Ни одно из произведений И. С. Тургенева не вызвало таких противоречивых откликов, как “Отцы и дети”. Иначе и быть не могло! Ведь писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. М. Н. Катков был возмущен всесильностью “нового человека, который и господствует, безусловно, надо всем. “. Катков стоял за “отцов”, противников Базарова. Сторонник “детей” А. А. Антонович упрекнул Тургенева в противоположном недостатке: “. Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души”.

Разные точки зрения высказывали А. И. Герцен, М. С. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев и многие другие.
Главный герой романа – Базаров. Он не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения.

Базаров самоотверженно выступал против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты этой деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея – переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний – была прекрасной.
В затхлой атмосфере несостоятельного мира нигилизм Базарова воспринимается как взрыв в ночи, как революционный вихрь, сметающий устаревшие позиции и взгляды. Главный герой романа протестует против идеологии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов.
В V главе Аркадий так характеризует Базарова: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”. Позже Базаров значительно углубляет понятие нигилизма: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Базаров выступает против устаревших догм эгоистически замкнутой, “барской культуры”, против словоизвержения, пустой терминологии, за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы. Базаров – за вмешательство в несовершенную жизнь.
Базаров твердо судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия человечества объясняет безобразным состоянием общества: “Исправьте общество, и болезней не будет”, при правильном устройстве общества совершенно будет все равно, глуп ли человек или умен, зол или добр”.
Но есть в Базарове и отрицательное: его отношение к творчеству, искусству, литературе, музыке. Именно эта глухота Базарова ко всему прекрасному эстетически связывает его. А чудовищное убеждение “читать Пушкина – значит заниматься ерундой” сужает не только эстетические, но и философские горизонты познания мира. Так же отрицательно судит Базаров о любви. На разглагольствования Аркадия о “таинственных отношениях между мужчиной и женщиной”, “загадочном взгляде” княжны Р. Базаров бросает презрительное: “Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”.
Но вот Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал. От уверенности его не остается и следа. Перед нами совсем иной человек.
С приездом в поместье Одинцовой начинается смятенность Базарова. Он захвачен чувством целиком: “Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей”. Перед нами совсем другой человек. После своего признания Базаров всю ночь “не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки. “Базаров мучительно переживает потерю Одинцовой, несколько раз пытается вызвать женщину на ночной разговор. Извиняясь перед ней, заставляет себя назвать любовь “чувством напускным”. Но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, именуя любовь “формой” человеческого бытия.
После этой истории в Базарове открываются новые качества: способность к глубоко критическому самоанализу и переосмыслению былых убеждений, замкнутость, самоуглубленность, тяготение к каким-то ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее.
В мятежном состоянии духа Базаров, однако, готовится к новому волевому акту – “взять себя за хохол, да выдернуть себя вон, как редьку из грядки”. И выдерживает, сначала внутренне отъединившись, потом уехав в родительский дом. Всюду он ищет “настоящих людей”, которых можно слушаться или ненавидеть”. Но не находит. Одиночество приводит Базарова к трагическим последствиям.
Базаров теперь не может жить по-прежнему: “лихорадка работы”, не успев возникнуть, проходит, в доме родителей им овладевают “тоскливая скука”, “глухое беспокойство”, “странная усталость”. Трагическим ощущением ограниченности своей природной мощи и желанием сохранить достоинство в предсмертных муках определено поведение Базарова. Он неожиданно поднимает за ножку стул и говорит: “Сила-то, сила все еще тут, а надо умирать!”
Но больше всего поражают речи умирающего. В них столько боли от осознания близкого, неминуемого конца! Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, – сгусток страданий не физических, духовных: “Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем”, “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант”, “Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?” Вот трагический итог жажды деятельности.
Может показаться, что герой как бы разочаровывается в несостоятельной программе. Такое подозрение вынудило Антоновича обвинить Тургенева в ненависти к “новым людям”. Если бы это было так, вряд ли бы последние дни и часы Базарова получили бы в романе столь трагическую окраску не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пересекшейся жизни, отнятых целей. Здесь заключен главный смысл его жизненного оригинала. О том же писал Тургенев Случевскому: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы. Сильная, злобная, честная – все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего. ” Вот исток страданий Базарова – преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество.

Романтический пейзаж

Романтический пейзаж имеет свои особенности: благодаря ему создается не-обычный, часто фантастический мир, который противопоставляется реальной действительности. Он отражает одну из центральных тем романтизма: разлад между мечтой и самой жизнью. В стихотворении “Погасло дневное светило.” (1820 г) поэт говорит о “волшебных краях”, куда он стремится с “волнением и тоскою” от “брегов печальных туманной родины” своей. Такие эпитеты, как “берег отдаленный”, “пределы дальние”, “обманчивые моря”, подчеркивают мысль о несбыточности “знакомой мечты”. И ей действительно не суждено было сбыться.

Подробнее...

Один из главных мотивов лирики

Гений посвятил теме поэзии и поэта внушительную часть своего творчества. Тема поэта в творчестве Лермонтова, его одиночества на определенном этапе становится главным мотивом. Противопоставленность толпе и неприятие обществом лирического героя, трагичность и вечное одиночество становятся основной идеей стихотворений “Смерть поэта”, “Поэт”.

Подробнее...

Что значит быть человеком

Через призму религии или посредством собственных размышлений, каждый из нас задумывался над тем, что значит быть человеком. Сухой академический язык обозначает слово “человек” как социокультурную единицу, способную мыслить, творить, работать, служить в армии, выходить на пенсию и умирать. Ничего личного, как говориться. Но самые пытливые из нас задумываются над своим духовным, личном и вселенском предназначении. Что значит быть человеком? Христианство говорит нам, что человек создание Божие, раб его, а вокруг “суета сует” и “нет смысла в жизни под солнцем”.

Подробнее...

Спорт это здоровье

В наши дни спорт стал особенно популярным занятием. Молодежь и люди старшего возраста занимаются различными физическими упражнениями, тем самым оказывая положительное влияние на свое здоровье. Спорт – это необходимость, для тех, кто хочет всегда быть здоровым и содержать свое тело в хорошей форме. В первую очередь занятия физическими упражнениями укрепляют весь организм человека, благодаря чему, люди значительно реже болеют респираторными заболеваниями.

Подробнее...

Сочинение Про метель

Пушкин усматривал большое значение в случайностях и предопределенности в человеческой судьбе. Он верил в существование фатальных, неподвластных нашей воле обстоятельств. На собственном примере поэт не раз убеждался в том, что казалось бы незначительные мелочи порой оказываются судьбоносными. В произведениях Пушкина часто присутствуют размышления о том, какую непостижимую игру затевают с человеком высшие силы.

В повести “Метель” описаны образы совершенно обычных людей. Они не отличаются особыми качествами характера или талантами.

Подробнее...

Мои лисички

Я очень люблю осень. Именно в эту пору сбываются мои мечты, и мы с родителями практически каждый выходные ездим в лес за грибами. Поскольку моя мама знает, какие грибы съедобные, а какие нет, то я тоже выучил эту не простую науку.

Все дело в том, что грибы мы не только консервируем, но и сушим. Папа подарил маме специальную сушилку, и теперь мы в любое время года кушаем блюда с ароматными и вкусными грибами.

В один из выходных дней мы как обычно собрались в лес. Мама с папой уже собрались, а я все никак не мог найти свой нож грибника.

Подробнее...