, а она над ним смеется. В этом сне автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. И эта сцена обнажила весь ужас деяния Раскольникова, заставила его очнуться и глубоко задуматься над тем, насколько серьезны последствия его идеи, к какому гибельному итогу может эта цель привести.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Пушкин и его герои

Самое любимое произведение Пушкина – роман “Евгений Онегин”, над которым он работал много лет. В нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А. С. Пушкина.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин – человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор.

Подробнее...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Общеизвестно, что к младшему школьному возрасту принято относить возрастной период детей от 7 до 11 лет. Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится учебная деятельность. Начинается период с процесса адаптации к школе, которая продолжается 5-6 недель, а начинается примерно со второй недели обучения ребенка в 1 классе.

У младших школьников доминирует мышление, которое перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим. Ребенок использует операции, но, как правило, пока это еще операции конкретные. К концу данного периода появляются различия детей по способу мышления:

Подробнее...

История театра

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий из себя единство таких видов искусства, как литература, музыка, хореография, вокал и изобразительное искусство. Особенности: отображение и оценка событий действительности, исторических событий, взаимоотношений, образов и характеров. Представление идей и морали зрителю здесь происходит через драматическое действие, которое производится людьми, именуемыми актерами.

Театр представлял собой коллективное творчество со времен своего возникновения.

Подробнее...

Детство моей мамы сочинение

Мамины родители жили в поселке, и ее детство проходило там же. Кроме мамы и папы у нее был брат и две сестры. Моя мама – самая старшая в семье. Когда она родилась, родители уделяли ей все свое время и внимание. Но когда у ее мамы с папой родились другие дети, моей маме стало недоставать заботы. Конечно же, она не стала от этого менее любимой, но ведь младшие тоже требовали внимания. Поскольку мама была тогда еще совсем ребенком, она думала, что ее стали меньше любить, и часто уходила к своей бабушке, живущей на соседней улице.

Подробнее...

Сочинение “Уважение к старшим”

Сколько жили в мире люди, столько они поддерживали эти традиции, а кроме этого создавали новые. Такие, как, например, традиция уважения к старшим. И мне кажется, что появилась она как-то сама по себе, просто на протяжении общения.

Уважение к старшим не является каким-то ритуалом, который повторяется только несколько раз в год. Мы должны поддерживать ее каждый день. Я не имею ввиду, что надо твердить своим родителям, бабушкам и дедушкам, что мы их уважаем, ведь слова – это только слова. А слова надо подкреплять действиями. И как же доказать старшим, что мы их действительно уважаем? Очень ли это тяжело? Много ли усилий надо к этому прибавить?

Подробнее...

Сочинение “Минусы и плюсы школы”

В последнее время в средних образовательных заведениях как никогда прежде остро встает вопрос, кого оставить учиться в десятом классе, а кому лучше после окончания 9-го класса пойти учиться в среднее профессиональное заведение. Вопрос этот актуален как для педагогов, так и для родителей, поскольку никто не знает свое чадо лучше, чем они. Например, если Ваш ребенок принимает участие в олимпиадах, является активистом и вообще претендует на золотую медаль, то не может быть и речи об его уходе из школы после 9-го класса.

Подробнее...