(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства. Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной.

Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило индивидуализм и эгоизм.
Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 1830-х гг., Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве». Печорин - натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я падал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...» Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему «было назначенье высокое», позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов.
В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтая о славе и о счастье. Одна из основных черт характера его - противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», -записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной «болезнью». Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин - жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются. Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности. Не случайно Белинский говорил о том, что «...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него». Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей «разработан и очерчен», по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться от «болезни» и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни. Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и огромные возможности. Печорин - логическое звено в ряду «странных людей» в русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина. «Печорин, - писал Белинский, - это Онегин нашего времени». Как и пушкинский Онегин, Печорин - явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, исключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды «сыновей века».

Какие названия существовавших тогда учреждений использовал поэт

В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете к каждой из групп.

Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор.

Тео – театральный отдел Народного комиссариата просвещения. Гукон – Государственное управление конезаводством. Оря – деепричастие от глагола “орать”.

Подробнее...

Столкновение века нынешнего и века минувшего

Конфликт “века минувшего” и “века нынешнего” в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. “Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов”. (И. А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает лишь один день в доме Фамусова, однако затрагивает почти все аспекты жизни своих героев. Сначала о Чацком.

Подробнее...

Романтическая лирика

Романтическая лирика – это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах было не описание, не внешние приметы пейзажа. Человек и мир – вот, что прежде всего волновало романтиков. Многим из них это отношение казалось загадочным, таинственным. Живое внимание к чувствам и переживаниям человека видим мы в прозе и в драматургии романтиков. На смену философской повести, роману и мещанской драме просветителей приходит романтический стих, поэма, лирическая драма.

Подробнее...

“Прости меня мама” сочинение

Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цветаева – цикл “Стихи к сыну”; А. Ахматова – “Реквием”) так и в современной прозе (В. Закруткин “Матерь человеческая”, В Токарева “Террор любовью” и др.). В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей. “Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать” (С. Джейет); “Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей” (Менандр) “Сердце матери – неиссякаемый источник чудес” (П. Беранже) “Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение” (О. Бальзак) “Одна хорошая мать стоит сотни учителей” (Д. Герберт) “Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери” (В. Г. Белинский)

Подробнее...

«Искусство - одно из средств различения доброго от злого...» (Л. Н. Толстой)

(Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)

Петербург - один  из  великолепнейших  городов  мира,  некогда  столица государства Российского. Его архитектура поражает, его красота вызывает бурю эмоций. Как, наверное, хорошо и счастливо живется в подобном городе. Ведь где есть красота, там есть добро, красота не может быть злой. Но не всегда так. Красота внешняя может быть обманчива, она может таить за собой столько зла, горя и несчастья. Об этом говорят в своих произведениях А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.

Подробнее...

“Путешествие на машине” сочинение

Путешествия – это одно из самых приятных видов времяпровождения для меня. Я люблю осматривать новые места, знакомиться с новыми людьми и узнавать о других культурах. Существует много способов путешествовать, например, на поезде, на самолете, на автобусе, на машине, на корабле. Я предпочитаю путешествовать на машине из-за свободы передвижения. Можно останавливаться когда угодно и где угодно, чтобы просто полюбоваться красотой природы. Путешествие на автомобиле открывает множество возможностей и все это с комфорта вашего сидения. Я обычно путешествую с родителями.

Подробнее...