В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остается сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведет себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает “романтизм” в самом себе. Но он не хочет этого, он не признает любовь как чувство и как нечто необходимое.

Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: “вот чего вы добились”. Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая ее, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от нее. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признает свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: “Была ли правда, полная правда, в их (именно “их”, а не “его”) словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно”. Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нем вдруг появляется старательно скрываемый “романтизм” и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. “Прощайте…” – проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

 

Дворянство столичное и поместное

У Пушкина никогда не бывает однозначных оценок, это относится и к изображению стиля жизни поместного и столичного дворянства.

Действие первой и последней глав романа разворачивается в Петербурге. Пушкинский Петербург – город прекрасный и величественный, любимый и таинственный в своей двойственности, эта двойственность Северной Пальмиры отразилась и “Петербургских повестях” Гоголя, и в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Петербург первой главы – это город светских встреч, блистательных балов, модных ресторанов, “волшебного края” театра, город вдохновения, поэтической дымки белых ночей, классической красоты Летнего сада.

Подробнее...

Сочинение на тему Бескорыстный человек

Каждый человек хотя бы раз задумывался о бескорыстии. Но что же значит “быть бескорыстным” человеком? Это значит помогать и близким, и незнакомым людям, идти на жертвы, отдавать последнее на благо других людей.

В литературе мы можем видеть множество примеров бескорыстного отношения человека к окружающим. Так, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” есть яркий пример бескорыстия.

Подробнее...

Сочинение на тему “Пожилые люди”

Во всем мире, особенно в развитых странах, население стареет, увеличивается процент людей пенсионного возраста. И не всегда государство в состоянии’нормально обеспечить жизнь стариков. Это мы видим и у себя, в Украине. Хорошо, конечно, когда бабушка и дедушка живут в семье взрослых детей, когда есть внуки. Или если старики живут отдельно, но где-нибудь поблизости. И материальных проблем у них меньше, и – самое главное – они чувствуют себя по-прежнему нужными, помогают и делом, и добрым словом.

Подробнее...

«...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)

Русская литература XIX в. была вся пронизана гуманистическими идеями. Писатели стремились своим творчеством изменить в жизни человека что-что к лучшему, дать нравственные ориентиры. Герои русской литературы всегда находили свое счастье в борьбе за счастье других, в служении людям, в помощи тем, кто в ней нуждается. «Делай добро!» -призывал Чехов, и лучшие герои произведений XIX в. следовали этому завету.
Главные  герои  произведений  Ф.   М.   Достоевского  также   были  лишены  эгоизма  и стремились помогать ближнему. Делают они это потому, что по-другому они и не могли поступить, не могли они пройти мимо чужого горя.

Подробнее...

Уроки Великой Отечественной войны сочинение

В нашей стране нет семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. И наша семья не исключение. У меня на войне воевали два прадедушки.

Оба они ушли на фронт добровольцами, прошли всю войну и вернулись с победой домой. К сожалению, я не знала их, потому что они умерли до моего рождения.

Подробнее...

Печорин портрет своего поколения

В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.
Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.
В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего

Времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.
Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, – говорит Печорин, – я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.
Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.
В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, – вспоминает он, – еще минута, и я бы упал к ногам ее”.
Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин – “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.
В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.
Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души… ” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.