1668-1669. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”. Размер картины 262 x 205 см, холст, масло. Из парижского собрания герцога Антуана д’Ансезюна в 1766 году. Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с ее поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с ее антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью.

Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.

Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). В картине господствует “только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына. Этот же, изображенный со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.

Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности, изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд. Группа опрокидывается в ее вершине. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его.

Второстепенные фигуры братьев и сестер также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. ” (Рихард Гаманн). По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт “изобразил эти фигуры лишь эскизно, и другой художник закончил их”, в живописи же главной группы, как и в “Еврейской невесте”, неподражаемо объединились форма и дух. Все здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. “Все, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, все, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, все это выражено в этом молчаливом объятии” (Жермен Базен). И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского “завета человечеству” (Гаманн), этот догарающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.

 

Сочинение про войну

Десятилетия прошли с того времени, когда были страшные войны. Многие миллионы людей погибли за свою Родину и любимую страну. Эту страшную страницу в истории человечества люди не забудут никогда. Нет ни одной семьи, которая не потеряла бы своего близкого человека в этом кошмарном побоище. Тем не менее, человечество не вышло еще на тот путь развития, когда все конфликты можно разрешить мирным путем.

Подробнее...

“Чистый понедельник” сочинение тема любви

Одной из наиболее частых тем поднимаемой в русской и мировой литературе является тема любви. Тема взаимоотношений мужчины и женщины, тема их чувств и душевных переживаний. Про любовь писали многие писатели и поэты, и каждый по-своему пытался показать и объяснить это многогранное чувство. Иван Алексеевич Бунин не стал исключением и также поделился с нами своими мыслями по данному вопросу.

Любовное творчество автора нашло свое отражение в сборнике “Темные аллеи”.

Подробнее...

Сочинение на тему Подарок другу

Мы с Денисом дружим восемь лет. Познакомились когда еще ходили в детский сад. Вместе поступили в первый класс одной и той же школы. Ни у него, ни у меня нет братьев и сестер. Наверное, поэтому наша дружба такая крепкая. Правда, бывает, мы ссоримся, не всегда внимательны друг к другу, но обязательно к дням рождения тщательно выбираем друг другу подарки. Знаем каждую вещицу, какая есть у друга, знаем желания и мечты друг друга.

Подробнее...

Сочинение “Судьбы опаленные войной”

Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы и зацветает сирень, наступает святой для нашей Родины день – День Победы. Мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над фашистскими захватчиками, вспоминаем героев – живых и павших.

В Великой Отечественной войне участвовали не только взрослые, но и дети. Они были и моими ровесниками, и чуть постарше или чуть помладше. Жизнь детей в годы войны была суровой, особенно тех, кто принимал участие в боевых действиях, помогая взрослым в подполье на аккупированой территории и в партизанских отрядах. Родина отметила подвиги ребят высшей наградой, присвоив им звание – Герой Советского Союза.

Подробнее...

Сочинение на тему “Честь и совесть”

Закрывая глаза на бессовестное отношение плохих людей к беззащитным существам окружающего мира, мы невольно провоцируем идентичное отношение мироздания к себе самим, о чем красноречиво повествует познавательное сочинение о совести и чести. Вооружившись девизом предков – “Береги честь смолоду”, мы сможем смело и прямо идти по жизни без зазрения совести.

В современном мире понятия честь и совесть не очень актуальны. С детства ребенок растет во лжи, лицемерии и хамстве. Эти качества он переносит во двор, на детскую площадку, потом в школу, и уже там их “шлифует” до совершенства.

Подробнее...

Противостояние добра и зла

Противостояние добра и зла – вот проблема, над которой размышляет Е. Сикирич.

Автор, раздумывая над вопросом борьбы добра и зла в душе каждого человека, в пример приводит притчу о двух волках, олицетворяющих эти человеческие качества. Е. Сикирич говорит, что каждый из нас сам выбирает, какого “волка” в себе он будет “кормить”, но необходимо помнить предостережение психолога: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”.

Е. Сикирич считает, что в каждом из нас борются добро и зло. И человеку, стоящему перед выбором, необходимо помнить, что нельзя сдаваться в борьбе со злом.

Подробнее...