(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа та открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживания и мысли о мире в рамках довольно объемного романа. И действительно - это духовно богатая натура.

Умен, хотя «дороже всякого ума честное, верное сердце!» Многих героев романа Обломов осенил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое звучание романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной. Собственно, «тихо и постепенно укладывался в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». В начале романа, с наивной уверенностью в своем праве, определяемом сословной принадлежностью к дворянству и социальным положением «барина», владелец трехсот крепостных, Обломов позволяет себе заявлять, что «воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Автор явно иронизирует над дворянским сословием. Ведь известно, что под фразой «черным делом» подразумевался труд. Кстати, надо отметить, что это далеко не индивидуальное мнение героя, а опыт многих дворянских поколений, которые, как сказано в «Сне Обломова», «сносили труд как наказание, наложенное еще на отцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это и возможным, и должным». Так говорится о прямых предках Обломова, потомственных, но оскудевших дворянах. Собственно, и герой романа уже обречен. Сам Гончаров утверждал, что именно этот мотив «есть господствующий в романе». В первой части романа автор, повествуя о мучительных попытках героя осмыслить свою жизнь, пишет: «Кто-то, - размышляет он, - будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения...» Из этого понятно, что герой угадывает, ощущает существование общественного зла, но определить его пока не может. В конце своего пути Обломов на вопрос избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» - отвечает: «Есть - обломовщина!» Так сам герой определил исключительную злободневность и важность этой нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся. Он нащупал одну из самых болезненных точек современного ему общества - обломовщину. В те же годы авторитетные представители русской литературной критики оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее внимание к роману, интерес к нему театра и кинематографа, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего -прямое подтверждение пророческих предвидений тех далеких от нас лет. Интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству.

Как исполнить цель своей жизни

Вот герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”! Сколько раз Г. А. Печорин ставил перед собой цель и добивался ее исполнения! Вот он приручает гордую дочь гор Бэлу, добивается любви девушки. Вот усмиряет строптивую и умную княжну Мери. Вот мстит юнкеру Грушницкому… Поставленные цели достигнуты… Но почему-то они не принесли Печорину ни счастья, ни удовлетворения. Но это тема другого сочинения. Главное, что герой ставил перед собой цель, рвался, метался и добивался задуманного.

Подробнее...

Сочинение на тему Летняя рыбалка

Мой дядя, мамин брат всегда любил ловить рыбу. Однажды он поймал такую большую щуку, что она заняла всю ванну. Когда мы приезжали к нему в гости, иногда ходили с ним на пруд. Он рыбачил, а мы бродили по берегу, собирали камушки. Наши удочки лежали на палке с раздвоенным концом в виде рогатки. Дядя за ними присматривал. Обычно весь улов принадлежал ему. Нам с братом никак не удавалось поймать даже маленькую рыбешку. Из-за этого ловля рыбы казалась мне скучным занятием. Смотреть на воду быстро надоедало и мы убегали играть.

Подробнее...

Сочинение Павел Иванович Чичиков

Павел Иванович Чичиков – центральный персонаж поэмы “Мертвые души”, написанной Гоголем. Этот герой сначала показан как исключительно порядочный и приятный человек. Раскрывается множество его положительных сторон. Он вежлив и обходителен, умеет найти подход к кому угодно, обладает острым умом и чувством юмора. Многие хвалят Чичикова и радуются его обществу.

Подробнее...

Какая профессия мне нравится? сочинение

Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова. О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старце. в1 Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился.

Подробнее...

Сочинение “Сказка быль Кладовая солнца”

Сказка-быль “Кладовая солнца” М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
Главные герои сказки-были – Настя и Митраша – удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно.

Подробнее...

Сочинение “Мой путь в школу”

Многие из моих одноклассников живут в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошедший день, приколы на уроках, играем в футбол, бадминтон – вообще, сколько еще развлечений можно найти, когда не хочется идти домой. Однажды Юлька (она сидит за первой партой, почти отличница) рассказала, что ее отец вернусь из-за границы, куда ездил по делам своего предприятия, и привез среди различных подарков диски с записями популярных на Западе музыкальных групп. Многие из нас хотел послушать диски. Юлька предложила устроить своеобразный конкурс: диск получит тот, кто по дороге в школу расскажет то интересное, что привлечет внимание. ее предложение нас не удивила: нам задали написать сочинение на тему “Мой путь в школу”.

Подробнее...