Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

Стихотворение это и весь цикл посвящены извечной теме любви, терзающей всех поэтов. Однако строки о воздухе, в котором витает смерть, стали для Б. Л. Пастернака, как и для многих талантливых людей того времени, ужасной реальностью.

Забвение, гибель, уничтожение грозили всем, кто осмеливался искренне выражать свои мысли. А мысли гениальных людей, согласно какой-то роковой закономерности, всегда оказываются крамолой в глазах государства. Этот закон кажется непреложным для России. Стоит вспомнить крупнейших русских поэтов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В Советском государстве гонения на талантливых людей приняли устрашающий размах, и можно, не боясь ошибиться, утверждать, что было загублено немало одаренных людей, творения которых никогда не увидят свет.

Пастернак, Ахматова, Цветаева писали в сложные для России времена. Здесь уместно говорить именно о России, а не о СССР, потому что для всех мыслящих людей того времени Родиной была Россия, как для Пушкина и Лермонтова. Те, кто сейчас считаются классиками русской литературы XX века, были в тридцатые годы практически преданы анафеме. А ведь они были лучшими представителями интеллигенции – остро чувствующими, стойкими в сопротивлении насилию над словом и одновременно впечатлительными и ранимыми. В те времена воздух для них в буквальном смысле “пах смертью”. Это были времена, когда многократно печатались и переиздавались люди, имена которых ныне забыты, люди, приближенные к власти. Те же, кто обладал бесспорным дарованием, в лучшем случае считались третьесортными литераторами, по недосмотру попавшими в советскую литературу.

Вчитываясь в лирику Бориса Пастернака, нельзя усмотреть “крамольных” мыслей, выпадов против существующей власти. Это вообще очень мягкий поэт, его больше влекут природа, мироздание, любовь, мысль о творчестве. Пророческие мотивы у Пастернака? Скорее, можно говорить о правде жизни, она – основа его творчества. Он не пророчил, он просто говорил о важных для каждого чувствующего человека вещах.

Иногда такой разговор касался будущего. Например, он видит “. как ты ползешь и как дымишься, / Встаешь и строишься, Москва”. При построении фразы употребляется настоящее время, но в какой-то мере это прозрение будущего.

Есть у Пастернака стихи, в которых явственно чувствуется поступь времени:

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я – урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

Но такие стихи, где ясно бы проступал XX век, – редкость для Пастернака. Чаще у него звучат вечные, неисчерпаемые темы. Тем не менее и этот поэт подвергался гонениям и намеренно игнорировался государством, хотя в его прозе также нельзя усмотреть явных выпадов против СССР.

У Цветаевой много горьких, отчаянных стихов. Она тоже была жертвой режима, тоталитарного государства. Она провела годы в вынужденной эмиграции, и стихи тех лет пронизаны тоской по Родине, но не по той страшной стране, какой она сделалась, а по той тихой, березовой России, какой была всегда. Новую Россию, а точнее тех, кто ею сейчас правит, Цветаева ненавидит:

С жиру лопающиеся: жир – их “лоск”,

Что не только что масло едят, а мозг

Наш – в поэмах, в сонатах, в сводах:

Людоеды в парижских модах!

Цветаева как губка впитала в себя всю боль того времени. Сколько литераторов было загублено режимом, сколько из них оказалось в эмиграции, сколько находилось в вынужденной изоляции на собственной Родине, сколько покончило с собой! Среди последних – сама Цветаева. Она испила всю чашу до дна: была в эмиграции, пережила гибель близких людей, ушла из жизни, не видя больше возможности жить, после смерти ее творчество замалчивалось и лишь недавно стало известно широкому кругу читателей. Она в полной мере разделила с Родиной ее трагическую судьбу. Но, пожалуй, глубже и Пастернака, и Цветаевой почувствовала “дыхание смерти” Анна Ахматова. Об этом – многие стихи и самое значительное ее творение – “Реквием”. Поэма не надуманная, не являющаяся плодом воображения талантливой женщины, но пережитая, выстраданная. Скорбь Ахматовой, ее мужество, ее гордость породили огромный творческий взлет, и она создала произведение, которое вобрало в себя не только ее собственное, но страдание целого народа. Уже две первые поэтические строки оказывают поразительное по силе эмоциональное воздействие. Достаточно их прочесть – и уже страшно:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река.

