Они закреплены в сознании юноши независимо от воспитания. Социально этот момент никак не обусловлен, а дан в качестве антитезы монастырскому бытию. Внутренняя жизнь героя, его сознание Не подчиняются социальным от-| ношениям, а контрастируют с ними. Напротив, внешняя жизнь Мцыри – вынужденное пребывание в монастыре (“Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет…”) – может вполне быть объяснена социальными условиями, в результате которых герой изолирован от своей естественной, родственной ему природной и человеческой среды.

В природе Кавказа романтики находили – гармонию с дикими и простыми обычаями народов. Им казалось, что социальные отношения, развитые в цивилизованных странах, не коснулись Кавказа. Не только Лермонтов, но и другие романтики переносили действие своих поэм в простые, по их мнению, человеческие общества, непосредственно сталкивая своих героев с природой и устоями этих обществ. Но, в отличие от Пушкина в “Кавказском пленнике” и “Цыганах” (действие перенесено в цыганский табор), Лермонтов перевертывает ситуацию. Не романтический индивидуалист попадает на Кавказ, где сталкивается с природой и образом жизни простого народа, а герой народной среды получает воспитание в цивилизованном обществе, а затем бежит в родную ему по духу природную стихию, о которой у него есть только смутное воспоминание. Он внутренне остается естественным человеком. Через его судьбу прошел разлад между естественным и социальным в нем. Социальное убило в нем жизненную силу, но не омрачило дух, тогда как у пушкинских героев обнаружились отнюдь не внутренние, а внешние связи с простыми человеческими коллективами. В этом смысле для Лермонтова, вероятно, было далеко не безразлично, куда именно помещать естественного человека. В современном обществе внутренний мир человека искажен и обезображен социальными отношениями. Поэтому никаких воспоминаний у такого героя просто уже не может быть, и, следовательно, помещение его в естественную среду выглядит либо искусственным, либо обнаруживающим присущую ему слабость. Полем деятельности для “естественного человека” может служить только родственная ему стихия. Всякое опрощение заранее отвергается как несостоятельное.

Тем самым внутреннее стремление Мцыри к природе продиктовано его естественной натурой. В этом сказалось, безусловно, усвоение реалистических произведений и стремление к психологизации, обусловленной не только субъективными намерениями героя, но и внешними обстоятельствами, хотя: бы и выступающими в перевернутом и суммарном виде. Бегство Мцыри, таким образом, получает дополнительный стимул в его рождении. Каким образом в сознании Мцыри оживает дух отцов, для Лермонтова-романтика не столь уж важно, но существенно.

 

Сочинение наступила зима

Подошли к концу уже давно надоевшие дожди, слякоть и грязь. Наконец, наступила зима. Едва подмерзшая земля постепенно покрывается тонким первым снегом. Впереди санки, снежки, праздники, елка, подарки. Это время года любят взрослые и дети, что совсем не удивительно.

Зимой природа преображается и становится похожа на сказку. Темные обнаженные ветви деревьев покрываются слоем льда, напоминающего хрусталь, и пушистого снега. Это придает им особое очарование и романтический облик.

Подробнее...

Война противна человеческому разуму

Концепцию истории, проблему войны и мира рассмотрены Толстым в самом широком философском диапазоне. Мир и война отождествляются писателем с антитезой “жизнь и смерть”. Красота жизни, полнота человеческих чувств, очарование радости бытия – мажорная нота, которая постоянно звучит в романе и каждый раз вступает в противоборство с тревожной, зловещей мелодией, что олицетворяет вражеское нашествие, разрушает гармонию жизни, посягает на священное право человека на мир и счастье.

Подробнее...

Проблема мужества

Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации, – вот проблема, над которой рассуждает Вячеслав Дегтев в рассказе “Крест”.

Нравственный вопрос, поднимаемый автором, относится к категории вечных. Еще Аристотель писал: “Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти”.

Вячеслав Дегтев, изображая осужденных священнослужителей, закрытых в трюмы затопляемого корабля, показывает, что вначале они начинают кричать. Но мощный бас одного из монахов призвал их в этот смертельный час сплотиться в молитве.

Подробнее...

Знания за плечами не носить

Я учусь в шестом классе. и, конечно, очень хочу окончить среднюю школу. Без среднего образования не обойтись, это понятно. В школе мы постигаем основы всех необходимых знаний: родного языка и литературы, алгебры и геометрии, биологии, физики и химии, астрономии, истории и правоведения, многих практических умений на уроках труда, разных для мальчиков и девочек. Но недавно мы с друзьями спорили: все ли школьные предметы нам надо изучать и обязательно ли нужно получать высшее образование?

Подробнее...

Современный человек какой он? сочинение

Обращаясь к философской антропологии, отметим, что сегодня многие ученые из этой области полагают, что современный человек имеет противоречивые черты: с одной стороны, он является творцом великих достижений нашего времени, а с другой, обычным потребителем, который не задумывается о необходимости саморазвития.

Безусловно, в каждой культуре есть выдающиеся личности, которые способствуют развитию прогресса, и также бездеятельные люди, однако если представить современного человека в качестве собирательного образа, то картина, безусловно, выглядит противоречивой.

Подробнее...

Загадочная русская душа сочинение

Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение.

Подробнее...