Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени – символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70-80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса – мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения – никаких красок, только оттенки. Задача поэта – внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное – с помощью изобразительного. К примеру, у Брюсова:

В гармонии тени мелькнуло безумие,

Померкли аккорды мечтательных линий,

И громкие краски сгустились угрюмее,

Сливаясь в напев темно-синий.

Связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане – любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие строки:

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, вечном звоне

Церквей смешались купола.

Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы – один из ключевых в поэзии Блока. Она – идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портретов – ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать – значит, определить, а определить – значит, ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии нераскрытым, недосказанным, неопределенным. Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:

Что буря жизни, если розы

Твои цветут мне и горят!

Что человеческие слезы,

Когда румянится закат!

Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы и мира внутреннего:

Я встал и трижды поднял руки.

Ко мне по воздуху неслись

Зари торжественные звуки,

Багрянцем одевая высь.

Когда позднее в поэзии Блока появляются социальные мотивы, основной формой их выражения по-прежнему остается форма символическая: реальные события даны автором условно, образы размыты, характеры неопределенны. В стихотворении “Фабрика” поэт рисует фигуру некоего чудовища с “медным” голосом, согнутые спины рабочих, желтые окна, где смеются над обманутыми. С развитием социальной тематики в творчестве Блока связано появление в нем новых многоплановых символов. Например, образ дороги и степи, поля как символ самой России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы.

Россия в поэзии Блока становится мифическим сфинксом, чью тайну нельзя разгадать:

.Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей символистской поэме “Двенадцать”:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа – выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.

Музыкальность – одно из свойств лирики Блока.

Он добивается ее с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды.

Все померкло, прошло, отошло. Или:

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо.

В кругу символистов Блок занимает особое место. Разделяя во многом их эстетические убеждения, он не был сторонником крайнего индивидуализма и пессимизма (“Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен”), проповедником искусства для искусства, экспериментатором, отрицающим предшествующую традицию. Используя и трансформируя идеи символизма, его методы, поэт сумел выразить не только свой внутренний мир, но и жизнь эпохи, воплотив тем самым свое творческое кредо:

 

Милосердие и жестокость сочинение

Мне кажется, что милосердие – это умение человека с состраданием относиться к бедам и горестям других людей, милосердный человек способен помогать в беде не только близким людям, но и совсем незнакомым. Даже к врагу у такого человека отношение особенное, к недругам он относится с добротой и с надеждой на примирение.

Милосердному человеку неизвестны такие слова как “месть” или “отмщение”. Он совершенно не признает такой принцип как “око за око, зуб за зуб”. Совершая злые поступки, мы лишь увеличиваем зло, и без того существующее в мире в безграничном количестве. Милосердный человек старается проявлять доброту ко всем людям, по возможности помогать им.

Подробнее...

“Рождественское чудо” сочинение

Есть прекрасный праздник в году название, у которого Рождество Христово. В ночь перед Рождеством дети поют колядки, рассказывают стихи, прославляют Бога и получают за это вкусные угощения. Мне всегда нравиться этот праздник. В этот период времени погода на улице по – настоящему зимняя. Часто вся земля укрыта снегом, который блестит на солнце. Деревья укутаны снежком и имеют привлекательный внешний вид. В домах собираются родные и близкие, которые хотят поздравить друг друга с самым лучшим праздником в году.

Подробнее...

Сочинение “Лесной пожар”

Пожалуй, трудно найти художника, творца, скульптора, которого не привлекала бы тема природы. Именно оттуда, из ее бесконечной гармонии, из ее прелести проще всего черпать вдохновение. В отличие от сумбурной человеческой жизни в природе, среди зелени, среди бескрайних лугов, хвойных лесов, среди гор с покрытыми снегом вершинами – нет суеты, нет мерзости, подлости и злобы. Есть лишь стихия, которая может быть столь непредсказуема: еще вчера она ласкала и нежила, а сейчас, злая и необузданная, она готова уничтожить все, что встретится у нее на пути.

Подробнее...

Сочинение на тему “Любимая телепередача”

Мне очень нравится путешествовать и узнавать что-то новое, наш мир такой огромный и интересный, в нем столько разных городов и стран, в которых хочется побывать, узнать их историю, познакомиться с традициями. Я бы с удовольствием отправился в кругосветное путешествие, но пока мне остается лишь мечтать об этом. Мою тягу к знаниям и путешествиям мне помогает восполнять моя любимая передача “Орел и решка”. Как же я завидую этим ребятам!

Подробнее...

“Осенний дождь” сочинение

Не всегда осень начинается с дождей. Чаще всего они начинаются ближе к концу октября. Когда уже прошло бабье лето, и прекрасная пора листопада уже закончилась. Вот именно тогда осень и начинает вести себя полновластной хозяйкой природы. Все те красивые яркие краски, которые радовали нас своей пестротой еще совсем недавно, смывает дождь. Осенний дождь идет, не переставая, такой мелкий, холодный, частый. Из окна видна только серость дождливого дня. Как будто больше нет никаких других цветов кроме серого. Все становится однотонным.

Подробнее...

Свобода - сочинение

Свобода – это очень широкое понятие, рассматривать его можно с разных сторон. Это может быть физическая свобода, духовная, свобода личности, политическая свобода или свобода самовыражения. В любом случае, понятие свободы подразумевает отсутствие какого-либо давления на человека, возможность поступать согласно собственным взглядам и предпочтениям.

Во все времена свобода высоко ценилась, люди жаждали ее, отдавая подчас собственные жизни за одну только идею свободы.

Подробнее...