Горе – сильнее, чем силы природы. Как еще сильнее, еще точнее было выразить его? Ахматова нашла нужные слова и высказала то, чего не умел и не решался высказать никто. “Реквием” стал важнейшим событием в литературе тридцатых годов, в той литературе, которая была задавлена и обречена на молчание, но продолжала существовать наперекор террору и гибели.

Пастернак, Цветаева, Ахматова, Булгаков, Бунин, Мандельштам – имена, которые мы сейчас произносим громко и без всякого страха; имена, некоторые из которых лишь недавно появились на обложках книг; имена, которые рождались в то время, когда “воздух пах смертью”. Если бы не решимость людей, носящих эти имена, мы, возможно, никогда не узнали бы правду о том страшном времени тотального террора и совершенно точно лишились бы той части нашей литературы, которая сейчас кажется такой естественной и носит название “поэзия серебряного века”. Если произведения этих авторов пережили столь страшные времена, то можно с уверенностью сказать, что они сохранятся в нашей – и в мировой – литературе на долгие века.

 

“Мой лучший день” сочинение

Лета я ждал(а) с большим нетерпением, потому что это мое любимое время года. позади учеба, нет необходимости выполнения домашних заданий, родители не интересуются, как дела в школе, то есть чувствуешь себя более свободным человеком.

Но это лето я ждал(а) особенно, так как мы с родителями должны были поехать на юг, к морю. Приехав мы сразу побежали на пляж, искупались и позагорали.

Подробнее...

Самые важные права моих родителей

С момента моего рождения жизнь родителей очень изменилась, ведь им пришлось взять на себя всю ответственность за мое воспитание. И я хочу сказать, что у них это не плохо получилось. Они безоговорочно выполняли каждый пункт Семейного кодекса. Но делали это не потому что так требовало законодательство, а только ради моего благополучия в будущем. Мама и папа с раннего детства смогли привить мне любовь к спорту, бережное отношение к окружающей среде, нормы эстетического поведения в обществе и уважение к старшему поколению.

Подробнее...

Жанровая система реализма

В каждом литературном направлении складывается своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те ​​жанры, которые занимают ведущие места, производят ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом.

Принципиальное отличие жанровой системы реализма состоит в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней стали играть прозаические жанры – роман, повесть, рассказ.

Подробнее...

Сочинение “Осень мое любимое время года”

Осень мое любимое время года. Почему именно осень? Осень наполняет меня вдохновением, ее великолепные пейзажи никого не могут оставить равнодушными. Осенью я очень люблю гулять по парку и наблюдать за окружающей меня природой. Идешь и восхищаешься красотой, разнообразием и яркостью осенних красок.

Раньше всех желтеют березы. Их листья словно монетки, которые так и переливаются в лучах солнца. Кроме них пылают еще клены. У них большие листья и они самые яркие из деревьев. Их окрас меняется постепенно, сначала они бордово-зеленые, потом бордово-оранжевые, затем оранжево-желтые, ни и в конце ярко-желтые.

Подробнее...

Композиция стихотворения о доблестях, о подвигах, о славе

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни.

Подробнее...

Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе

Во все времена творческие люди пытались раскрыть, изобразить счастливого человека, уловить тот момент счастья, который хоть раз в жизни переживает всякий, но не всякий способен понять этого. Неуловимость счастья не раз доказывается в художественных произведениях. Нередко это состояние поэты сравнивают со свободолюбивой птицей, которая не может жить в клетке. Как правило, человек бывает слеп в такие минуты. Счастье, как правило, воспринимается только в сравнении с горем, то есть с его утратой. Потеряв что-то важное, человек вдруг начинает понимать, насколько ему было хорошо, как он был ранее счастлив.

Подробнее...