Идея книги родилась в 30-е годы, но в полной мере оформилась лишь тогда, когда Паустовский стал закреплять на бумаге опыт своей работы в семинаре прозы в Литературном институте им. Горького. Паустовский первоначально собирался назвать книгу “Железной розой”, однако позже отказался от намерения, – история лирника Остапа, сковавшего железную розу, вошла в качестве эпизода в “Повесть о жизни”, и писатель не захотел вторично эксплуатировать сюжет. Паустовский собирался, но не успел написать вторую книгу заметок о творчестве. В последнем прижизненном издании первой книги (Собрание сочинений. Т. З. М. 1967-1969) были расширены две главы, появилось несколько новых глав, в основном, о писателях.

Написанные к 100-летию Чехова “Заметки на папиросной коробке”, стали главой “Чехов”. Очерк “Встречи с Олешей” превратился в главу “Маленькая роза в петлице”. В состав этого же издания включены очерки “Александр Блок” и “Иван Бунин”.

“Золотая роза”, по словам самого Паустовского, “книга о том, как пишутся книги”. Лейтмотив ее наиболее полно воплощен в рассказе, которым начинается “Золотая роза”. История о “драгоценной пыли”, которую собирал парижский мусорщик Жан Шамет, чтобы, собрав драгоценные крупинки, заказать у ювелира золотую розу, является метафорой творчества. В жанре книги Паустовского словно отражена ее главная тема: она состоит из коротких “крупинок”-рассказов о писательском долге (“Надпись на валуне”), о связи творчества с жизненным опытом (“Цветы из стружек”), о замысле и вдохновении (“Молния”), о соотношении плана и логики материала (“Бунт героев”), о русском языке (“Алмазный язык”) и знаках препинания (“Случай в магазине Альшванга”), об условиях работы художника (“Как будто пустяки”) и художественной детали (“Старик в станционном буфете”), о воображении (“Животворящее начало”) и о приоритете жизни перед творческим воображением (“Ночной дилижанс”).

Условно книгу можно разделить на две части. Если в первой автор вводит читателя в “тайное тайных” – в свою творческую лабораторию, то другую ее половину составили этюды о писателях: Чехове, Бунине, Блоке, Мопассане, Гюго, Олеше, Пришвине, Грине. Рассказам свойствен тонкий лиризм; как правило, это повествование о пережитом, об опыте общения – очном или заочном – с тем или иным из мастеров художественного слова.

Жанровый состав “Золотой розы” Паустовского во многом уникален: в едином композиционно законченном цикле объединились разные по своим характеристикам фрагменты – исповедь, мемуары, творческий портрет, очерк творчества, поэтическая миниатюра о природе, языковедческое исследование, история замысла и его воплощения в книге, автобиография, бытовая зарисовка. Несмотря на жанровую разнородность, материал “сцементирован” сквозным образом автора, который диктует повествованию свой ритм и тональность, ведет рассуждение в соответствии с логикой единой темы.

“Золотая роза” Паустовского вызвала множество откликов в печати. Критики отмечали высокое мастерство писателя, оригинальность самой попытки трактовать проблемы искусства средствами самого искусства. Но она же и вызвала много нареканий, отражавших дух переходного времени, предшествовашего “оттепели” конца 50-х гг. писателя упрекали в “ограниченности авторской позиции”, “излишестве красивых деталей”, “недостаточном внимании к идейной основе искусства”.

 

Трагедия Андромаха

На смену заостренной политической проблематике эпохи Ришелье и Фронды с ее культом сильной воли и идеями неостоицизма приходит новое, более сложное и гибкое понимание человеческой личности, получившее свое выражение в учении янсенистов и в связанной с ним философии Паскаля. Эти идеи сыграли важную роль в формировании духовного мира Расина.

Янсенизм (названный так по имени его основоположника, голландского богослова Корнелия Янсения) представлял собой религиозное течение в католицизме, выступавшее, однако, критически по отношению к некоторым его догмам. Центральной идеей янсенизма было учение о предопределении, “благодати”, от которой зависит спасение души.

Подробнее...

Новый гуманистический взгляд Данте на человека

Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был антропоцентризм.

Человек традиционно был важным объектом философского анализа и не единожды в истории философии становился центральным, связующим звеном в системе универсума. В период средневековья считалось, что человек находится на верхнем уровне в иерархии живых существ, которые сотворил Бог, но он не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу.

Подробнее...

“Благодарность учителю” сочинение

“Учитель, сколько надо любви и добра, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили дети тебя. “
Я вижу жизнь учителя как снаружи, так и изнутри, потому что моя мама – учитель. Смотря на нее, я понимаю, что это нелегкий путь. Я училась у нее, когда была еще совсем маленькая, в начальной школе. Она учитель музыки. И видела, с какой любовью и теплом из урока в урок она знакомит нас с новыми произведениями, композиторами. По моему мнению, в профессии учителя самое главное – любить свое дело.

Подробнее...

Сочинение весна в лесу

Весна. Самая красивая пора года. И, хотя многим, почему-то, больше нравится лето, я люблю весну. Первые теплые лучи солнышка. Звук бегущей воды из-под талого снега. Пение вернувшихся птиц. И просто хорошее весеннее настроение.

Многие во время зимних холодов впадают в некую депрессию. Все у них плохо, ничего не получается, нету настроения и другое. А с первыми лучами солнышка, потихонечку все начинает налаживаться. Для начала просто улучшается настроение, нельзя без улыбки смотреть на теплые и яркие лучи солнца. А когда ты начинаешь улыбаться, то и все вокруг становится лучше и ярче.

Подробнее...

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание – это по сути, одно и то же понятие, только в более широком и в более узком смысле соответственно. Милосердие обозначает заботливое отношение к слабым и страдающим, готовность понять и простить. А сострадание – умение понимать человека, способность ощущать чужую боль так же ярко, как свою собственную и без раздумий оказывать помощь.

Подробнее...

“Описание характера человека” сочинение

Итак, как же написать вступление? На самом деле для сочинения-описания вариантов начала не так много. Самым оптимальным и лучшим вариантом станет краткое знакомство с личностью, которую вы хотите описать.

“В своем сочинении я хочу рассказать о моем самом близком друге – Игоре. Он учится со мной в одном классе, мы знакомы уже много лет, и я с уверенностью могу сказать, что Игорь – удивительный человек”.

Подробнее...