Они закреплены в сознании юноши независимо от воспитания. Социально этот момент никак не обусловлен, а дан в качестве антитезы монастырскому бытию. Внутренняя жизнь героя, его сознание Не подчиняются социальным от-| ношениям, а контрастируют с ними. Напротив, внешняя жизнь Мцыри – вынужденное пребывание в монастыре (“Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет…”) – может вполне быть объяснена социальными условиями, в результате которых герой изолирован от своей естественной, родственной ему природной и человеческой среды.

В природе Кавказа романтики находили – гармонию с дикими и простыми обычаями народов. Им казалось, что социальные отношения, развитые в цивилизованных странах, не коснулись Кавказа. Не только Лермонтов, но и другие романтики переносили действие своих поэм в простые, по их мнению, человеческие общества, непосредственно сталкивая своих героев с природой и устоями этих обществ. Но, в отличие от Пушкина в “Кавказском пленнике” и “Цыганах” (действие перенесено в цыганский табор), Лермонтов перевертывает ситуацию. Не романтический индивидуалист попадает на Кавказ, где сталкивается с природой и образом жизни простого народа, а герой народной среды получает воспитание в цивилизованном обществе, а затем бежит в родную ему по духу природную стихию, о которой у него есть только смутное воспоминание. Он внутренне остается естественным человеком. Через его судьбу прошел разлад между естественным и социальным в нем. Социальное убило в нем жизненную силу, но не омрачило дух, тогда как у пушкинских героев обнаружились отнюдь не внутренние, а внешние связи с простыми человеческими коллективами. В этом смысле для Лермонтова, вероятно, было далеко не безразлично, куда именно помещать естественного человека. В современном обществе внутренний мир человека искажен и обезображен социальными отношениями. Поэтому никаких воспоминаний у такого героя просто уже не может быть, и, следовательно, помещение его в естественную среду выглядит либо искусственным, либо обнаруживающим присущую ему слабость. Полем деятельности для “естественного человека” может служить только родственная ему стихия. Всякое опрощение заранее отвергается как несостоятельное.

Тем самым внутреннее стремление Мцыри к природе продиктовано его естественной натурой. В этом сказалось, безусловно, усвоение реалистических произведений и стремление к психологизации, обусловленной не только субъективными намерениями героя, но и внешними обстоятельствами, хотя: бы и выступающими в перевернутом и суммарном виде. Бегство Мцыри, таким образом, получает дополнительный стимул в его рождении. Каким образом в сознании Мцыри оживает дух отцов, для Лермонтова-романтика не столь уж важно, но существенно.

 

Ушинский о народном учителе и его подготовке

Проблема подготовки современного учителя – одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что “самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей”.

Подробнее...

Проблема неравенства в литературе

О равенстве люди мечтали во все времена. Особенно хотели этого те, кто не привык тяжело работать. При советской власти пытались построить государство, где каждому отводилось по способностям и по потребностям. Но, к сожалению, ничего хорошего из этого не получилось.

Я, например, не вижу явных недостатков в обществе, где царит неравенство. Ведь тогда появляется конкуренция, люди стараются быть лучше, развивают свои навыки или умения. Благодаря этому, совершаются новые открытия и подвиги. Конечно, для этого нужно приложить огромные усилия.

Подробнее...

Сочинение “Экология культуры”

Человек – самое развитое среди существ планеты Земля. Это лицо, наделенное достояниями культуры: духовной, материальной, культуры взаимоотношений, экологии. Экологическая культура есть одной из составных общечеловеческих отношений человека и окружающей среде. В школе нам много говорят о том, что человек должен быть добрым, просвещенным, культурным. Культура – это соблюдение общечеловеческих морально-этических норм взаимоотношений между людьми.

В последнее время все более чаще начали говорить об экологической культуре человека, об экологии как науке, которая включает отношения и окружающую среду: использование природных ресурсов, сохранение естественных богатств, охрану естественных объектов.

Подробнее...

Сочинение на тему “Личность человека”

В каждом из нас природой заложен определенный набор качеств, черт, талантов и способностей, которые определяют нас как личность и помогают выделяться из общей массы людей. Общеизвестно, что в мире не найти двух полностью идентичных людей с одинаковой внешностью, характером, привычками и предпочтениями. Соответственно, каждая личность уникальна.

Как мы определяем, можно ли называть человека личностью или нет? На мой взгляд, “личность” должна чем-то выделяться. Пускай это будет что-нибудь незначительное, неважно, главное – не быть таким, как все.

Подробнее...

Что такое сюжет произведения

Что такое сюжет?

Понятие “сюжет” имеет очень много смыслов в зависимости от сферы употребления. Само слово происходит от французского “sujet”, что дословно переводится как “предмет”. Если рассматривать вопрос о том, что такое сюжет с точки зрения драмы, эпоса, сценария, поэмы или фильма, то это понятие будет обозначать действо, которое протекает в определенной последовательности в драматических, лирических и повествовательных произведениях.

Подробнее...

Мой город Омск сочинение

Так, в 1717 году была возведена Первая Омская крепость. Она была деревянной и занимала площадь около 6 гектаров. Оборонительные сооружения крепости состояли из сухого рва глубиной три метра и земляного вала высотой в один метр. По гребню вала проходил палисад высотой в 3,5 метра из врытых в землю и плотно приставленных друг к другу березовых бревен. По углам крепости были сооружены бастионы, на которых располагались пушки.

Подробнее...