1668-1669. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”. Размер картины 262 x 205 см, холст, масло. Из парижского собрания герцога Антуана д’Ансезюна в 1766 году. Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с ее поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с ее антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью.

Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.

Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). В картине господствует “только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына. Этот же, изображенный со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.

Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности, изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд. Группа опрокидывается в ее вершине. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его.

Второстепенные фигуры братьев и сестер также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. ” (Рихард Гаманн). По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт “изобразил эти фигуры лишь эскизно, и другой художник закончил их”, в живописи же главной группы, как и в “Еврейской невесте”, неподражаемо объединились форма и дух. Все здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. “Все, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, все, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, все это выражено в этом молчаливом объятии” (Жермен Базен). И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского “завета человечеству” (Гаманн), этот догарающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.

 

Сочинение на тему будущая школа

Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о том, какой будет школа, когда человек откроет для себя неведомые сегодня секреты науки.

В будущем ученики будут мало времени проводить в классах за изучением информации по книжкам.

Подробнее...

Есть ли жизнь после смерти

Мало ли мы слышали историй о том, что существует жизнь даже после того, как человек навсегда, казалось бы, покинул этот мир. Неужели загробный мир дает людям второй шанс испытать чувство того, что они живут, пусть и в другом, незримом измерении? Есть ли жизнь после смерти?

Не зря говорят, что умирает только тело, а душа остается. Значит ли это, что, когда умирает близкий человек, он не уходит от нас? Значит, мы просто перестаем видеть его и слышать? Звучит цинично, но тема достойна обсуждения.

Подробнее...

Что объединяет людей

Большинство психологов и философов уже долгое время заняты вопросом объединения людей. Исходя из многочисленных исследований, удалось сделать вывод, что люди объединяются в одной из четырех имеющихся сфер, которые играют важную роль в жизни каждого человека. Разобравшись в каждой из сфер, можно будет ответить на вопрос о том, что объединяет людей.

Чаще всего людей объединяет работа и творчество в коллективе. Занимаясь своим любимым делом, человек объединяется с людьми, с которыми у него совпадают эти интересы, а также принципы жизни.

Подробнее...

Какова роль детства в жизни человека

Размышление о роли детства в формировании человек В. Шефнер начинает с рассказа о своем разговоре с известной художницей. Автор спросил у нее, почему на иконах у детей такие взрослые лица и услышал в ответ, что “. живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребенок, а то, что он человеческий ребенок”. Эти слова подтолкнули В. С. Шефнера на раздумья о том, что “детство – пора очень напряженной учебы, пора освоения и усвоения бытия.

Подробнее...

Сочинение на тему лес

Волнительное сочинение про лес уносит воображение читателя в густую, лесную чащу, которая манит своей чарующей дикостью и многообразием растительного и животного мира. Вечно хлопочущие обитатели леса не всегда видны туристу, но они живут полной жизнью, пока лесная растительность видоизменяется с нескончаемым течением времен года.

Всем известно, что уникальная красота лесов не только радует глаз, но и насыщает планету кислородом. Чем больше зеленых насаждений будут окружать города и расти в них, тем больше пользы и удовольствия получат люди.

Подробнее...

Тема сталинизма в литературе

В современной отечественной литературе отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшествующих десятилетий. В поле зрения писателей оказываются такие проблемы, как проблемы личности и коллектива, формирование человека, осмысление связи времен – настоящего и прошлого, а также ряд других проблем. В печати продолжают появляться горестные по своей тональности произведения о массовых нарушениях законности, связанных с именем Сталина.

Подробнее...