Комедия “Горе от ума” – одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это – наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” – политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи – характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина,

Карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов – типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова – тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь – и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “пошуметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова – важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий – необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор… Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить…” – говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий – это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий – это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее – вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

 

Сочинение осенняя природа

Какой сезон ни возьми, каждый хорош и особенен по-своему. Но если летом все мы наслаждаемся возможностью проводить как можно большее количество времени на улице и под лучами летнего солнца, то другие поры года, в их числе и осень, хороши, прежде всего, своей красотой. Любовь к осени и к природе в это время – это чисто эстетическое явление, и оно мало связано с буйством красок и растительности, как это происходит, например, весной или осенью.

Осень – это пора года, когда природа засыпает в ожидании весны. И мы можем хорошо видеть, как именно это происходит.

Подробнее...

Спасибо родному слову

“Спасибо слову…”- так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль. Из глубины веков, благодаря слову, до нас доходят сведения о прошлой жизни, быте, человеческих проблемах, желаниях. И по сей день люди продолжают записывать настоящие события и те, которые будут.

Подробнее...

Что такое сентиментализм

На слух каждому человеку встречалось такое слово, как сентиментализм. Что такое понятие обозначает в литературе и психологии. Многие имеют представление о нем, но очень часто не могут объяснить.

Общее представление

Сентиментализм с английского переводится как чувственность или трогательность. Слово, образованное от прилагательного, которое обозначает чрезмерную нежность в проявлении симпатии. Сентиментальному человеку свойственна сильная чувствительность, его легко растрогать.

Подробнее...

Конфликт в драме “Гроза” сочинение

Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: “Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели”, то драма Островского “Гроза” как нельзя более этому соответствует.

Драма Островского “Гроза” всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений.

Подробнее...

Сочинение на тему предательство

Предательство. Едва ли не самое страшное, что может случиться в жизни человека. Предательство – это почти как смерть. Смерть доверия и близости. Предательство – это будто намеренное унижение близкого человека.

Что именно является предательством? Ведь все мы иногда обманываем близких, но обычно это не предательство, а всего лишь попытка не обидеть или нежелание поссориться. По моему мнению, предательство – это сознательный обман ожиданий человека на счет тебя.

Подробнее...

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни

Цитата из романа русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910) “Война и мир” (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XXV. Эти слова говорит Андрей Болконский Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения:

“Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом.

Подробнее...