Катерина Кабанова – один из главных персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза”. Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живет еще и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. “Старые понятия” довлеют надо всем. Что бы ни сделали “старшие”, им все должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, “барство дикое” здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на ее зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся ее самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя ее каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Ее всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, ее ожидают постоянные несправедливые попреки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

“А я же говорила! А никто меня не слушал!”

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живет, вполне ее устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жесткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с ее вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошел. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовет с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила ее ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попреков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что ее порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства “самодуров русской жизни” она все-таки совершила.

 

Русская фантастическая повесть эпохи романтизма

В центре балладного мира Жуковского – человек или, вернее, его душа. Фантастические балладные сюжеты обнаруживают двойственность заключенных в душе возможностей, борьбу в ней и за нее могущественных сил. В этом Жуковский близок к более позднему поэтическому миру Гофмана. Но автор “Светланы” далек от немецкого романтика в другом: его балладная “вселенная” предстает как мир, в основе своей непоколебимо справедливый. Добро здесь вознаграждается – духовным торжеством, бессмертием чувства, высшим блаженством “счастья-пробужденья”.

Подробнее...

Термин дружба

Дружба это-отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на взаимной склонности, уважении, доверии и взаимной поддержке. Пол партнера не определяет существа дружеских отношений. Здесь, как правило, интимная нежность и сексуальные контакты не являются целью и не реализуются. Чаще всего дружба связывает людей одного пола: у мальчика есть “лучший друг”, а у девочки – “лучшая подруга”. Такого рода отношения возникают очень рано – между девочками, между мальчиками, между мальчиками и девочками.

Подробнее...

“Звездное небо” сочинение

С древних времен звездное небо притягивало к себе человеческий взгляд. Оно манило людей, заставляя мечтать о недосягаемом. Усыпанное звездами ночное небо наполняло души поэтов трепетом и вдохновляло создавать прекрасные стихи и песни. Художники не раз изображали его на своих полотнах.

Да и как может не манить эта бездонная, усыпанная миллиардами огней глубина? Люди научились выделять среди звездной россыпи группы небесных тел (созвездия) и давали им имена.

Подробнее...

Сочинение Любовь и честь

Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви человек решается на низкое, подлое? Любовь ли это тогда? Чаще всего слово честь мы употребляем со словом совесть. А честь и любовь? Можно ли их связать? Я думаю, что настоящая любовь помогает человеку сохранить честь, а не идти против своей совести.

Рассмотрим это на конкретных примерах. Герой повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев полюбил дочь капитана Миронова Машу.

Подробнее...

Песков сочинение

Передо мной текст В. М. Пескова: все его предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст Лихачева полностью соответствует публицистическому стилю. Рассуждения логичны; выводы автора вытекают один из другого: тишина леса, радость от “музыки” дятла, внезапный выстрел, встреча с виновником, безмолвный урок автора, его призыв к молодому поколению беречь, любить все живое и прекрасное. Рассказ очень эмоционален, правда, нигде, кроме заключительной части, бурного состояния автора мы не видим. И, наконец, текст интересен и понятен читателю любого возраста.

Подробнее...

“Бунин о любви” сочинение

Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюда­тельную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика.

В лучших своих вещах, написанных как на родине, так и на чужбине, Бунин предстает перед нами певцом любви. Так, как он писал об этом чувстве, не писал до него никто в русской литературе. В многочисленных рассказах писа­теля можно найти самые разнообразные оценки и причуд­ливые разновидности любви: это и любовь-жалость, неот­делимая от нежности и сострадания (“Таня”), и продаж­ная любовь (“Барышня Клара”), и любовь женщин необы­чайной душевной красоты, наделенных талантом любви и способных поделиться своим счастьем (“Руся”, “Генрих”, “Натали”).

Подробнее...