Самый главный на земле – человек. Различные науки изучают человека, но каждая из них интересуется всего лишь той или иной стороной его жизни. Анатом изучает строение человеческого тела, историк – события общественной жизни, психолог – работу человеческого сознания, но только в литературе человек выступает перед нами как живая личность.

В литературных произведениях речь всегда идет о человеке, его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми, а также о событиях, которые с ними происходят, предметах, которые окружают человека и природе. Мы представляем себе внешность героев, обстановку, в которой они находятся, их речь, характеры, мысли и многое другое, и делаем это благодаря слову, с помощью которого писатели и поэты рисуют нам человека и окружающую его действительность.

Конечно, словом нельзя достичь такой точности и непосредственности изображения, как, например, в произведениях живописи, но слову доступно все, что доступно человеческой мысли. А человеческой мысли доступно все! И поэтому литература с помощью слова охватывает все стороны жизни и является послушной машиной времени, которая постоянно обогащает наши представления о мире, в котором мы живем.

Говоря о природе, поэт передает нам свои мысли и чувства, которые она в нем пробудила. Например, в “Анчаре” А. С. Пушкин не только изображает древо смерти, а и протестует против деспотизма. Читая “Каштанку” А. П. Чехова, мы прекрасно понимаем, что писателя в первую очередь интересует не только судьба собаки, но и отношения людей. О чем бы писатель ни говорил, он всегда думает о человеке.

Но литература открывает нам и то, что не может показать самая совершеннейшая машина времени. Благодаря литературе мы можем узнать и о прошлом, и о настоящем, и даже заглянуть в будущее. Литература дает нам знания не только о любых сторонах жизни, она показывает нам цели, стоящие перед нами, за которые мы боремся, без которых не было бы движения вперед.

Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Все дело, по словам А. С. Пушкина, “в чувстве соразмерности и сообразности”. “Мертвых слов нет – все они оживают в известных сочетаниях”, – писал А. Н. Толстой. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. Задача художника слова в том и состоит, чтобы “оживить слова”, то есть путем сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим образом выразить мысли, идеи, чувства, волнующие художника. При этом слова не только оформляют готовые, уже найденные мысли, образы, художественные понятия и представления, но и сами активно участвуют в их рождении. Не найдено нужное и верное слово – значит, не родился образ, значит, мысль писателя еще не сформировалась, не оперилась, не смогла задеть читателя, оставшегося равнодушным и неудовлетворенным.

Чтобы поэт мог заставить читателей мыслить и чувствовать вместе с ним, ему совсем необязательно изобретать “неслыханные звуки, выдумывать неведомый язык”. Исключительного обаяния многие поэтические строки достигают и без каких-либо неожиданных, новых слов, искусно подобранных звучаний, выразительно смелых образов.

Каждый читатель, если только он не бездумный пожиратель книг, ставит перед собой много вопросов, ищет ответы на них, оценивает прочитанное. Что хочет сказать автор? Что нового открывает своим произведением? Как, с помощью каких средств выражает свою идею в художественных образах? Почему употребил то или иное слово, тот или иной оборот, зачем они ему понадобились, оправданы ли они? Вопросы возникают постоянно.

Главное в жизни человека – слово. С его помощью мы научились понимать друг друга, передавать свои мысли и чувства. Без него нельзя обойтись. Есть, конечно, язык жестов, мимики, изобразительного искусства и скульптуры, музыки, но сказать столько и так полно, как словами, невозможно больше никакими средствами. Ведь, если бы человечество много миллионов лет назад не научилось звуками передавать свои мысли и чувства, мы бы до сих пор оставались на уровне первобытнообщинного строя. Мы не знаем, кто произнес первый звук и придумал первое слово, но это был гениальный рывок вперед! Сколько сразу сэкономилось времени, чтобы, например, научиться добывать огонь – люди просто рассказали друг другу об этом, поделились опытом, и не нужно было каждый раз заново этому учиться.

Слово – великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человечеством за миллионы лет. Наше слово – наш язык – нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.

 

Сочинение Зачем розе шипы нужны

Когда-то давно-давно произошла такая история. Жил-был добрый человек. И был у него прекрасный сад. Хозяин любил все растения, относился к ним, как к собственным детям, тщательно ухаживал и заботился о них. Здесь находились и фиалки, и гладиолусы, и тюльпаны, и множество других цветов. Но самой красивой была роза: роскошные нежные лепестки, зеленый гладкий стебель. Днем она распускалась и излучала дивный яркий аромат, а ночью закрывала бутон и отдыхала.

Человек знал, что цветок прекрасен, поэтому оградил розу со всех сторон, чтобы ей не повредила колдунья, живущая неподалеку в лесу.

Подробнее...

Сочинение “Воспитание детей”

Как правильно воспитывать малыша? Быть строгой или ласковой мамочкой? Эти вопросы не дают покоя молодым родителям. Как бы поступила я? Собственно об этом мое сочинение на тему воспитание детей.

Зачастую бывают такие ситуации, когда мама может наказать малыша, шлепнув его по попе. Однако если постоянно применять силу к ребенку, ничего хорошего из этого не получиться. Единственное, чего можно научить малыша таким способом, так это быть агрессивным, не только со своими одногодками, но и с родителями.

Подробнее...

“Кто такой герой” сочинение

Однажды в одном поселке, пятилетний ребенок гулял по обочине дороги с другом и старшим братом. Они шли в магазин, и по дороге к нему, пятилетний Ваня увидел, как семилетняя девочка провалилась под лед, начала тонуть и захлебываться. Ваня подбежал к полынье и схватил девочку и еле – еле вытянул ее, а сам ушел под лед. Этот мальчик настоящий герой. Он совершил мужественный поступок. (Баев Олег)

Подробнее...

“Солнечный день” сочинение

Картина Константина Юона “Весенний солнечный день” поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция – городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

Основное скопление домов находится в низине. Но уже на переднем плане справа мы видим часть добротного деревянного дома на каменном фундаменте.

Подробнее...

“Проблема русского языка” сочинение

Русский язык – это почти что живой организм. Он развивается, меняется. Появляются новые слова, а что-то, наоборот, уходит в прошлое.

Как любой живой организм, язык тоже может “болеть” и страдать. Он даже способен погибнуть, исчезнуть с лица земли. Русскому языку такое не грозит, потому что на нем говорят миллионы людей. Но и у него есть свои “болезни”.

Подробнее...

“Моя будущая профессия – хореограф” сочинение

Танец и музыка воодушевляют весь мир, снабжают душу крыльями, способствуют полету воображения; они придают жизнь и веселье всему существующему.

Моя будущая профессия – хореограф. Нередко слышу такую фразу: “Зачем вам эти танцульки? В будущем это абсолютно не пригодится. Я буду директором фирмы, буду иметь свой бизнес, либо буду военным, экономистом, адвокатом, политиком”. “Хорошо будьте, – говорю я им, – а я буду учить детей азам красивого движения, изяществу в походке”.

Подробнее...