Самый главный на земле – человек. Различные науки изучают человека, но каждая из них интересуется всего лишь той или иной стороной его жизни. Анатом изучает строение человеческого тела, историк – события общественной жизни, психолог – работу человеческого сознания, но только в литературе человек выступает перед нами как живая личность.

В литературных произведениях речь всегда идет о человеке, его поступках, чувствах, мыслях, отношениях с другими людьми, а также о событиях, которые с ними происходят, предметах, которые окружают человека и природе. Мы представляем себе внешность героев, обстановку, в которой они находятся, их речь, характеры, мысли и многое другое, и делаем это благодаря слову, с помощью которого писатели и поэты рисуют нам человека и окружающую его действительность.

Конечно, словом нельзя достичь такой точности и непосредственности изображения, как, например, в произведениях живописи, но слову доступно все, что доступно человеческой мысли. А человеческой мысли доступно все! И поэтому литература с помощью слова охватывает все стороны жизни и является послушной машиной времени, которая постоянно обогащает наши представления о мире, в котором мы живем.

Говоря о природе, поэт передает нам свои мысли и чувства, которые она в нем пробудила. Например, в “Анчаре” А. С. Пушкин не только изображает древо смерти, а и протестует против деспотизма. Читая “Каштанку” А. П. Чехова, мы прекрасно понимаем, что писателя в первую очередь интересует не только судьба собаки, но и отношения людей. О чем бы писатель ни говорил, он всегда думает о человеке.

Но литература открывает нам и то, что не может показать самая совершеннейшая машина времени. Благодаря литературе мы можем узнать и о прошлом, и о настоящем, и даже заглянуть в будущее. Литература дает нам знания не только о любых сторонах жизни, она показывает нам цели, стоящие перед нами, за которые мы боремся, без которых не было бы движения вперед.

Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Все дело, по словам А. С. Пушкина, “в чувстве соразмерности и сообразности”. “Мертвых слов нет – все они оживают в известных сочетаниях”, – писал А. Н. Толстой. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. Задача художника слова в том и состоит, чтобы “оживить слова”, то есть путем сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим образом выразить мысли, идеи, чувства, волнующие художника. При этом слова не только оформляют готовые, уже найденные мысли, образы, художественные понятия и представления, но и сами активно участвуют в их рождении. Не найдено нужное и верное слово – значит, не родился образ, значит, мысль писателя еще не сформировалась, не оперилась, не смогла задеть читателя, оставшегося равнодушным и неудовлетворенным.

Чтобы поэт мог заставить читателей мыслить и чувствовать вместе с ним, ему совсем необязательно изобретать “неслыханные звуки, выдумывать неведомый язык”. Исключительного обаяния многие поэтические строки достигают и без каких-либо неожиданных, новых слов, искусно подобранных звучаний, выразительно смелых образов.

Каждый читатель, если только он не бездумный пожиратель книг, ставит перед собой много вопросов, ищет ответы на них, оценивает прочитанное. Что хочет сказать автор? Что нового открывает своим произведением? Как, с помощью каких средств выражает свою идею в художественных образах? Почему употребил то или иное слово, тот или иной оборот, зачем они ему понадобились, оправданы ли они? Вопросы возникают постоянно.

Главное в жизни человека – слово. С его помощью мы научились понимать друг друга, передавать свои мысли и чувства. Без него нельзя обойтись. Есть, конечно, язык жестов, мимики, изобразительного искусства и скульптуры, музыки, но сказать столько и так полно, как словами, невозможно больше никакими средствами. Ведь, если бы человечество много миллионов лет назад не научилось звуками передавать свои мысли и чувства, мы бы до сих пор оставались на уровне первобытнообщинного строя. Мы не знаем, кто произнес первый звук и придумал первое слово, но это был гениальный рывок вперед! Сколько сразу сэкономилось времени, чтобы, например, научиться добывать огонь – люди просто рассказали друг другу об этом, поделились опытом, и не нужно было каждый раз заново этому учиться.

Слово – великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человечеством за миллионы лет. Наше слово – наш язык – нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.

 

Сочинение на тему смысл жизни

Иногда целой жизни мало человеку, чтобы задаться вопросом, в чем же смысл жизни, которую он прожил, не особо вникая в философию мироздания. Материальная состоятельность, благоустроенность быта, высокооплачиваемая должность и неприкрытая лесть подчиненных не всегда соответствуют моральным качествам, казалось бы, состоявшегося в жизни человека. Сочинение на тему “Смысл жизни” помогает разобраться в тонкостях человеческой души.

Подробнее...

Сочинение на тему “Смысл”

Наверное, каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом: “Зачем я пришел в этот мир?” У кого-то это происходит раньше, у кого-то – наоборот, а главное – ответ у каждого свой…
Довольно большое количество людей в наше время считают, что смысл жизни заключается в деньгах. За деньги можно купить многое – материальные блага, различные услуги, отношения некоторых окружающих, но…Искреннее внимание, естественную заботу, любовь в конце концов,- все это за деньги не купишь!

Подробнее...

Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины хх века

В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин постмодернизм. объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным явлением, представления о котором постоянно уточняются. Среди ученых, исследующих феномен постмодернизма, часто отсутствует единство мнений.

Подробнее...

Сочинение на тему “Добрый поступок”

А что это такое? Что подталкивает людей совершать их? Мне кажется, что любой человек дарит добро по какой-то причине, исходящей его души. Кому-то они даются легко и являются ежедневной привычкой, обыденным делом. А для некоторых – сложность, состоящая в том, что нужно переступить через себя, свои взгляды и убеждения.

В любом случае, можно сказать, что добрые дела и поступки – это не только награда тем, на кого они направлены. Это еще и возможность развития себя как личности тому, кто их совершает.

Подробнее...

Художественные особенности “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов “Эпоха” и “Время”, предпринятое братьями Достоевскими до смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф. М. Достоевский вынужден был заранее “запродавать” свой роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное.

Подробнее...

Сочинение “Семья – это кристалл общества”

Выбранное мною высказывание касается вопросов о том, что же такое “семья” и какова ее роль в обществе. Сегодня я бы хотела выяснить, почему Виктор Гюго называет семью именно кристаллом, ведь понятий к этому слову огромное количество.
Актуальность данной темы заключается в том, что семья, как социальный институт, начала формироваться около пятисот тысяч лет назад, и до сих пор практически каждый из нас является членом большой или маленькой семьи. Прежде всего, хотелось бы отметить, что семья как социальный институт – это такая ячейка общества, которая направлена на удовлетворение потребностей людей, то есть членов той или иной семьи.

Подробнее...