“Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода – “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с историей главной героини – Ларисы.

Сюжет крепко стянут в один узел, почти нет несюжетных персонажей. Но дело не только в форме; не менее показательны содержательные отличия.

Если в “Грозе”, как специально подчеркивал автор, “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”, то в “Бесприданнице ” все основные герои одеты по-европейски. Правда, Островский не считает нужным специально оговаривать это обстоятельство применительно к Кнурову (о котором сказано многозначительно “из крупных дельцов последнего времени”) или Паратову (“блестящий барин”). Но о Вожеватове все-таки говорится: “по костюму европеец”. Все в этих начальных ремарках знаменательно. Сразу становится ясно, что новый “дух времени” отразился даже на быте, на нравах, на костюмах. Не менее важно тонкое указание драматурга: Вожеватов (и не он один) – европеец только по костюму.

“В “Бесприданнице” наиболее отчетливо проявилось столкновение между циничной, антигуманной философией капиталистических дельцов и “горячим сердцем” героини, пытающейся отстоять свою человеческую индивидуальность и гибнущую в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в котором царствуют деньги, выгода, расчет.

Лариса – красивая, умная, гордая, самолюбивая девушка, наделенная душевной чуткостью и отзывчивостью. Чувство собственного достоинства не позволяет ей мириться с окружающей обстановкой. Лариса противопоставлена всем остальным действующим лицам. Они преследуют свои личные своекорыстные цели, лишь она одна неспособна на ложь и обман. Героиня драмы живет и ожидании необыкновенного счастья, она тянется к людям, готова верить им, но мечты ее о счастье несбыточны. Причины крушения ее иллюзий точно обозначены в самом заглавии пьесы: “Бесприданница” .

Конфликт в пьесе строится иначе, чем в “Грозе”. Там и речи не было о бедности Катерины как основе ее трагедии. Судьба же Ларисы с самого начала предопределена ее бедностью: это как клеймо, которое нельзя скрыть, как рок, неукротимо преследующий человека. Происходит крушение веры в любовь (Паратов), дружбу (Вожеватов), семью (Карандышев).

В пьесах последнего периода социально-психологическая характеристика действующих лиц у Островского усложняется. Так, в отличие от Кабанихи и тем более Дикого персонажи, окружающие Ларису в “Бесприданнице”, вовсе не выглядят прямыми злодеями, характеры их более сложные, порою противоречивые (таков, например, Карандышев, своеобразный вариант “маленького человека”, с присущим ему комплексом социальной неполноценности), они могут быть наделены даже привлекательными чертами, как Паратов, являющийся в глазах Ларисы идеалом настоящего мужчины. Но как бы они ни отличались друг от друга, для них всех (не исключая даже родной матери) Лариса – прежде всего красивая игрушка, вещь, которую можно купить или продать.

Образ Ларисы создан Островским по законам реалистического искусства. Отмечая поэтическую чуткость, глубину внутреннего мира, даже талантливость своей героини, драматург все же не идеализирует ее. В Ларисе нет простой, естественной цельности Катерины, напротив, чувствуется в ней ранняя усталость от жизни, какая-то опустошенность, разочарованность. Трагедия человеческого одиночества, сознание всеобщей разобщенности выражали идеи и настроения, характерные для новой исторической эпохи. (В советском литературоведении уже было обращено внимание, что в “Грозе” действие происходит как бы на фоне народных песен, а”в “Бесприданнице” таких песен уже нет: их заменяет романс, цыганский хор, который звучит даже в финале, в момент кровавой развязки.)

Тлетворное влияние среды уже затронуло героиню “Бесприданницы”, отравило ее чистую душу. Драма происходит не только вокруг нее, но и в ней самой. Она в конечном счете сама осознает себя вещью и готова уже принять циничное предложение Кнурова. Вот почему выстрел Карандышева Лариса принимает как избавление от позора, который неминуемо ожидал ее в близком будущем.

Как и в “Грозе”, так и в “Бесприданнице” действие в значительной части происходит на улице, на берегу Волги. Это укрупняло конфликт, помогало воспринимать трагическую участь героини на широком фоне русской природы, символизирующей устремленность к иной, светлой, свободной жизни, к полету. Лариса в переводе с греческого означает “чайка”. Отсюда – прямой путь к известной пьесе Чехова. во многом строившейся на основе драматургических находок Островского последнего периода.

 

Последний поэт деревни

Творчество Сергея Есенина неразрывно связано с темой деревни. Выросший на “приволье зеленых лех”, поэт воспринимал Россию как живой организм, развивающийся по особенным, известным только ей законам. Русь Есенина – деревенская, патриархальная. Это очень символический образ. деревня, состоящая из нескольких дворов, огороженных плетнями, которая затерялась где-то среди топей да болот.

Такое восприятие России свойственно молодому поэту. Его герой ощущает себя частицей природы, а в животных видит “братьев наших меньших”. В ранних стихах Есенина на Руси живется хорошо всем: деревьям, животным и птицам, избам, полям, месяцу, даже. .. тараканам.

Подробнее...

В здоровом теле здоровый дух

“В здоровом теле здоровый дух”. Значение этой пословицы сегодня часто понимают так, что, раз тело здорово, то и дух в нем, само собой, здоров. Или наоборот: здоровый дух не может находиться в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди всегда должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно – не страдать от физических заболеваний. Но жизнь то и дело опровергает эту словесную формулу: здоровяки оказываются не так уж сильны в духовном плане, а тяжелобольные и имеющие физические недостатки демонстрируют потрясающую силу духа в борьбе со своим недугом.

Подробнее...

“Нравственный выбор на войне” сочинение

В какую бы ситуацию человек не попадал, у него всегда есть выбор. Каждый сам творец своей судьбы и от него зависит его нравственный выбор. На войне многим приходилось выбирать, какую сторону принять и как поступить. Одни солдаты сбегали с поля боя, готовы были самовольно сдаться в плен, а другие сражались с врагом даже без оружия, в рукопашную шли на него, подрывались на минах, чтобы спасти своих сослуживцев. Почему люди ведут себя в одних и тех же ситуациях неодинаково? На эту тему размышляли многие авторы в своих произведениях.

Подробнее...

Сочинение “Путешествие на теплоходе”

С самого раннего детства я любила смотреть фильмы и передачи о морских путешествиях. Особенно меня привлекали те, в которых пока­зывали увлекательные круизы на теплоходах. Мне все время хотелось оказаться на месте рос­кошных женщин с развевающимися на ветру во­лосами, задумчиво стоящих на палубе и прово­жающих взглядом убегающие волны.

Возможно, слова мои вызовут улыбку, но ведь это были мои детские мечты, меня манила кра­сота и романтика всего, что связано с морем. И я думала, что мечты так и останутся мечтами – ведь живем мы далеко от океана, а путешествия в дальние страны если и станут когда-нибудь до­ступны мне, то произойдет это очень не скоро.

Подробнее...

Профессия парикмахер описание

Парикмахер – это человек, который занимается уходом за волосами клиентов, и который запросто сделает любую стрижку и прическу.

Парикмахер способен сделать абсолютно любую стрижку, кроме того, он сможет совершить окраску волос, химическую завивку или же укладку. Так же, настоящий специалист должен уметь лечит волосы, корректировать брови, надавать им желаемую форму и корректировать усы и бороду. Но, многие парикмахеры занимаются еще и изготовлением париков и накладных бровей. Всему этому обучают курсы парикмахеров.

Подробнее...

Жить нужно не для себя и не для других а со всеми и для всех Федоров

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой. Болконский может быт холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, “взрослым ребенком”, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.

Подробнее...