Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, в котором витает смерть, стали для Б. Л. Пастернака, как и для многих талантливых людей того времени, ужасной реальностью.

Забвение, гибель, уничтожение грозили всем, кто осмеливался искренне выражать свои мысли. А мысли гениальных людей, согласно какой-то роковой закономерности, всегда оказываются крамолой в глазах государства. Этот закон кажется непреложным для России. Стоит вспомнить крупнейших русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В Советском государстве гонения на талантливых людей приняли устрашающий размах, и можно, не боясь ошибиться, утверждать, что было загублено немало одаренных людей, творения которых никогда не увидят свет.

Пастернак, Ахматова, Цветаева писали в сложные для России времена. Здесь уместно говорить именно о России, а не о СССР, потому что для всех мыслящих людей того времени Родиной была Россия, как для Пушкина и Лермонтова. Те, кто сейчас считаются классиками русской литературы XX века, были в тридцатые годы практически преданы анафеме. А ведь они были лучшими представителями интеллигенции – остро чувствующими, стойкими в сопротивлении насилию над словом и одновременно впечатлительными и ранимыми. В те времена воздух для них в буквальном смысле “пах смертью”. Это были времена, когда многократно печатались и переиздавались люди, имена которых ныне забыты, люди, приближенные к власти. Те же, кто обладал бесспорным дарованием, в лучшем случае считались третьесортными литераторами, по недосмотру попавшими в советскую литературу.

Вчитываясь в лирику Бориса Пастернака, нельзя усмотреть “крамольных” мыслей, выпадов против существующей власти. Это вообще очень мягкий поэт, его больше влекут природа, мироздание, любовь, мысль о творчестве. Пророческие мотивы у Пастернака? Скорее, можно говорить о правде жизни, она – основа его творчества. Он не пророчил, он просто говорил о важных для каждого чувствующего человека вещах.

Иногда такой разговор касался будущего. Например, он видит “. как ты ползешь и как дымишься, / Встаешь и строишься, Москва”. При построении фразы употребляется настоящее время, но в какой-то мере это прозрение будущего.

Есть у Пастернака стихи, в которых явственно чувствуется поступь времени:

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я – урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

Но такие стихи, где ясно бы проступал XX век, – редкость для Пастернака. Чаще у него звучат вечные, неисчерпаемые темы. Тем не менее и этот поэт подвергался гонениям и намеренно игнорировался государством, хотя в его прозе также нельзя усмотреть явных выпадов против СССР.

У Цветаевой много горьких, отчаянных стихов. Она тоже была жертвой режима, тоталитарного государства. Она провела годы в вынужденной эмиграции, и стихи тех лет пронизаны тоской по Родине, но не по той страшной стране, какой она сделалась, а по той тихой, березовой России, какой была всегда. Новую Россию, а точнее тех, кто ею сейчас правит, Цветаева ненавидит:

С жиру лопающиеся: жир – их “лоск”,

Что не только что масло едят, а мозг

Наш – в поэмах, в сонатах, в сводах:

Людоеды в парижских модах!

Цветаева как губка впитала в себя всю боль того времени. Сколько литераторов было загублено режимом, сколько из них оказалось в эмиграции, сколько находилось в вынужденной изоляции на собственной Родине, сколько покончило с собой! Среди последних – сама Цветаева. Она испила всю чашу до дна: была в эмиграции, пережила гибель близких людей, ушла из жизни, не видя больше возможности жить, после смерти ее творчество замалчивалось и лишь недавно стало известно широкому кругу читателей. Она в полной мере разделила с Родиной ее трагическую судьбу. Но, пожалуй, глубже и Пастернака, и Цветаевой почувствовала “дыхание смерти” Анна Ахматова. Об этом – многие стихи и самое значительное ее творение – “Реквием”. Поэма не надуманная, не являющаяся плодом воображения талантливой женщины, но пережитая, выстраданная. Скорбь Ахматовой, ее мужество, ее гордость породили огромный творческий взлет, и она создала произведение, которое вобрало в себя не только ее собственное, но страдание целого народа. Уже две первые поэтические строки оказывают поразительное по силе эмоциональное воздействие. Достаточно их прочесть – и уже страшно:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река.

Горе – сильнее, чем силы природы. Как еще сильнее, еще точнее было выразить его? Ахматова нашла нужные слова и высказала то, чего не умел и не решался высказать никто. “Реквием” стал важнейшим событием в литературе тридцатых годов, в той литературе, которая была задавлена и обречена на молчание, но продолжала существовать наперекор террору и гибели.

