Ни одно из произведений И. С. Тургенева не вызвало таких противоречивых откликов, как “Отцы и дети”. Иначе и быть не могло! Ведь писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. М. Н. Катков был возмущен всесильностью “нового человека, который и господствует, безусловно, надо всем. “. Катков стоял за “отцов”, противников Базарова. Сторонник “детей” А. А. Антонович упрекнул Тургенева в противоположном недостатке: “. Главного своего героя и его приятелей он презирает и ненавидит от всей души”.

Разные точки зрения высказывали А. И. Герцен, М. С. Салтыков-Щедрин, Д. И. Писарев и многие другие.
Главный герой романа – Базаров. Он не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения.

Базаров самоотверженно выступал против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты этой деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея – переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний – была прекрасной.
В затхлой атмосфере несостоятельного мира нигилизм Базарова воспринимается как взрыв в ночи, как революционный вихрь, сметающий устаревшие позиции и взгляды. Главный герой романа протестует против идеологии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов.
В V главе Аркадий так характеризует Базарова: “Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”. Позже Базаров значительно углубляет понятие нигилизма: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Базаров выступает против устаревших догм эгоистически замкнутой, “барской культуры”, против словоизвержения, пустой терминологии, за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы. Базаров – за вмешательство в несовершенную жизнь.
Базаров твердо судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия человечества объясняет безобразным состоянием общества: “Исправьте общество, и болезней не будет”, при правильном устройстве общества совершенно будет все равно, глуп ли человек или умен, зол или добр”.
Но есть в Базарове и отрицательное: его отношение к творчеству, искусству, литературе, музыке. Именно эта глухота Базарова ко всему прекрасному эстетически связывает его. А чудовищное убеждение “читать Пушкина – значит заниматься ерундой” сужает не только эстетические, но и философские горизонты познания мира. Так же отрицательно судит Базаров о любви. На разглагольствования Аркадия о “таинственных отношениях между мужчиной и женщиной”, “загадочном взгляде” княжны Р. Базаров бросает презрительное: “Это все романтизм, чепуха, гниль, художество”.
Но вот Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал. От уверенности его не остается и следа. Перед нами совсем иной человек.
С приездом в поместье Одинцовой начинается смятенность Базарова. Он захвачен чувством целиком: “Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей”. Перед нами совсем другой человек. После своего признания Базаров всю ночь “не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудалый профиль из-под нахлобученной фуражки. “Базаров мучительно переживает потерю Одинцовой, несколько раз пытается вызвать женщину на ночной разговор. Извиняясь перед ней, заставляет себя назвать любовь “чувством напускным”. Но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, именуя любовь “формой” человеческого бытия.
После этой истории в Базарове открываются новые качества: способность к глубоко критическому самоанализу и переосмыслению былых убеждений, замкнутость, самоуглубленность, тяготение к каким-то ранее чуждым ему проблемам. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее.
В мятежном состоянии духа Базаров, однако, готовится к новому волевому акту – “взять себя за хохол, да выдернуть себя вон, как редьку из грядки”. И выдерживает, сначала внутренне отъединившись, потом уехав в родительский дом. Всюду он ищет “настоящих людей”, которых можно слушаться или ненавидеть”. Но не находит. Одиночество приводит Базарова к трагическим последствиям.
Базаров теперь не может жить по-прежнему: “лихорадка работы”, не успев возникнуть, проходит, в доме родителей им овладевают “тоскливая скука”, “глухое беспокойство”, “странная усталость”. Трагическим ощущением ограниченности своей природной мощи и желанием сохранить достоинство в предсмертных муках определено поведение Базарова. Он неожиданно поднимает за ножку стул и говорит: “Сила-то, сила все еще тут, а надо умирать!”
Но больше всего поражают речи умирающего. В них столько боли от осознания близкого, неминуемого конца! Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, – сгусток страданий не физических, духовных: “Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем”, “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант”, “Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?” Вот трагический итог жажды деятельности.
Может показаться, что герой как бы разочаровывается в несостоятельной программе. Такое подозрение вынудило Антоновича обвинить Тургенева в ненависти к “новым людям”. Если бы это было так, вряд ли бы последние дни и часы Базарова получили бы в романе столь трагическую окраску не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пересекшейся жизни, отнятых целей. Здесь заключен главный смысл его жизненного оригинала. О том же писал Тургенев Случевскому: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы. Сильная, злобная, честная – все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего. ” Вот исток страданий Базарова – преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество.

“Отношение детей к родителям” сочинение

В предложенном нам тексте автор с болью и сожалением рассказывает, как легкомысленно и равнодушно отнесся сын к своему пожилому отцу. Старик, несмотря на холодную погоду и плохое самочувствие, по первому зову спешит к сыну, но его в семье молодых не ждут… Как горько читать размышления отца-старика, который понял, что сын не будет для него опорой в самые трудные дни.

Авторская позиция ясна: дети не должны так бездушно относиться к родителям, а обязаны заботиться о них, уважать их старость, не забывать родной дом.

Подробнее...

Проблема поколений

Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как 19, так и 20 веков, она волнует современных литераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А.

С. Грибоедова Чацкий, представитель века нынешнего. выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями века минувшего. Так же и в Грозе А. Н. Островского молодежь является светлым лучом в темном царстве отживающих свой век самодуров. М. Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках. Общим же во многих случаях для этого конфликта было то, что он был вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон.

Подробнее...

За что я люблю свой край

У каждого человека в жизни есть люди и вещи, которые он никогда не забудет, где бы ни был. Конечно же, это родители и близкие всем люди, поцелуи и признание в любви, рождение ребенка и его первые шаги и то место, где родились вы. Куда бы вас ни занесла жизнь, но родные места никто никогда не забудет. Своя родина, свой край – это другая мать, которая дала нам непросто крышу над головой, а целые просторы для мечтаний и совершенствований.

За что же можно любить свой край? У каждого на этот вопрос свой ответ. В первую очередь я люблю свою родину за то, что она моя.

Подробнее...

Отзыв о рассказе “А зори здесь тихие”

Борис Львович Васильев родился двадцать первого мая тысяча девятьсот двадцать четвертого года в Смоленске в семье военнослужащего. Он был человеком, которому сразу после школы пришлось испытать жгучее пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках. После войны Б. Л. Васильев окончил Военную академию бронетанковых войск, служил в армии, был инженером – испытателем транспортных машин на Урале. В тысяча девятьсот пятьдесят пятом году состоялся литературный дебют Б. Л. Васильева (пьеса “Офицер”). В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году в печати появляется повесть “А зори здесь тихие… “, принесшая автору широкую известность.

Подробнее...

Сочинение на тему “Мысль семейная”

“Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого? писателя, семья, которую он создал сам.

Подробнее...

Сочинение на тему счастье

Сложно рассуждать о таком понятии как счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его жизнь. Что такое счастье и как его достичь? Заключается ли оно в ощущении легкости, радости, покоя или счастье измеряется достижениями человека? Каждый сам для себя определяет это, и это единственный универсальный рецепт того, как стать счастливым.

Подробнее...