Идея книги родилась в 30-е годы, но в полной мере оформилась лишь тогда, когда Паустовский стал закреплять на бумаге опыт своей работы в семинаре прозы в Литературном институте им. Горького. Паустовский первоначально собирался назвать книгу “Железной розой”, однако позже отказался от намерения, – история лирника Остапа, сковавшего железную розу, вошла в качестве эпизода в “Повесть о жизни”, и писатель не захотел вторично эксплуатировать сюжет. Паустовский собирался, но не успел написать вторую книгу заметок о творчестве. В последнем прижизненном издании первой книги (Собрание сочинений. Т. З. М. 1967-1969) были расширены две главы, появилось несколько новых глав, в основном, о писателях.

Написанные к 100-летию Чехова “Заметки на папиросной коробке”, стали главой “Чехов”. Очерк “Встречи с Олешей” превратился в главу “Маленькая роза в петлице”. В состав этого же издания включены очерки “Александр Блок” и “Иван Бунин”.

“Золотая роза”, по словам самого Паустовского, “книга о том, как пишутся книги”. Лейтмотив ее наиболее полно воплощен в рассказе, которым начинается “Золотая роза”. История о “драгоценной пыли”, которую собирал парижский мусорщик Жан Шамет, чтобы, собрав драгоценные крупинки, заказать у ювелира золотую розу, является метафорой творчества. В жанре книги Паустовского словно отражена ее главная тема: она состоит из коротких “крупинок”-рассказов о писательском долге (“Надпись на валуне”), о связи творчества с жизненным опытом (“Цветы из стружек”), о замысле и вдохновении (“Молния”), о соотношении плана и логики материала (“Бунт героев”), о русском языке (“Алмазный язык”) и знаках препинания (“Случай в магазине Альшванга”), об условиях работы художника (“Как будто пустяки”) и художественной детали (“Старик в станционном буфете”), о воображении (“Животворящее начало”) и о приоритете жизни перед творческим воображением (“Ночной дилижанс”).

Условно книгу можно разделить на две части. Если в первой автор вводит читателя в “тайное тайных” – в свою творческую лабораторию, то другую ее половину составили этюды о писателях: Чехове, Бунине, Блоке, Мопассане, Гюго, Олеше, Пришвине, Грине. Рассказам свойствен тонкий лиризм; как правило, это повествование о пережитом, об опыте общения – очном или заочном – с тем или иным из мастеров художественного слова.

Жанровый состав “Золотой розы” Паустовского во многом уникален: в едином композиционно законченном цикле объединились разные по своим характеристикам фрагменты – исповедь, мемуары, творческий портрет, очерк творчества, поэтическая миниатюра о природе, языковедческое исследование, история замысла и его воплощения в книге, автобиография, бытовая зарисовка. Несмотря на жанровую разнородность, материал “сцементирован” сквозным образом автора, который диктует повествованию свой ритм и тональность, ведет рассуждение в соответствии с логикой единой темы.

“Золотая роза” Паустовского вызвала множество откликов в печати. Критики отмечали высокое мастерство писателя, оригинальность самой попытки трактовать проблемы искусства средствами самого искусства. Но она же и вызвала много нареканий, отражавших дух переходного времени, предшествовашего “оттепели” конца 50-х гг. писателя упрекали в “ограниченности авторской позиции”, “излишестве красивых деталей”, “недостаточном внимании к идейной основе искусства”.

 

Проблемы Бедность не порок

“Считая “Бедность не порок” одною из лучших пьес Островского. а тип Любима Торцова одним из наиболее ярких и драматических, мы, тем не менее, спрашивали себя: что если деревенские люди рассмотрят в нем только пьяницу, шута, промотавшегося купчика и отнесутся к нему резонерски; что если в его горячей речи, в этом горделивом величии нищего, сознающего всю силу своей правды, они увидят простую случайность или предопределение свыше; что если он, несмотря на весь великий трагизм своего положения, покажется им смешным в самую патетическую минуту? Но опасения наши оказались напрасными! Даже первые речи Любима Торцова, в которых он сам относится к себе иронически, были прослушаны серьезно и с долей участия.

Подробнее...

Что такое частушки

Относительно появления частушки в народном творчестве мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова “частушка” нет. Большинство все же склоняется к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная миниатюра, впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке “Новые народные песни”.

Подробнее...

Определение пословиц и поговорок

Что такое пословицы и поговорки

Пословицы широко применяют в обучении дошкольников родному языку. И хотя дети в этом возрасте воспринимают суждения, выраженные в пословице в прямом значении, они уже могут уловить их обобщающий характер, что развивает их мышление, дает возможность уловить многозначность слов. К. Д. Ушинский отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку.

Подробнее...

Сочинение “Мой любимый питомец собака”

К сожалению, своей собаки у меня пока нет, но я надеюсь, что настанет день, и я ее заведу. Самой лучшей и красивой породой я считаю хаски. Это большие и сильные собаки с густым мягким мехом. У них крупные острые уши и вытянутая морда, а хвост пушистый, как у лисицы, и закручивается вверх. Чаще всего встречаются черно-белые или серо-белые хаски, но бывают и бурые, белые или черные. В целом эта порода очень похожа на своих предков – волков.

Подробнее...

Народные приметы и суеверия

Народные приметы и суеверия существуют столько же, сколько существует само человечество. Приметы дошли до нас из самых далеких глубин древности именно потому, что значение народных примет и суеверий было абсолютным и неоспоримым для нашего народа. Имея самые различные формы и проявления народные приметы и суеверия порой невероятно точно подмечают истинную суть происходящих процессов.

Народные приметы это наблюдения людей, передаваемые из уст в уста и накопленные таким образом за долгие тысячи лет. Случается так, что одни и те же приметы и суеверия толкуются очень по разному у разных народов.

Подробнее...

Сочинение на тему я хочу

Я пока не могу сказать точно, чем буду заниматься, когда стану взрослым. Определиться с выбором профессии не так просто, как это может показаться. В детстве кажется, что нужно заниматься тем, что тебе нравится, добиваться в этом успехов и ни перед чем не останавливаться. Но во взрослой жизни все немного по-другому: нужно оценивать свои желания и возможности, думать, куда поступать для получения нужного образования, и стараться занять более менее высокооплачиваемую должность.

Подробнее...