Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте тра­гической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Вла­димир Дудинцев, Анатолий Рыбаков, Александр Солженицын.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” была напечатана повесть Алексан­дра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая бук­вально потрясла советскую читающую публику. После опубликования повес­ти двести двадцать семь заключенных прислали А. И. Солженицыну письма, в которых свидетельствовали о преступлениях сталинского режима против личности. В повести остро поставлена проблема человека и власти в тота­литарном советском государстве периода культа личности Сталина. Свое­образно раскрытие “лагерной” темы в повести. Повесть создана на основе автобиографического материала, события в ней показаны глазами человека “оттуда”. По словам А. Т. Твардовского, бывшего в то время главным ре­дактором “Нового мира”, повесть – “документ искусства”.

Иван Денисович Шухов, герой повести, из тысяч тех людей, которые были репрессированы безвинно. Иван Денисович воевал на фронтах Ве­ликой Отечественной войны, отстаивая “великое счастье свободы”, был в окружении, в фашистском плену, совершил побег из лагеря. Оказавшись среди своих, обо всем чистосердечно рассказывает и, обвиненный в шпиона­же, оказывается вновь в лагере, теперь уже советском. Логика обвинения, осуждения и заключения была проста: попал в плен – значит предатель, вернулся – значит шпионить.

История Ивана Денисовича, получившего приговор в 10 лет лагерей, испытывающего унижения и тяготы невыносимо тяжелого физического тру­да, – обычная история человека того времени, омраченного преступления­ми против личности. Иван Денисович – крестьянин, он научился выжи­вать в тех условиях, в которых оказался. Он приспосабливается к жизни в лагере, но в душе противопоставляет себя “им”, власти, являя нравствен­ную прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Иван Денисо­вич не протестует, не верит в будущее, у него нет надежды на возвращение из лагеря. Шухов не думает о завтрашнем дне – “отвык” думать.

Солженицын повествует о том, что цель власти, разработавшей систе­му наказаний и унижений, – сломить человека, заставить его забыть свое человеческое достоинство. “Великое счастье свободы” которое отстоял со­ветский человек в Великой Отечественной войне, было “омрачаемо преступ­лениями против личности”. Власти нужны были бездумные, бессловесные, покорно подчиняющиеся рабы с первобытными низменными инстинкта­ми, а не мыслящие люди. Тех, кто сохранил в себе человеческое достоинст­во, нравственные законы, власть стремится оттолкнуть за предел челове­ческого существования, в котором человек беззаконен. Жесточайшие усло­вия, изнурительный тяжелый труд, жесткое регламентирование всех сторон жизни – все это быстро выбивало людей из привычного самосознания. Несломленных ломают, как, например, морского офицера Буйновского, для которого святы принципы и справедливость Советской власти. Ломают, как бывшего начальника Фетюкова

Власть враждебна человеку – это утверждает А. И. Солженицын в своей повести “Один день Ивана Денисовича”. “Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками… ” (М. Горький).

Данное выше сочинение полно и убедительно раскрывает тему. Пра­вильно трактуется содержание повести, которое удачно используется для показа проблемы человека и власти в творчестве нашего современника – выдающегося писателя XX в. А. И. Солженицына. В мудрых книгах, подоб­ных повести “Один день Ивана Денисовича”, на разных уровнях встает образ нашей страны, ее трагическая история XX в. омраченная преступ­лениями против личности, завоевавшей и отстоявшей великое счастье свобо­ды. Своими книгами А. И. Солженицын приоткрыл завесу прошлого и заста­вил задуматься о будущем.

 

“Отношение к маме” сочинение

В матери от природы заложено стремление оградить своего ребенка от всех бед и забот, окружить заботой и лаской. Материнское сердце бесконечно прощает и несмотря ни на что считает свое дитя самым лучшим. Проблема отношения к матери является актуальной по сей день, так как полноценно отвечать взаимностью на все проявления материнской любви способен не каждый.

В рассказе К. Г. Паустовского “Телеграмма” мы можем проследить яркий пример невнимательного отношения к матери.

Подробнее...

Сочинение “Культура общения”

Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что “важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит”. А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.

Подробнее...

Любимая пора осень

Каждое время года в моей детской памяти оставило определенные ассоциации. Зима – это снег, санки, мандарины, подарки. Весна – пробуждение природы, подснежники, утренняя копель. Лето – море, веселье, крики чаек и теплый песок. Но почему-то самые теплые и нежные воспоминания связаны с осенью.

Наступает осень. И вся природа будто бы по велению волшебной палочки преображается, одеваясь в желтые, красные, оранжевые цвета! Дни становятся чуть короче, а небо приобретает темные тона.

Подробнее...

Воспитание в моей семье” сочинение

“Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни”. Царица Александра Федоровна С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья – это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль.

Подробнее...

Сочинение Символ моей Родины

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Родина… Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове!

Для каждого человека это слово – что-то свое, личное, особенное. Думая о родине, мы представляем великую, прекрасную страну, в которой родились, чувствуем гордость оттого, что являемся частью этого большого мира.

Подробнее...

Сочинение про Артек

В октябре этого года мне посчастливилось побывать в лагере “Артек”. Это удивительное место расположено на берегу Черного моря в Крыму. Лагерь, протяженностью семь километров, был основан довольно давно и имеет свои законы, традиции и легенды. Вокруг него возвышаются горы, одна из них медведь-гора Аю-Даг по легенде защищает весь “Артек” и наш лагерь “Янтарный”. Незабываемые эмоции подарили нам не только потрясающие красоты природы лагеря, но и мероприятия, которые в нем проходили.

Подробнее...