Пастернак, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Бунин, Мандельштам – имена, которые мы сейчас произносим громко и без всякого страха; имена, некоторые из которых лишь недавно появились на обложках книг; имена, которые рождались в то время, когда “воздух пах смертью”. Если бы не решимость людей, носящих эти имена, мы, возможно, никогда не узнали бы правду о том страшном времени тотального террора и совершенно точно лишились бы той части нашей литературы, которая сейчас кажется такой естественной и носит название “поэзия серебряного века”. Если произведения этих авторов пережили столь страшные времена, то можно с уверенностью сказать, что они сохранятся в нашей – и в мировой – литературе на долгие века.

 

“Моя мама учитель” сочинение

Мою маму зовут Тупицына Светлана Николаевна. Она работает в школе №1 учителем начальных классов уже 17 лет.

Я считаю, что мама моя – учитель по призванию. Как рассказывала бабушка, мама всегда мечтала стать учительницей. Больше для нее никаких профессий не существовало! Начала она ” учить” еще в детстве, играя только в ” Школу”. Рассаживала свои игрушки: кукол, мишек, зайчиков и начинала уроки. Сама за них писала в тетрадях и ставила им только пятерки.

Подробнее...

Жизненные ценности человека

Как определить свои главные жизненные ценности?

Многие путают жизненные ценности с человеческими качествами или даже материальными вещами. Однако честность, верность, взаимовыручка – не самостоятельные ценности, а кирпичики другой – духовного развития. Вкусная еда и красивый дом – результат общего достатка, но не жизненная ценность сама по себе. Нередко истинные жизненные ценности человек подменяет ложными, например, вместо любви обходится влечением, либо считает, будто наличие родственных связей – это уже настоящая семья.

Подробнее...

Сочинение “Мое любимое занятие спорт”

Занятия спортом полезны для каждого человека, но далеко не всем это доставляет удовольствие. Спорт прежде всего тренирует волю, выносливость и силу духа, поэтому, чтобы его по-настоящему любить, нужно обладать всеми этими качествами, а также большим желанием самосовершенствоваться и несмотря ни на что достигать своих целей. Все это я понял, когда в возрасте пяти лет начал ходить в детскую секцию по триатлону. Родители выбрали для меня этот многофункциональный вид спорта, поскольку он включает сразу три компонента: бег, плаванье и езду на велосипеде.

Подробнее...

“Духовный мир человека” сочинение

Духовный мир человека. Он глубокий, многогранный, не познанный до конца. Чем он более богат, тем интереснее человек, тем содержательнее и прекраснее его жизнь. На страже нашей духовности, нашей душевной чистоты стоят вечные обереги, о которых народ говорит: это общечеловеческие ценности. Мамина колыбельная, молитва Богу, родительское благословение – это далеко не полный перечень тех сокровищ, которые очищают и облагораживают нашу душу, оберегают ее от скверны и прагматизма, корыстолюбия, неверности…

Подробнее...

Петр Первый

Самый первый появившийся главный герой – медный всадник Петр I, который не появляется в произведении как исторический персонаж, а представлен как изваяние обожествленной статуи, и здесь совсем не идет речь о времени его царствования. Его эпоха для писателя стала длительным периодом в истории государства российского, который не закончился и после смерти царя-реформатора. Пушкин не обращается к истокам эпохи Петра, его больше интересуют итоги современности. Он взглянул на Петра с высокой исторической точки событий недавнего прошлого – в 1824 году 7 ноября, когда в Петербурге случилось ужасное наводнение, ставшее центральным сюжетом произведения, где произошел конфликт между городом и стихией. И это исторический факт, документальность которого подтверждается самим автором в предисловии и примечаниях.

Школа моей мечты

Меня зовут Дарья Кузнецова. Я ученица 7-го класса. Я хотела бы сказать вам несколько слов о школе моей мечтой. Школа, в которой я учусь тоже довольно хорошая, но я думаю, что некоторые вещи в ней можно было бы изменить.

Прежде всего, школа моей мечты должна быть современной и хорошо оснащенной с большими коридорами и светлыми классами. Если бы я была директором школы, я бы купила новые стулья и столы. Кроме того, школа нуждается в белых досках с маркерами или даже интерактивных досках. Они будут хорошо смотреться в классах.

Подробнее...