1668-1669. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”. Размер картины 262 x 205 см, холст, масло. Из парижского собрания герцога Антуана д’Ансезюна в 1766 году. Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с ее поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнему, с ее антидогматической, действенно врывающейся в жизнь, поистине творческой солидарностью.

Поэтому не удивительно, что эта притча стала самой близкой темой Рембрандта.

Эта картина, несомненно венчающая его позднее творчество и устремления, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. (Спорна, однако, датировка, вместо 1668-1669 годов было сделано предложение историками искусства Г. Герсоном, И. Линником датировать картину 1661 или 1663 годами). В картине господствует “только одна фигура – отец, изображенный в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладет на плечи сына. Этот же, изображенный со спины, стоит перед отцом на коленях, образуя с ним монументальную группу, которую можно было бы вылить в бронзе. Нигде с таким чувством не проявлялась объединяющая человеческая сила монументальных форм. Отец – полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.

Но и эта монументальность у Рембрандта распадается, подмываемая мощным потоком человечности, изливаемой на этот, кажется, так прочно спаянный блок. От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд. Группа опрокидывается в ее вершине. Отец, который кладет руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясенный глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его.

Второстепенные фигуры братьев и сестер также присутствуют в картине, но не принимают никакого участия в действии. Они лишь на границе происходящего, лишь очарованные немые свидетели, лишь окружающий исчезающий мир. ” (Рихард Гаманн). По мнению исследователя Боба Хаака, возможно Рембрандт “изобразил эти фигуры лишь эскизно, и другой художник закончил их”, в живописи же главной группы, как и в “Еврейской невесте”, неподражаемо объединились форма и дух. Все здесь – действительно и в высшей степени символично: блокообразное и в то же время внутренне-неустойчивое, переливающееся из одного элемента в другой единство фигур отца и сына, ромбическое, напоминающее алмазную шлифовку обрамление головы сына руками отца, прощупывающий жест рук, этого незаменимого человеческого органа. “Все, что эти руки пережили – радости, страдания, надежды и страхи, все, что они создали или разрушили, что они любили или ненавидели, все это выражено в этом молчаливом объятии” (Жермен Базен). И, наконец, этот всеобъемлющий, полный утешения и прощения красный цвет плаща, звучная сердцевина рембрандтовского “завета человечеству” (Гаманн), этот догарающий след самоотверженной, гуманной души, этот призыв к действию, красный цвет надежды, многообещающий свет любви.

 

Сочинение книга в жизни человека

Главным оружием человечества есть знание. Итак, откуда берутся знания? Много людей черпают свои знания из интернета, журналов, статей. Но я хочу рассказать о древнейшем источнике знаний. Сегодня мы поговорим о книге. Итак, что же такое книга?

Книга – это не просто кусок бумаги, она имеет силу, которую постичь может не каждый. Знание, которое нам дают книги – величайший дар человечества, без которых мы не смогли бы существовать. Мы не смогли бы думать и совершать адекватные действия.

Подробнее...

Сочинение на тему роль глаголов в предложении

Одним из значений слова глагол в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”. Именно в этом смысле употребил его А. С. Пушкин в
стихотворении “Пророк”:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

В прозе А. С. Пушкина в этом значении встречаем не только существительное глагол, но и глагол глаголати, существительное глаголание и причастие глаголющий: Несть спасения во многом глаголании. Аминь, аминь глаголю вам. Калдерон называет молнии огненными языками небес, глаголющих земле.

Подробнее...

Праздник в школе сочинение

Новый год – мой самый любимый праздник. Накануне меня всегда охватывает странное ощущение, будто должно произойти нечто радостное и волшебное. Всюду праздничная атмосфера, все готовятся к празднику – выбирают красивые елки, покупают разные фрукты, сладости, готовят подарки для близких. С детства Новый год – это как сказка для меня.

Мы начинаем готовиться к празднованию заранее. Убираем в доме, наряжаем елку, украшаем комнаты шарами, гирляндами, красивыми игрушками, праздничными лампочками, свечами.

Подробнее...

Сочинение-интервью с писателем

Здравствуйте, сегодня мы встретились с известным писателем Алексеем Ивановым. Эта встреча панировалась долго и сегодня, наконец, он смог найти для нас время в своем плотном графике.

– Здравствуйте, Алексей! Спасибо, что нашли для нас время.

– Здравствуйте, мне приятно, что вы обратили внимание на мое творчество.

Подробнее...

Затерянный мир сочинение

Ради девушки журналист Эдуард Мелоун просит у начальства опасное задание, и его отправляют разоблачить профессора Челленджера, который утверждает, что в Южной Америке нашел плато с доисторическими динозаврами. Мелоун не заявляет в полицию после драки с Челленджером, вызывая доверие у профессора. На конференции Челленджер предлагает отправить экспедицию, чтобы доказать свою правоту. Вместе с ним вызываются скептик профессор Саммерли, охотник лорд Джон Рокстон и Мелоун.

Они нанимают негра Самбо, метиса Гомеса и индейцев. На лагерь экспедиции под плато нападет птеродактиль, и шокированный Саммерли извиняется перед коллегой.

Подробнее...

“Патриотизм в наше время” сочинение

Патриотизм – это любовь к своей родине. Он подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в ее настоящем и планируешь ее будущее. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам.
Думаю, эти слова давно уже являются прописными истинами. Считается, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которую должны воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом.

Подробнее...