Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. Поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. С особой силой грустные раздумья Некрасова отразились в поэме “Кому на Руси существовать хорошо”. В этом произведение вера в народ переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.

Поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. Ее героями стали простые русские мужики. Некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. Перед нами проходит целая вереница характеров. У каждого из них своя история, но все сообща они составляют собирательный образ русского народа.

Рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем персональные черты таких разных и неповторимых людей. Мы видим и массовые народные сцены, и судьбы отдельных героев. Часто Некрасов приводит читателей туда, где собирается большое количество людей. В одной из глав мы попадаем на сельскую ярмарку, любимый крестьянский праздник. Здесь весело, “горласто”, “хмельно”. Но картина праздника не мешает поэту прийти к неутешительному выводу о том, что счастье мужиков “горбатое с мозолями, дырявое с заплатами”.
Некрасов не идеализирует крестьян. Среди них есть те, кто довольствуется и более того гордится положением раба. К “людям холопского звания” автор беспощаден. “Сущими псами” он называет мужика, кичашегося господской заболеванием подагрой, Ипата, раба Утятина, Якова верного, “холопа примерного”. Такие люди давнехонько утратили чувство человеческого достоинства, а сообща с этим и народную гордыня.

Им Некрасов противопоставляет “народных заступников”. Первым появляется Яким Нагой. Это мужик-философ, он проводит основательный анализ положения народа. В его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и экономической зависимости крестьянина от его “дольщиков” – “Бога, царя и господина”. Яким Нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая суть человеческая. Из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом финансы, а “картиночки”.

Если Яким Нагой заступается за народ словом, то Ермила Гирин, будучи старостой, старается ограждать интересы мужиков. Ему присущи народный ум и неподкупная честность. Гирин пользуется уважением среди крестьян. Доверие он заслужил справедливостью и добротой. Этот человек тяжело переживает свей один проступок перед обществом – попытку оградить брата от рекрутчины за счет другого крестьянина. Свою вину Гирин искупает всенародным покаянием. Не все нам понятно о дальнейшей судьбе героя, но нетрудно сообразить, что подготовленность пожертвовать своим благополучием ради доверившихся ему людей может привести Гирина в острог.

Воплощением могучих сил народа становится Савелий. Его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним русским былинам. История Савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться плодами своего нелегкого, но славного труда. В этом герое воплощено стихийное начало. Поэт показывает, что терпение народа не может быть вечным, наступит момент, когда мужики жестоко и беспощадно отомстят своим притеснителям. Последствия бунта могут стать необратимыми. Рассказывая о расправе с немцем Фогелем, автор предупреждает, что борьба с угнетением может обернуться кровавой драмой для всей России.

С любовью описывает Некрасов и внучку Савелия – Матрену Корчагину. Крестьянка прожила трудную жизнь и состарилась к тридцати восьми годам. Героиня уверена, что “ключи от счастья женского. потеряны у Бога самого”. Но она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше, подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына Федотку. Матрена Тимофеевна соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.

Такие герои, как Яким Нагой, Ермила Гирин, Савелий, Матрена, семеро правдоискателей, вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней слышится несокрушимая”. Будущее России поэт связывает с освобождением крестьянства. Гриша Добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях надобно сохранить “золото, золото, сердце народное” – залог великого возрождения Родины.

Русь у Некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. Такой же двойственной будут видеть ее Есенин и Блок. Такой же противоречивой остается Россия и в данный момент. Но в самые тяжелые времена спасает надежда на то, что загадочную русскую душу, золотое народное сердце погубить невозможно.

 

“Друзья и враги Печорина” сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, наряду с “Евгением Онегиным” А. С. Пушкина, является одним из величайших произведений русской литературы XIX века.
Произведение состоит из новелл: “Бэла”, “Максим Максимыч” и “Журнала Печорина”, включающего в себя повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Они рассказывают о различных эпизодах жизни некоего Печорина. Повествование подчиняется не столько последовательности, сколько значимости событий.
В первой главе “Бэла” мы видим Печорина глазами штабс-капитана Максима Максимыча.

Подробнее...

Покровский собор описание

На Красной площади недалеко от Спасских ворот величественно красуется один из самых главных символов России и Москвы – Храм Василия Блаженного. Полное его название – собор Покрова Божией Матери на Рву, а “Храм Василия Блаженного” название народное, разговорное, и связано с тем, что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного.

Ах, красив храм, праздничен! Он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются: один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелеными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми, как поясами изысканными.

Подробнее...

