Катерина Кабанова – один из главных персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза”. Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живет еще и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. “Старые понятия” довлеют надо всем. Что бы ни сделали “старшие”, им все должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, “барство дикое” здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на ее зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся ее самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя ее каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Ее всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, ее ожидают постоянные несправедливые попреки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

“А я же говорила! А никто меня не слушал!”

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живет, вполне ее устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жесткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с ее вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошел. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовет с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила ее ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попреков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что ее порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства “самодуров русской жизни” она все-таки совершила.

 

Сочинение культура речи

На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, “засоряет” чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью.

С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть.

Подробнее...

“Процветай же славой вечной, город храмов и палат!”

Москва – это не только столица и красивейший город России, за прошедшие восемьсот пятьдесят лет она стала символом несгибаемости и величия русского народа. Деревянная вначале, она не раз сгорала, но всегда восставала из пепла, как стойкий и непобедимый борец, который отступает на время, чтобы потом еще сокрушительнее и безжалостнее разбить своего врага.
“Сердцем России” стали называть Москву, так как в ней сосредоточились основные научно-исследовательские институты и важные промышленные предприятия. В Москве, пожалуй, лучшие вузы, театры, музеи страны.

Подробнее...

“Неразделенная любовь” сочинение

Это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.
А. Куприн. Гранатовый браслет
Как часто нам в реальном мире, с его проблемами, привычками, бытовыми неурядицами, кажется, что из жизни исчезли и поэзия, и нетронутая красота, и сильные, возвышающие человека чувства. А ведь на самом деле все это никуда не делось, просто нужно дать себе труд не спешить, остановиться, посмотреть на мир другими глазами, не думая только о себе.

Подробнее...

Что такое человеческая духовность

В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. “Духовность – это собственное стремление человека”, – читаем мы у С. Соловейчика.

Подробнее...

Древнегреческий язык сегодня

Причина, побуждающая достаточно большое количество людей сегодня изучать “мертвый” язык древних греков, кажется неочевидной. И тем не менее она есть. Для филологов, занимающихся сравнительным языкознанием и смежными предметами, понимание древнегреческого – часть профессии. То же можно сказать и о культурологах, философах и историках. Для них древнегреческий – язык многочисленных первоисточников. Конечно, всю эту литературу можно прочитать и в переводе.

Подробнее...

“Проблемы детей и родителей” сочинение

Все мы стремимся к взаимопониманию со своими родителями. Взаимопонимание играет важную роль в нашей жизни. Проблему взаимоотношений родителей и детей ставит перед нами Борис Екимов. Эта проблема была актуальна в прошлом, актуальна сейчас, и будет актуальна всегда.

Автор утверждает, что порой, повзрослевшим детям и пожилым родителям сложно понять друг друга, однако искренняя любовь и забота друг о друге позволяют преодолеть это непонимание.

Подробнее...