М. В. Ломоносов жил в Российской империи, созданной Петром I. Россия в начале XVIII в. стала великой мировой державой. Но ее промышленность, наука, культура, просвещение во многом находились еще в рамках средневековья, в то время как в Европе все больше утверждалось Просвещение, происходили промышленные и научные революционные преобразования. Чтобы укрепить и расширить реформы Петра I, необходимо было создавать национальную русскую промышленность, науку, культуру, литературу.

Передовым русским людям того времени были близки идеи Просвещения, особенно идея просвещенного абсолютизма. Они были уверены, что только царь, обладающий самодержавной властью, в состоянии провести необходимые прогрессивные преобразования в огромной Российской империи.

Как и другие русские приверженцы Просвещения, М. В. Ломоносов свою основную задачу в научной и литературной деятельности видел в служении Отечеству, в борьбе “за общую пользу, особливо за утверждение наук в Отечестве”.

Величайший ученый России, академик, по своим обязанностям академического стихотворца должен был обращаться к царям России с одами, написанными к придворным торжествам. На ученых русские самодержцы смотрели прежде всего как на своих прислужников. Оды должны были воспевать самодержцев России, восхвалять их добродетели.

В своих одах Ломоносов не столько восхвалял реального самодержца, сколько призывал его, в духе идей “просвещенного абсолютизма”, укреплять национальную мощь России, развивать промышленность, науку, искусство.

В “Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны” Ломоносов воплотил свое понимание роли просвещенного самодержца.

В начале оды, посвященной дочери Петра I, он восхваляет не саму царицу, а мир, отсутствие войны, когда народ может наиболее полно развиваться:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Как ты полезна и красна!

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Под солнцем нет ничего прекраснее мира и Елисаветы, которая мир

. в Россию возвратила

Войне поставила конец.

Умолкли звуки пушечных выстрелов и в мирной стране начинается столь милое сердцу поэта дело:

Здесь в мире расширять науки

Так Ломоносов славит утверждение Елисаветой Петровной нового устава Академии наук, по которому средства на содержание академии были увеличены вдвое.

Затем Ломоносов напоминает царице о ее отце – Петре I. Он говорит, что Петр I России был послан Богом, что он был человеком, каких не знала земля русская от века:

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

Ломоносов вспоминает не только военные победы Петра, но прежде всего славит его за покровительство наукам. А далее он рисует широкую панораму необъятной Российской империи, которая благодарит Елизавету за мир. Но это “земель пространство”, каким наградил всевышний царицу, “требует. искусством утвержденных рук”, т. е. людей, которые могут грамотно управлять страной, развивать ее промышленность, ремесла, науки. По твердому убеждению Ломоносова

. может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

А заканчивает свою оду, посвященную Елизавете Петровне, русской императрице, Ломоносов так:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Так ода царице превратилась в оду любимой России, ее людям, ее науке. И до сих пор оды Ломоносова призывают к труду и подвигу ради России. В этом сила и жизненность поэзии М. В. Ломоносова.

 

Сочинение “Проблема взросления на войне”

Человек, подрастая, приобретает жизненный опыт, учится быть мудрым.

Проблему данного текста можно обозначить следующим образом. Если взросление юного человека происходит в благополучные для общества, для его семьи годы, то можно утверждать: подросток счастлив. Он живет, познавая мир, который открывает ему самые светлые стороны. Однако действительность бывает иногда сурова, и тогда юный человек оказывается перед выбором: либо, не находя в себе сил бороться, он окажется сломленным; либо мужественно преодолеет все преграды и выстоит.

Подробнее...

Что такое щедрость

Щедрость – бесспорно положительное качество, присущее человеку, довольно часто воспринимают однобоко: чем больше материальных благ подарено, тем щедрее душа. На самом деле суть этого понятия гораздо многограннее.

Очень многие люди достаточно поверхностно понимают значение настоящей щедрости. В основе иногда бессмысленного расточительства и показной “широты души” лежат весьма банальные желания – быть центром внимания и получать ложные симпатии окружающих. Но ровно насколько такая щедрость неискренняя, настолько и лицемерна любовь этих окружающих.

Подробнее...

Детство моей мамы сочинение

Мамины родители жили в поселке, и ее детство проходило там же. Кроме мамы и папы у нее был брат и две сестры. Моя мама – самая старшая в семье. Когда она родилась, родители уделяли ей все свое время и внимание. Но когда у ее мамы с папой родились другие дети, моей маме стало недоставать заботы. Конечно же, она не стала от этого менее любимой, но ведь младшие тоже требовали внимания. Поскольку мама была тогда еще совсем ребенком, она думала, что ее стали меньше любить, и часто уходила к своей бабушке, живущей на соседней улице.

Подробнее...

Письмо ветерану сочинение

Здравствуйте, дорогой ветеран! Обычно письма начинаются поздравлениями, пожеланиями или просьбами. Я хотела бы начать с благодарности. Ведь нельзя не восхищаться Вашим подвигом, который навечно останется в памяти людей.

Спасибо за то, что, будучи еще ребенком, Вы стояли у станка и без дрожи в голосе повторяли бессмертную фразу: “Все для фронта, все для Победы!”. Спасибо за то, что в лютый мороз Вы, даже пройдя через страшное испытание пленом, шли освобождать захваченные города.

Подробнее...

Сочинение “Хлеб”

Хлеб – гениальное изобретение человечества. У него нет конкурентов: никакая другая еда не выдерживает конкуренции с хлебом. Хлеб никогда не надоедает – таково удивительное свойство этого главного продукта питания. Ученые считают, что первый хлеб был испечен не менее пятнадцати тысячи лет назад. В Швейцарии, в городе Цюрих, в одном из музеев хранится буханка хлеба, испеченная шесть тысяч лет назад. На Руси с древнейших времен в каждом дворе приготовлением хлеба занимались хозяйки. Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Наша родословная – от земли! И мы всегда должны об этом помнить.

Подробнее...

Рассказ с элементами описания

На зимних каникулах я выезжаю к бабушке в село Дорожное. Две часа автобусом, и мы на месте. Автобус идет дальше, а мы некоторое время стоим, будто привыкая к тишине и любуясь окружающей красотой природы. Дорожное – старинное село. Его окружают леса, есть в нем и достойное внимания место – ставок. В зимнюю пору ребята превращают его замерзшее водное зеркало на каток. Они добросовестно прибирают снег из льда, играют в хоккей с шайбой или просто скользят, смеясь, шутя. Очень понравился этот пруд и мне.

Я запомнил одну историю, которая случилась на этом пруду. Было удивительное утро. Солнце едва лишь подбилось. Темно-зеленые сосны, которые окружали ставок, казались особенно величественными.

Подробнее...