Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

– Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

– Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

– Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, ответила мать.

– Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

– Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

– Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

– У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

– Твои старые ботики никому не нужны.

– При чем тут ботики. – тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами – это “разбойники”, убегая от “казаков”, оставляли свои знаки.

Геня уже третью неделю ходил в школу. Мать с бабушкой переглядывались. Бабушка, которая была суеверна, сплевывала через плечо – боялась сглазить: обычно перерывы между болезнями длились не больше недели.

Бабушка провожала внука в школу, а к концу занятий ждала его в школьном вестибюле, наматывала на него зеленый шарф и за руку вела домой.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

– Позови из класса кого хочешь и из двора,- предложила она.

– Я никого не хочу. Не надо, мама,- попросил Геня.

– Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули ее брови, он понял, что ему не отвертеться.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

– И ты, Женя, приходи.

Он посмотрел на нее такими холодными и взрослыми глазами, что она смутилась.

– А что? Я приду,- спокойно ответил Айтыр.

И мать пошла ставить тесто.

Геня тоскливо оглядывал комнату. Больше всего его смущало блестящее черное пианино – такого наверняка ни у кого не было. Книжный шкаф, ноты на этажерке – это было еще простительно. Но Бетховен, эта ужасная маска Бетховена! Наверняка кто-нибудь ехидно спросит: “А это твой дедушка? Или папа?”

Геня попросил бабушку снять маску. Бабушка удивилась:

– Чем она тебе вдруг помешала? Ее подарила мамина учительница. – И бабушка стала рассказывать давно известную историю о том, какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию.

К четырем часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селедкой и пирожки с рисом.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Осенние катары, зимние ангины и весенние простуды он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, а под боком у него лежала голубовато-серая с тисненым жирафом на обложке книга. Она называлась “Веселый час”, написал ее мудрец, волшебник, лучший из людей – некий М. Гершензон. Он был великим учителем, зато Геня был великим учеником: он оказался невероятно

 

“Мои друзья” сочинение для портфолио

Друзья важны в жизни каждого человека. Это самые близкие люди, которые придут на помощь в трудную минуту, которым можно доверить любой секрет. Друзья проводят с нами и радостные минуты, они делают праздник еще более ярким и веселым. Я рад, что в моей жизни тоже есть друзья.

Нельзя просто выбрать человека себе в друзья. С одними сближаешься постепенно, потому что они рядом, например, в школе или во дворе.

Подробнее...

Сочинение на тему этикет

Речевой этикет

Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово – одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

Подробнее...

Несколько фактов о происхождении кавычек

Кавычки – знак препинания относительно молодой. Они появились в русской пунктуации приблизительно в конце XVIII века. Однако до этого (примерно с XVI века) кавычки использовались в качестве нотного знака. Интересно также, откуда произошло само слово “кавычки”. Здесь мнения лингвистов расходятся, однако большинство ученых сходится в том, что слово это происходит от глагола “кавыкать”. В переводе с одного из южно-русских диалектов это слово означает “прихрамывать”, “ковылять”. Откуда такая странная ассоциация? Все просто – на том же диалекте “кавыш” означает “гусенок” или “утенок”. Отсюда “кавычки” – это закорючки, следы от гусиных или утиных лапок.

Сочинение вступление

Как начать сочинение?

Сочинение приходится писать всем школьникам независимо от их пристрастий к наукам. Этот вид изложения своих мыслей – один из необходимых навыков грамотного современного человека. Поэтому каждый ученик умеет писать сочинение.

Сочинение, как правило, состоит из:

вступления,

основной части (раскрытии темы), заключения.

Подробнее...

Влияние идеи на человека

В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с другом, вступают в столкновения, влияют на человеческое сознание. В отличие от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский не описывал становление человеческого духа, его метания, сомнения, писателя интересовали отношения уже сформировавшихся личностей и выражаемых ими идей.

Подробнее...

“Стихи о любви” сочинение

Любовь… Любовь – это все! И то все, что мы знаем о ней.

О любви поют песни, сочиняют стихи, под ее действием совершают удивительные открытия. Любовь – это тайна, загадка, которой невозможно дать четкого определения. Так что же такое любовь?

По моему мнению, любовь – это чувство тепла, умиротворенности, спокойствия и радости на душе, то состояние, когда тебе комфортно и ты можешь быть самим собой. Но любовь бывает разной.

Подробнее...