“Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода – “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини – Ларисы.

Сюжет крепко стянут в один узел, почти нет несюжетных персонажей. Но дело не только в форме; не менее показательны содержательные отличия.

Если в “Грозе”, как специально подчеркивал автор, “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”, то в “Бесприданнице ” все основные герои одеты по-европейски. Правда, Островский не считает нужным специально оговаривать это обстоятельство применительно к Кнурову (о котором сказано многозначительно “из крупных дельцов последнего времени”) или Паратову (“блестящий барин”). Но о Вожеватове все-таки говорится: “по костюму европеец”. Все в этих начальных ремарках знаменательно. Сразу становится ясно, что новый “дух времени” отразился даже на быте, на нравах, на костюмах. Не менее важно тонкое указание драматурга: Вожеватов (и не он один) – европеец только по костюму.

“В “Бесприданнице” наиболее отчетливо проявилось столкновение между циничной, антигуманной философией капиталистических дельцов и “горячим сердцем” героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность и гибнущую в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса – красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка, наделенная душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей мириться с окружающей обстановкой. Лариса противопоставлена всем остальным действующим лицам. Они преследуют свои личные своекорыстные цели, лишь она одна неспособна на ложь и обман. Героиня драмы живет и ожидании необыкновенного счастья, она тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны. Причины крушения ее иллюзий точно обозначены в самом заглавии пьесы: “Бесприданница” .

Конфликт в пьесе строится иначе, чем в “Грозе”. Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. Происходит крушение веры в любовь (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью (Карандышев).

В пьесах последнего периода социально-психологическая характеристика действующих лиц у Островского усложняется. Так, в отличие от Кабанихи и тем более Дикого персонажи, окружающие Ларису в “Бесприданнице”, вовсе не выглядят прямыми злодеями, характеры их более сложные, порою противоречивые (таков, например, Карандышев, своеобразный вариант “маленького человека”, с присущим ему комплексом социальной неполноценности), они могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Но как бы они ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса – прежде всего красивая игрушка, вещь, которую можно купить или продать.

Образ Ларисы создан Островским по законам реалистического искусства. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует ее. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи. (В советском литературоведении уже было обращено внимание, что в “Грозе” действие происходит как бы на фоне народных песен, а”в “Бесприданнице” таких песен уже нет: их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в финале, в момент кровавой развязки.)

Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню “Бесприданницы”, отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова уже принять циничное предложение Кнурова. Вот почему выстрел Карандышева Лариса принимает как избавление от позора, который неминуемо ожидал ее в близком будущем.

Как и в “Грозе”, так и в “Бесприданнице” действие в значительной части происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни, к полету. Лариса в переводе с греческого означает “чайка”. Отсюда – прямой путь к известной пьесе Чехова. во многом строившейся на основе драматургических находок Островского последнего периода.

 

Сочинение “Мое любимое дерево – береза”

Небольшое сочинение на тему “Дерево” повествует читателю о растущей под окном березе, бабушкиной ровеснице. Красивое в любую пору года деревце радует глаз заиндевелыми гирляндами ветвей зимой, яркой зеленью проклюнувшейся листвы весной, изящно дрожащими на ветру сережками летом и сочностью пестрых красок осенью.

Мой родной город небольшой, но очень чистый и уютный. Ухоженный парк – любимое место отдыха местных жителей.

Подробнее...

Пушкин поэт историк

Об Александре Сергеевиче Пушкине (1799-1837) известно и написано очень много. Состязаться с признанными пушкиноведами вряд ли имеет смысл. Но не затронуть ту часть творчества и личной судьбы гениального поэта, которая была связана с историей, не представляется возможным.

Любил ли Пушкин историю? Как он относился к истории России? Был ли самостоятелен в своих исторических взглядах?

На первый вопрос можно ответить однозначно. Клио была одной из Муз для Александра Сергеевича. “Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”, – определял свою позицию А. С. Пушкин.

Подробнее...

Духовное становление личности

Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства.

Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать “диалектику души”. “Люди, как реки. ” говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей.

Подробнее...

Сочинение “Благодарность признак благородства души”

Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.

Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б. М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: “В чем проявляется сила и слабость человека?”.

Подробнее...

Сочинение “Хлеб”

Хлеб – гениальное изобретение человечества. У него нет конкурентов: никакая другая еда не выдерживает конкуренции с хлебом. Хлеб никогда не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Ученые считают, что первый хлеб был испечен не менее пятнадцати тысячи лет назад. В Швейцарии, в городе Цюрих, в одном из музеев хранится буханка хлеба, испеченная шесть тысяч лет назад. На Руси с древнейших времен в каждом дворе приготовлением хлеба занимались хозяйки. Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Наша родословная – от земли! И мы всегда должны об этом помнить.

Подробнее...

Сочинение на тему “Идеальный друг”

Друг познается в беде – все мы знаем эту поговорку и я считаю, что это правда. Друзья играют очень важную роль в нашей жизни. Когда нам грустно, они нас веселят, когда нам одиноко – составляют нам компанию. Так кого же мы можем назвать хорошим другом?

Я считаю, что хороший друг должен быть честным, верным и понимающим. Очень важно доверять другому человеку.

Подробнее...