Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. – в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального характера в контексте тра­гической эпохи стала сквозной темой отечественной литературы XX в. Ее исследуют Андрей Платонов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Вла­димир Дудинцев, Анатолий Рыбаков, Александр Солженицын.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” была напечатана повесть Алексан­дра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая бук­вально потрясла советскую читающую публику. После опубликования повес­ти двести двадцать семь заключенных прислали А. И. Солженицыну письма, в которых свидетельствовали о преступлениях сталинского режима против личности. В повести остро поставлена проблема человека и власти в тота­литарном советском государстве периода культа личности Сталина. Свое­образно раскрытие “лагерной” темы в повести. Повесть создана на основе автобиографического материала, события в ней показаны глазами человека “оттуда”. По словам А. Т. Твардовского, бывшего в то время главным ре­дактором “Нового мира”, повесть – “документ искусства”.

Иван Денисович Шухов, герой повести, из тысяч тех людей, которые были репрессированы безвинно. Иван Денисович воевал на фронтах Ве­ликой Отечественной войны, отстаивая “великое счастье свободы”, был в окружении, в фашистском плену, совершил побег из лагеря. Оказавшись среди своих, обо всем чистосердечно рассказывает и, обвиненный в шпиона­же, оказывается вновь в лагере, теперь уже советском. Логика обвинения, осуждения и заключения была проста: попал в плен – значит предатель, вернулся – значит шпионить.

История Ивана Денисовича, получившего приговор в 10 лет лагерей, испытывающего унижения и тяготы невыносимо тяжелого физического тру­да, – обычная история человека того времени, омраченного преступления­ми против личности. Иван Денисович – крестьянин, он научился выжи­вать в тех условиях, в которых оказался. Он приспосабливается к жизни в лагере, но в душе противопоставляет себя “им”, власти, являя нравствен­ную прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Иван Денисо­вич не протестует, не верит в будущее, у него нет надежды на возвращение из лагеря. Шухов не думает о завтрашнем дне – “отвык” думать.

Солженицын повествует о том, что цель власти, разработавшей систе­му наказаний и унижений, – сломить человека, заставить его забыть свое человеческое достоинство. “Великое счастье свободы” которое отстоял со­ветский человек в Великой Отечественной войне, было “омрачаемо преступ­лениями против личности”. Власти нужны были бездумные, бессловесные, покорно подчиняющиеся рабы с первобытными низменными инстинкта­ми, а не мыслящие люди. Тех, кто сохранил в себе человеческое достоинст­во, нравственные законы, власть стремится оттолкнуть за предел челове­ческого существования, в котором человек беззаконен. Жесточайшие усло­вия, изнурительный тяжелый труд, жесткое регламентирование всех сторон жизни – все это быстро выбивало людей из привычного самосознания. Несломленных ломают, как, например, морского офицера Буйновского, для которого святы принципы и справедливость Советской власти. Ломают, как бывшего начальника Фетюкова

Власть враждебна человеку – это утверждает А. И. Солженицын в своей повести “Один день Ивана Денисовича”. “Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками… ” (М. Горький).

Данное выше сочинение полно и убедительно раскрывает тему. Пра­вильно трактуется содержание повести, которое удачно используется для показа проблемы человека и власти в творчестве нашего современника – выдающегося писателя XX в. А. И. Солженицына. В мудрых книгах, подоб­ных повести “Один день Ивана Денисовича”, на разных уровнях встает образ нашей страны, ее трагическая история XX в. омраченная преступ­лениями против личности, завоевавшей и отстоявшей великое счастье свобо­ды. Своими книгами А. И. Солженицын приоткрыл завесу прошлого и заста­вил задуматься о будущем.

 

“Мое любимое растение” сочинение

Отгадайте, какой цветок для меня любимый? Вам долго не придется отгадывать! Конечно же, это роза – королева всех цветов, благоухающая красавица. Мой любимый цветок обожаем очень многими людьми. Пожалуй, им восхищаются все! Мало кто не любит розы.

О нежных лепестках цветка розы всю историю человечества слагали легенды, писали стихи, сочиняли сказки. Роза с капельками утренней росы на лепестках – прекрасна. Она чудесно выглядит даже на осенней клумбе, когда ее лепестки уже стали жестче от непогоды, пожухли по краям.

Подробнее...

Сочинение на тему неожиданная встреча

В жизни иногда происходят удивительные события. И угадать, что готовит тебе следующий день, порой бывает просто невозможно.­

Этим летом мы с родителями отправились погостить к родственникам в Анапу, куда летели на самолете из Москвы. Еще в аэропорту я заметила девочку примерно моего возраста, которая увлеченно во что-то играла на смартфоне. Затем я видела, что мы летели с ней одним рейсом, но после посадки разошлись в разные стороны.

Подробнее...

“Какой я читатель” сочинение

Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности. Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь, учит и развивает, развивает воображение и память, обогащает словарный запас.

В разном возрасте книги по-разному влияют на нас. Первые книги, сказки, детские рассказы учат детей взаимопомощи, доброте, послушанию и многому другому.

Подробнее...

Майский день каким я увидел его сегодня

Сегодня был чудесный майский день. Именно про такие деньки говорят “погожие”. Солнышко светило ярко и приветливо уже с самого раннего утра. Было на удивление тепло, я даже засомневалась, а весна ли на дворе – уж больно все вокруг было похоже на самое настоящее лето!

Я оделась легко, почти по-летнему, и не прогадала – после уроков стояла такая жа­ра, что вдруг представилось, что уже начались летние каникулы.

Подробнее...

Сочинение на тему “Типы речи”

В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа:• описание;• повествование;• рассуждение. В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных действиях, в рассуждении – о причинах свойств и явлений. Описание: На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове был как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.

Подробнее...

Тема подвига и самопожертвования в русской литературе

Подвиг, самопожертвование могут восприниматься писателями по-разному. Человек совершает подвиг не только в исключительные моменты своей жизни, но и в семейно-бытовом, социальном, философском плане. Тема героического нашла широкое отражение в отечественной литературе. Особенно ярко она проявилась в произведениях, посвященных военной теме: “Бородино” Лермонтова, “Василий Теркин” Твардовского и др.

Л. Н. Толстой впервые по-новому подошел к раскрытию темы героического. Он показал, что настоящие герои не всегда получают по своим заслугам, часто оказываются в обычной жизни скромными людьми.

Подробнее...