М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, необходимо было создавать национальную русскую промышленность, науку, культуру, литературу.

Передовым русским людям того времени были близки идеи Просвещения, особенно идея просвещенного абсолютизма. Они были уверены, что только царь, обладающий самодержавной властью, в состоянии провести необходимые прогрессивные преобразования в огромной Российской империи.

Как и другие русские приверженцы Просвещения, М. В. Ломоносов свою основную задачу в научной и литературной деятельности видел в служении Отечеству, в борьбе “за общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве”.

Величайший ученый России, академик, по своим обязанностям академического стихотворца должен был обращаться к царям России с одами, написанными к придворным торжествам. На ученых русские самодержцы смотрели прежде всего как на своих прислужников. Оды должны были воспевать самодержцев России, восхвалять их добродетели.

В своих одах Ломоносов не столько восхвалял реального самодержца, сколько призывал его, в духе идей “просвещенного абсолютизма”, укреплять национальную мощь России, развивать промышленность, науку, искусство.

В “Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны” Ломоносов воплотил свое понимание роли просвещенного самодержца.

В начале оды, посвященной дочери Петра I, он восхваляет не саму царицу, а мир, отсутствие войны, когда народ может наиболее полно развиваться:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Как ты полезна и красна!

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Под солнцем нет ничего прекраснее мира и Елисаветы, которая мир

. в Россию возвратила

Войне поставила конец.

Умолкли звуки пушечных выстрелов и в мирной стране начинается столь милое сердцу поэта дело:

Здесь в мире расширять науки

Так Ломоносов славит утверждение Елисаветой Петровной нового устава Академии наук, по которому средства на содержание академии были увеличены вдвое.

Затем Ломоносов напоминает царице о ее отце – Петре I. Он говорит, что Петр I России был послан Богом, что он был человеком, каких не знала земля русская от века:

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Ломоносов вспоминает не только военные победы Петра, но прежде всего славит его за покровительство наукам. А далее он рисует широкую панораму необъятной Российской империи, которая благодарит Елизавету за мир. Но это “земель пространство”, каким наградил всевышний царицу, “требует. искусством утвержденных рук”, т. е. людей, которые могут грамотно управлять страной, развивать ее промышленность, ремесла, науки. По твердому убеждению Ломоносова

. может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

А заканчивает свою оду, посвященную Елизавете Петровне, русской императрице, Ломоносов так:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Так ода царице превратилась в оду любимой России, ее людям, ее науке. И до сих пор оды Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии М. В. Ломоносова.

 

Что такое сложные слова

Сложные слова в русском языке для обычного человека, а особенно для выступающего – предмет особый. Их появление в тексте вызывает некоторое напряжение, неуверенность. Что в конечном итоге может привести к “сбивке” ритма и к “спотыканию” в речи, а в особых случаях к заиканию. Чтобы такое не происходило, вам следует систематично, регулярно, отчетливо произносить и тренировать сложные слова. После нескольких занятий вы сможете почувствовать, как трудные слова превращаются в самые обычные.

Подробнее...

“Моя новая школа” сочинение

Утро… В полудреме ощущаю чувство волнения. Почему? Ах, да, сегодня первое сентября, первый звонок в моей школе. В который раз за мою жизнь я его услышу? В двадцать восьмой раз: десять раз как ученица, шестнадцать раз как учитель и родитель и…первый раз как завуч школы, моей старенькой семидесятилетней школы, школы моих родителей, моего мужа и моей, моих детей.

Много лет назад она приняла меня как ласковая бабушка, любящая мать, мудрый учитель, распахнула свои двери и пустила в свои объятия, отдала себя в мои руки в надежде на поддержку в нелегкое время.

Подробнее...

Сочинение Все живое должно любить

Сегодня человек окружен множеством вещей: автомобилями, компьютером, всевозможными электронными устройствами, кирпичными домами, металлическими конструкциями… Асфальт, бетон, металл… Это все, конечно, нужно и необходимо, но неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы.

Все мы являемся частью живой системы на планете Земля. Наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день.

Подробнее...

О подлинном искусстве

Между подлинным искусством и просто искусством существует огромная разница. Просто искусство – это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе и другим людям, или фантазирование, оригинальничание. В простом искусстве все субъективно: и восприятие художником тех или иных ощущений, и формы, в которых он пытается выразить свои ощущения, и восприятие этих форм другими людьми. В одном и том же явлении один художник может ощутить одно, а другой художник – нечто совершенно противоположное.

Подробнее...

Сочинение на тему Что такое счастье?

Наверное, каждый человек в своей жизни задается вопросом: “Что такое счастье?”. Я думаю, каждый из нас по-своему это понимает. Для кого-то счастье – это пятерка по математике, для кого-то – новая компьютерная игра, а для кого-то семья или работа, которая приносит радость.

Счастье нельзя потрогать, нельзя ощутить его запах или вкус, но заметить его не трудно.

Счастье – это радость ребенка, которому подарили маленького пушистого друга – котенка, это блеск в глазах молодоженов, это крик только что родившего малыша, который слышит мама и ее переполняет счастье. Некоторые люди утверждают, что они не счастливы.

Подробнее...

“Я пришел не судить мир, но спасти мир”

Изображение Иисуса Христа в русской литературе вплоть до ХХ века практически отсутствует. Испытывая трепетное, благоговейное отношение к Богу, которое закладывалось с детства религиозным воспитанием, писатели долгое время не решались воплощать его образ на бумаге. Первым, кто ввел сюжет Христа в литературное произведение, был Ф. М. Достоевский, с его сном Алеши Карамазова. Традиция эта в начале ХХ века была в какой-то мере продолжена Л. Андреевым и Д. Мережковским.

Подробнее...