1668-1669. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”. Размер картины 262 x 205 см, холст, масло. Из парижского собрания герцога Антуана д’Ансезюна в 1766 году. Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с ее поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с ее антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью.

Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.

Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). В картине господствует “только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына. Этот же, изображенный со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.

Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности, изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд. Группа опрокидывается в ее вершине. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его.

Второстепенные фигуры братьев и сестер также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. ” (Рихард Гаманн). По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт “изобразил эти фигуры лишь эскизно, и другой художник закончил их”, в живописи же главной группы, как и в “Еврейской невесте”, неподражаемо объединились форма и дух. Все здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. “Все, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, все, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, все это выражено в этом молчаливом объятии” (Жермен Базен). И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского “завета человечеству” (Гаманн), этот догарающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.

 

Проблемы детей 21 века

Чем отличается детство современных детей от детства их родителей – вот вопрос, над которым рассуждает И. Иванов.

Автор рассказывает о споре бабушки, бывшего филолога, которая не может понять, как это ее внук не читал ” Капитанской дочки” А. С. Пушкина. Внук, любя и уважая бабушку, никак не может оторваться от монитора своего компьютера, этой, по словам И. Иванова, смышленой анаконды, рожденной в недрах электронного взрослого мира, которая заглатывает не тело, а мозг и сознание молодого человека. Причина спора двух любящих людей в том, что они по-разному проводили свое свободное время в детстве.

Подробнее...

Сочинение на тему “Взаимоотношения людей”

Человек – это существо социальное, поэтому все мы регулярно испытываем потребность в общении. У кого-то она больше, у кого-то меньше, но даже самым скромным и нелюдимым из нас хоть иногда, но хочется выйти на улицу, чтобы побыть в окружении людей, перекинуться несколькими словами с незнакомцем или провести вечер в компании друга.

Общаясь с людьми, мы тем или иным образом выстраиваем наши отношения с ними.

Подробнее...

Чичиков и Ноздрев в чем противоположность двух характеров

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” представляет собой крупномасштабное исследование мира “мертвых душ”, мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость и низость своих истинных чувств и поступков. Два характера – Чичиков и Ноздрев – господа, не принадлежащие к породе “тонких”, но и отличные от “толстых”, господа “средней руки” по достатку, образу жизни и положению в мире “мертвых душ”. Однако между ними есть существенные отличия, которые, в свою очередь, не позволяют нам склонить чашу весов морального правосудия ни в сторону одного, ни в сторону другого. Они одинаковы в своей “срединности”, располагающей к себе и столь обманчивой.

Подробнее...

“Сорок первый” сочинение

Гражданская война. После сражения с белыми в живых остались лишь малиновый комиссар Евсюков( малиновый – из-за цвета куртки и лица), двадцать три и Марютка. Они прорвали фронт, но оказались одни в холодной пустыне. Несколько верблюдов, немного пищи – вот все, что было у красноармейцев.
“Особая между ними была Марютка. Круглая рыбачья сирота Марютка… С семилетнего возраста двенадцать годов просидела верхом на жирной от рыбьих потрохов скамье, в брезентовых негнущихся штанах, вспарывая ножом серебряно-скользкие сельдяные брюха”. Когда грянула Гражданская война она добровольно ушла воевать за красных.

Подробнее...

Искусство в жизни человека

Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело. Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

Подробнее...

“Нравственный долг” сочинение

Среди множества равнодушных к чужому горю людей, заботящихся лишь о своем благополучии, есть и те, кто никогда не откажет никому в помощи. И помогают такие люди другим без каких-либо видимых на это причин.
Что сподвигает людей на совершение благородных поступков, заставляя их переступать через личное благополучие ради помощи другому человеку? Этот вопрос поднимается Г. Н. Бочаровым и заставляет читателей задуматься и стать более отзывчивыми к чужому горю.

Подробнее...