Идея книги родилась в 30-е годы, но в полной мере оформилась лишь тогда, когда Паустовский стал закреплять на бумаге опыт своей работы в семинаре прозы в Литературном институте им. Горького. Паустовский первоначально собирался назвать книгу “Железной розой”, однако позже отказался от намерения, – история лирника Остапа, сковавшего железную розу, вошла в качестве эпизода в “Повесть о жизни”, и писатель не захотел вторично эксплуатировать сюжет. Паустовский собирался, но не успел написать вторую книгу заметок о творчестве. В последнем прижизненном издании первой книги (Собрание сочинений. Т. З. М. 1967-1969) были расширены две главы, появилось несколько новых глав, в основном, о писателях.

Написанные к 100-летию Чехова “Заметки на папиросной коробке”, стали главой “Чехов”. Очерк “Встречи с Олешей” превратился в главу “Маленькая роза в петлице”. В состав этого же издания включены очерки “Александр Блок” и “Иван Бунин”.

“Золотая роза”, по словам самого Паустовского, “книга о том, как пишутся книги”. Лейтмотив ее наиболее полно воплощен в рассказе, которым начинается “Золотая роза”. История о “драгоценной пыли”, которую собирал парижский мусорщик Жан Шамет, чтобы, собрав драгоценные крупинки, заказать у ювелира золотую розу, является метафорой творчества. В жанре книги Паустовского словно отражена ее главная тема: она состоит из коротких “крупинок”-рассказов о писательском долге (“Надпись на валуне”), о связи творчества с жизненным опытом (“Цветы из стружек”), о замысле и вдохновении (“Молния”), о соотношении плана и логики материала (“Бунт героев”), о русском языке (“Алмазный язык”) и знаках препинания (“Случай в магазине Альшванга”), об условиях работы художника (“Как будто пустяки”) и художественной детали (“Старик в станционном буфете”), о воображении (“Животворящее начало”) и о приоритете жизни перед творческим воображением (“Ночной дилижанс”).

Условно книгу можно разделить на две части. Если в первой автор вводит читателя в “тайное тайных” – в свою творческую лабораторию, то другую ее половину составили этюды о писателях: Чехове, Бунине, Блоке, Мопассане, Гюго, Олеше, Пришвине, Грине. Рассказам свойствен тонкий лиризм; как правило, это повествование о пережитом, об опыте общения – очном или заочном – с тем или иным из мастеров художественного слова.

Жанровый состав “Золотой розы” Паустовского во многом уникален: в едином композиционно законченном цикле объединились разные по своим характеристикам фрагменты – исповедь, мемуары, творческий портрет, очерк творчества, поэтическая миниатюра о природе, языковедческое исследование, история замысла и его воплощения в книге, автобиография, бытовая зарисовка. Несмотря на жанровую разнородность, материал “сцементирован” сквозным образом автора, который диктует повествованию свой ритм и тональность, ведет рассуждение в соответствии с логикой единой темы.

“Золотая роза” Паустовского вызвала множество откликов в печати. Критики отмечали высокое мастерство писателя, оригинальность самой попытки трактовать проблемы искусства средствами самого искусства. Но она же и вызвала много нареканий, отражавших дух переходного времени, предшествовашего “оттепели” конца 50-х гг. писателя упрекали в “ограниченности авторской позиции”, “излишестве красивых деталей”, “недостаточном внимании к идейной основе искусства”.

 

Сочинение “Родник”

Картины А. А. Пластова вызывают у меня прекрасные эмоции и легкие волнения. Глядя на его работы, мы словно погружаемся в тот мир, в котором жил художник. Это мир добрый и душевный, тихий и спокойный.

В 1952 году А. А. Пластов показал миру свой очередной шедевр “Родник”. В центре картины нарисована девушка. На ее плечах лежит коромысло с ведрами. Она набирает воду из родника и отправляется домой. Это сейчас нам совершенно не понятен тот труд, который нужно было приложить, чтобы принести домой воды. Современные системы водопроводов круглые сутки обеспечивают нас водой. А в те времена люди постоянно ходили к источнику и несли домой тяжелую ношу.

Подробнее...

Письмо подруге

Здравствуй, Наташа! Пишет тебе твоя подруга Таня. Спешу ответить на твое послание, ведь я так давно ждала твоего письма!

Ты спрашиваешь, чем я занимаюсь и как у меня идут дела. На это я могу тебе сказать только то, что у меня все просто замечательно: учусь на “хорошо” и “отлично” (не считая математики, с которой, как ты помнишь, у меня вечные проблемы), после уроков хожу заниматься английским языком в кружке при Доме культуры, а в свободное время занимаюсь различными интересными делами. Об этом расскажу тебе подробнее.

Подробнее...

Есть ли на войне место милосердию и человечности

Сострадание – нескончаемое нравственное качество. В Библии заключены главные запросы к человеку верующему: влюбленность к близкому, сострадание к страдающему. Есть ли пространство милосердию и человечности на борьбе?

Конечно, имеется. Солдаты пробовали после боя посодействовать раненым товарищам, воины сострадали тем, кто оставался на близкий земле после ухода войск, милосердием проникнуто известие людей к детям, чьи судьбы попали под ужасное колесо борьбы. Но верховным актом милосердия я считаю известие русских солдат к пленным. Когда те были в строю, наши воины свирепо уничтожали их, но когда немцы попадали в плен, известие к ним у большинства воинов изменялось. Об этом рассказывается в книжках русских писателей.

Подробнее...

Сочинение “Дружба в моей жизни”

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Подробнее...

Традиции и обычаи моей семьи

В моей семье много традиций и некоторые из них даже кажутся мне странными. Я считаю, что у каждой семьи должны быть свои традиции, так как именно они объединяют родных людей. Традиции позволяют нам услышать голос предков, почувствовать их рядом с нами. Например, в моей семье каждый год на Пасху бабушка будит всех рано утром и отрезает всем по пасочке и дает по яичку, после чего мы можем потом обратно лечь спать и досмотреть свой сон.

Подробнее...

Проблемы и перспективы развития образования

Важнейшим фактором экономического развития любого государства является образование. Наука и технология определяют степень экономической жизнеспособности государств в мировом хозяйстве, что обусловлено острейшей конкуренцией на мировом рынке. Для движения России по общецивилизационному пути развития, обеспечения ее национальных интересов и национальной безопасности решение насущных проблем образования необходимо отнести к числу первоочередных. В этой связи актуально не только принятие национальной доктрины образования, но и подкрепление ее финансовыми средствами.

Подробнее...