Комедия “Горе от ума” – одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это – наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” – политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи – характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина,

Карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов – типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова – тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.

В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь – и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “пошуметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова – важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий – необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор… Я от него было и двери на запор; Да мастер услужить…” – говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий – это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Чацкий – это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее – вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

 

Сочинение быть человеком

Я никогда не задумывался над этим вопросом: “Легко ли быть человеком?” Сейчас понимаю, что с ходу ответить просто не могу, мне нужно порассуждать и все взвесить.

С одной стороны, человек – главный на Земле. Он строит города, целые мегаполисы, возводит грандиозные небоскребы и изобретает разную технику. Человек может приручать диких животных, осваивать новые земли, вырабатывать лес… У человека масса возможностей! Мы кушаем, занимаемся своими делами, ходим в школу, учимся, а потом работаем, занимаемся творчеством, гуляем, встречаемся, знакомимся, влюбляемся…

Подробнее...

“Культура речи” сочинение

“Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)”.

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о духовной культуре человека и культуры его речи.

Подробнее...

“Влияние книги на человека” сочинение

Книги во все времена сопровождали людей. Продолжалось это в течение всей жизни. В разные периоды печатались они тоже по-разному. Менялось многое, но любовь, уважение к книге остается в сознании образованного человека на всю жизнь. Художественные, научные произведения могут быть напечатаны не только в книгах, но и в газетах, журналах. Мы имеем возможность всюду брать их собой. Я не раз замечал, что человек едет в общественном транспорте и читает книгу. Она сопровождает нас и в путешествиях.

Подробнее...

Левитан “Октябрь (Осень)” сочинение

На картине “Октябрь” (Осень), написанной И. Левитаном, изображена березовая роща. Некоторые деревья уже лишись листвы, другие еще радуют нас яркими оранжевыми красками. Художником передана атмосфера печали и унынья. Картина вызывает настоящую грусть и тоску.

Далеко не радостную обстановку создают полуголые деревья, подобны заколдованным стражникам, пожелтевшая трава с сухими темными цветами, все это завершается мрачным небом, затянутым толстыми облаками. Такая цветовая гамма была специально использована для отображения напряженности этого пейзажа. Может быть, автор отразил состояние своей души – тревожное, как на этой картине.

Подробнее...

Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины хх века

В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин постмодернизм. объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным явлением, представления о котором постоянно уточняются. Среди ученых, исследующих феномен постмодернизма, часто отсутствует единство мнений.

Подробнее...

Настоящий писатель, что древний пророк он видит яснее, чем обычные люди

“Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века)
“Поэт в России больше, чем поэт”, эта мысль давно уже привычна для нас. Действительно, русская литература, начиная с XIX века, стала носительницей важнейших нравственных, философских, идеологических воззрений, а писатель начал восприниматься как особый человек пророк. Уже Пушкин именно так определил миссию настоящего поэта.

Подробнее...