Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина как поэта и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История Пугачева” и, конечно же, “Капитанская дочка”. Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, изложенных в древнерусском памятнике “Повесть временных лет”, и заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.


Одно из первых таких произведений – “Песнь о вещем Олеге”, написанная в 1822 году. В “Песни” дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: “Твой щит на вратах Цареграда”.
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы “Евгения Онегина”, воспевающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.

В строках стихотворения “Воспоминания в Царском Селе” (1829) перед нами встают прославившиеся в боях “Перун кагульских берегов” Румянцев, “вождь полунощного флага” Орлов. Этой же таме посвящено стихотворение “Бородинская годовщина”, написанное в 1831 году по поводу взятия Варшавы.
Одно из центральных мест в творчестве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме “Полтава”:

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в “Медном всаднике”, где Пушкин говорит о славном правлении Петра, называя его “властелином судьбы”, поднявшим “Россию на дыбы” и прорубившим “окно в Европу”.
Неоконченное произведение “Арап Петра Великого” продолжает эту тему. Здесь поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.
В драме “Борис Годунов” Пушкин обращается к иной эпохе, эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма “Борис Годунов” – в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба – и царь Борис, и Раскольников – совершают преступления, оправдывая себя “благими намерениями”, забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
“Капитанская дочка” – наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. “Капитанскую дочку” автор написал, работая над “Историей Пугачева” – документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но “Капитанская дочка” – это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе “Мой Пушкин”, по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма. Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми его ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Елизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Кармицкий, с камнем на шее “вниз по Яику”. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом “чара”. В “Капитанской дочке” Пушкин впервые разработал новый эпический жанр – жанр исторической повести, исторического романа. Отдавая дань поэту, наш современник Давид Самойлов так напишет об этом удивительном произведении:

Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не Свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
А заячий тулупчик Пугача,
Насильно снятый с барского плеча.

 

Сочинение колокольчики

Вот уж удивительный цветок! Скромный, очень простой, и в то же время такой любимый в народе.

С каждым, наверное, такое бывало: выйдешь на лесную зеленую полянку или на лужок, залюбуешься пестрым лет­ним разнотравьем, и вдруг покажется, что ты слышишь лег­кий серебряный звон над ковром из полевых цветов.

Коне­чно, ты понимаешь, что звенеть тут нечему, а вот отделать­ся от ощущения, что колокольчики звенят, никак нельзя.

Подробнее...

Трагедия русского народа

Роман Шолохова Тихий Дон одно из самых выдающихся произведений русской литературы. Шолохов получил за него Нобелевскую премию, и это не просто так. В первую очередь этот роман поражает любого читателя своей масштабностью и многоплановостью. Десять лет, составляющих хронологические рамки повествования, охватывают Первую мировую войну, две революции, гражданскую войну.
Исторический процесс предстает в живом движении масс народа, в последовательной смене событий на большом географическом пространстве, чередовании мирных, бытовых и военных сцен, переплетении индивидуальных человеческих судеб.

Подробнее...

Особенности пантеизма Спинозы

Далее рассмотрим понятие природа. В учении Спинозы это понятие подразделяется на “природу порождающую” и “природу порожденную”. Природой порождающей (Natura naturans) Спиноза называет Бога, а природой порожденной (Natura naturata) он называет мир, следовательно, порождающая природа – это причина, а порожденная природа – следствие этой причины, которое, однако, содержит причину внутри себя. Можно сказать, что причина имманентна по отношению к объекту. В свою очередь, объект имманентен по отношению к своей причине по принципу: все в Боге.

Подробнее...

Сочинение о патриотизме

Красноречивое сочинение про патриотизм максимально четко описывает внутренние переживания человека, которому не безразлична судьба Отечества. Патриотом следует быть не только в пламенных речах на политических митингах, но и в повседневной жизни, беззаветно любить родной дом и город, а также смело отстаивать интересы беззащитных людей, бездомных животных и погибающей от нашей ненасытности окружающей среды.

Патриотизм – это состояние души каждого достойного гражданина своей страны.

Подробнее...

Быть или казаться

Мы так часто хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле(с чьей только точки зрения?), выглядеть в чьих-то глазах выше, краше, достойнее. И так увлекаемся, что теряем связь с самим собой.

Так мы начинаем жить не своей жизнью:

-пытаемся наполнять ее суррогатными, чужими ценностями, чем очень сильно ограничиваем себя и свои возможности;

Подробнее...

“Как сделать мир лучше” сочинение

Необходимо понять, отчего в жизни так много жестокости и несправедливости, отчего люди порой становятся такими мстительными. Здесь принцип, как в войне. Когда на одно государство нападает войско, оно, естественно, берет в руки оружие и встает на свою защиту. Ведь верно? Редко в таких делах кто-то сдается сразу. Война все равно будет. Так же и люди. У них сложилось что-то вроде стереотипов. И эта военная практика стала привычкой, обычным делом. Будда говорил: “Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее”.

Подробнее...