Сочинение Все живое должно любить

Сегодня человек окружен множеством вещей: автомобилями, компьютером, всевозможными электронными устройствами, кирпичными домами, металлическими конструкциями… Асфальт, бетон, металл… Это все, конечно, нужно и необходимо, но неужели природа не вписывается в этот перечень рациональных элементов жизни? Прогресс дает человеку множество эффективных изобретений, но все больше отдаляет его от живой природы.

Все мы являемся частью живой системы на планете Земля. Наши предки жили практически под открытым небом и соприкасались с окружающим миром каждый день.

Подробнее...

«Эгоизм умерщвляет великодушие...» (Ф. М. Достоевский)

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека - представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения».
Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого.
Печорин - это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Подробнее...

“Воздействие искусства на человека” сочинение

Искусство играет большую роль в нашей жизни: оно дает нам возможность стать духовно богаче, передает опыт прошлых поколений или побуждает создавать свои произведения и делает нас одними из тех, кто знакомят людей с культурой той или иной эпохи.

Проблема исходного текста – это проблема влияния искусства на человека. Но каким образом искусство на него влияет? И какие последствия у этого влияния?

Подробнее...

Литература в нашей жизни

Однажды я поняла: литература в жизни каждого человека играет свою определенную роль.

В детстве ребенок просит, чтобы мама почитала ему на ночь сказку. Ему это нравится, ему это интересно так же, как и посмотреть любимый мультфильм. Малыш размышляет пока еще своим, детским умом о героях сказок, а потом, со временем, у него постепенно начинает формироваться представление о добре и зле, и он уже может отличить, что хорошо, а что плохо.

Затем в школе мы изучаем литературу более интенсивно: делаем анализ стихотворений и прозаических произведений, пишем сочинения. В старших классах подробно изучаем характеры героев, сопоставляя их с современными людьми. И если в детстве мы не задумываемся о том, кто написал сказку или стихотворение, то в школе нам самим становится интересно, почему и как возникло произведение, поэтому обращаемся к биографии автора. Но бывает, что человек говорит: “Да ну, литература. Тоска зеленая!” Просто такой человек не знает, что неразрывно связан с ней. Ведь даже когда мы, например, хотим развлечься и идем, предположим, в театр, там мы тоже сталкиваемся с литературой. Без литературного произведения, без задумок автора – писателя не был бы поставлен ни один спектакль, ни один балет, ни одна опера. Везде есть сюжет, замысел. литература!

Также несправедливо было бы считать, что литература, изучаемая в школе, никак не влияет на нас, учеников, на наши отношения друг с другом, с людьми, на формирование собственных взглядов, убеждений и принципов.

Вот пример. Сижу я как-то на уроке и думаю не о предмете, а о том, как бы побыстрее увидеться с подругой, по которой соскучилась так сильно, что невыносимо как-либо участвовать в уроке, а на душе пусто и темно. И слышу сквозь собственные мысли слова учителя: “Антон Павлович Чехов не раз говорил, и это видно через его произведения, что у каждого человека должен быть друг, человек, близкий ему по душе. “. От этих слов я как будто очнулась и с неподдельным интересом начала слушать о Чехове. А потом рассказала об этом подруге, и она ответила: “Я его очень уважаю!”

Однажды мы с классом ездили в Санкт-Петербург по программе “Петербург Достоевского”. Я никогда не забуду эту поездку: мы ходили на экскурсии, по утрам слушали лекции прекрасных преподавателей, каждый вечер рассказывали о том, что нового узнали, выполняли различные интересные задания, выезжали за город. Уставали, но эта усталость была такой приятной! И вот как-то вечером, когда мы вернулись в гостиницу, я зашла в комнату и услышала, как одна моя одноклассница говорит другой: “Если человек верит в то, что на свете не одна любовь, а много, то тогда у него и будет много любви. “. А та ответила: “Все равно лучше, когда единственная и самая лучшая. Но такое редко бывает. Например, как у Достоевского – однажды и на всю жизнь. “.

Я люблю читать. Многие писатели мне нравятся. Но мой самый любимый писатель – Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” я обожаю. С первых строк я полюбила и этот роман, и писателя. И после того как я увидела Петербург Достоевского, я не изменила своего мнения, а напротив, еще раз убедилась в том, что не ошиблась.

А за “пробуждение” любви и интереса к литературе я обязана своему учителю русского языка и литературы Галине Николаевне Ехлаковой. Никогда не забуду ее уроки, ее спокойный тон, ее чувство юмора.