М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, необходимо было создавать национальную русскую промышленность, науку, культуру, литературу.

Передовым русским людям того времени были близки идеи Просвещения, особенно идея просвещенного абсолютизма. Они были уверены, что только царь, обладающий самодержавной властью, в состоянии провести необходимые прогрессивные преобразования в огромной Российской империи.

Как и другие русские приверженцы Просвещения, М. В. Ломоносов свою основную задачу в научной и литературной деятельности видел в служении Отечеству, в борьбе “за общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве”.

Величайший ученый России, академик, по своим обязанностям академического стихотворца должен был обращаться к царям России с одами, написанными к придворным торжествам. На ученых русские самодержцы смотрели прежде всего как на своих прислужников. Оды должны были воспевать самодержцев России, восхвалять их добродетели.

В своих одах Ломоносов не столько восхвалял реального самодержца, сколько призывал его, в духе идей “просвещенного абсолютизма”, укреплять национальную мощь России, развивать промышленность, науку, искусство.

В “Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны” Ломоносов воплотил свое понимание роли просвещенного самодержца.

В начале оды, посвященной дочери Петра I, он восхваляет не саму царицу, а мир, отсутствие войны, когда народ может наиболее полно развиваться:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Как ты полезна и красна!

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Под солнцем нет ничего прекраснее мира и Елисаветы, которая мир

. в Россию возвратила

Войне поставила конец.

Умолкли звуки пушечных выстрелов и в мирной стране начинается столь милое сердцу поэта дело:

Здесь в мире расширять науки

Так Ломоносов славит утверждение Елисаветой Петровной нового устава Академии наук, по которому средства на содержание академии были увеличены вдвое.

Затем Ломоносов напоминает царице о ее отце – Петре I. Он говорит, что Петр I России был послан Богом, что он был человеком, каких не знала земля русская от века:

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Ломоносов вспоминает не только военные победы Петра, но прежде всего славит его за покровительство наукам. А далее он рисует широкую панораму необъятной Российской империи, которая благодарит Елизавету за мир. Но это “земель пространство”, каким наградил всевышний царицу, “требует. искусством утвержденных рук”, т. е. людей, которые могут грамотно управлять страной, развивать ее промышленность, ремесла, науки. По твердому убеждению Ломоносова

. может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

А заканчивает свою оду, посвященную Елизавете Петровне, русской императрице, Ломоносов так:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Так ода царице превратилась в оду любимой России, ее людям, ее науке. И до сих пор оды Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии М. В. Ломоносова.

 

Сочинение на тему “Солнце”

Рано утром первым лучики солнца касаются земли. Оно пробуждает к жизни людей и мир природы. Выглядывают из окон люди, запевают птицы, суетятся букашки. С земной поверхности солнышко кажется таким маленьким, что хочется подпрыгнуть и взять его в руки. Но жители Земли обязаны ему своим существованием.

Солнце – это не только красота утренней зари, лучи полудня и вечерний закат. Солнце – это колоссальная огненная звезда, раскаленная до шести тысяч градусов по Кельвину. И именно вокруг Солнца вращаются Земля и другие планеты Солнечной системы, хотя раньше люди думали иначе.

Подробнее...

Своеобразие немецкого Просвещения

Эпоха Просвещения в Германии – важнейший этап в развитии мировой культуры вообще и в раз­витии немецкой культуры в частности. Эстетика немецкого Просвещения – начальный этап в раз­витии немецкой классической эстетики, которая представляет собой исключительно сложное и про­тиворечивое явление. Ее развитие начинается с середины XVIII века и заканчивается вместе с разложением немецкой классической философии. Бросается в глаза резкое противоречие между политической и экономической отсталостью Гер­мании и высоким полетом мысли, которая разви­валась в этих жалких условиях.

Подробнее...

“Осень. Веранда”

Осень – это удивительная пора, которая часто воспевается в произведениях поэтов и писателей. Не отстают от коллег и художники, которые создают гениальные полотна, посвященные осенней теме. Одним из таких осенних пейзажей стала Картина С. Ю. Жуковского “Осень. Веранда”.

На переднем плане картины можно увидеть шикарную белую веранду, которая являлась традиционным символом типичной русской усадьбы. На ней стоит небольшой аккуратный столик со скоромным осенним букетом.

Подробнее...

Сочинение о любимом времени года

Мне кажется, у каждого человека есть любимое время года. Мне сложно решить, какая пора мне больше всего по душе, потому что все они разные и неповторимые.

Мало кто любит зиму из-за того, что в это время года холодно, дни становятся короткими, постоянно идет снег и хочется как можно меньше времени проводить на улице. Но зима – это период праздников и подарков, которое мы проводим в кругу семьи. Это возможность поиграть в снежки или слепить снеговика с товарищами. Мне нравится, как снежинки плавно спускаются с неба. Но зима – не лучшее время года для меня.

Подробнее...

Сочинение “Мой дедушка на войне”

Я живу в маленьком кубанском хуторе Разнокол. Это маленькая кровинка нашей Родины. В суровые годы войны девяносто человек покинули родной кров, двадцать шесть человек не вернулись. Их имена навечно остались в памяти народа.

Я не видел войны, но о ней мне рассказывал мой прадедушка Коркин Николай Евгеньевич. В своем сочинении я хочу поделиться его воспоминаниями.

Семья прадедушки переехала на Кубань в 1937 году из Вологодской области. Кроме Николая в семье было еще два сына – Михаил и Валентин.

Подробнее...

Сочинение на тему “Цыганок и Алеша”

Цыганок (Иван) – второстепенный герой повести Максима Горького “Детство”.
Иван – подкидыш, “раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке”. Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.
Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, черные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: “Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.

Подробнее...