Александр Александрович Блок жид и творил на рубеже двух эпох – периода подготовки и осуществления революции.
Он был последним великим поэтом завершающегося XIX века, и его именем открывалась новая страница мятежной российской истории.
Писать зрелые стихи Блок начинает к периоду первой русской революции и последовавшей за ней реакцией, а поэма “Двенадцать” была создана в 1918 году. За это время художественная манера да и сама поэзия Блока претерпели большие изменения.


Начинал свой творческий путь Александр Александрович как поэт-мистик. Главной темой его дореволюционных стихов была возвышенная “неземная любовь к “Прекрасной Даме” – символу вечной женственности и красоты, а потом его захватила “музыка революции”. Сам поэт признавался, что его жизненный и творческий путь был “среди революций”. “Не может сердце жить покоем!”-восклицал он.
Наступала переломная эпоха. Рушился старый, привычный и ненавистный мир, и Блок мастерски сумел отразить это в поэме “Двенадцать”. Самое начало произведения настраивает читателей на борьбу, резким контрастом встают два мира – старый и нарождающийся:

Черный ветер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете!

Человеческие страсти и разбушевавшаяся стихия действуют в унисон, разрушая все отжившее, косное, олицетворяющее старый уклад:

Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.
Товарищ! Гляди
В оба!

Как атрибуты отжившего, никчемного мира отвергнуты “вития и “долгополый поп”, барыня и буржуй. Отряхивая с себя эти “осколки” погибшего общества, “идут двенадцать человек”. Кто они – строители будущего или жестокие разрушители? Блок правдиво показывает этих бойцов.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни, ”
Кругом – огни, огни, огни.
В зубах – цыгарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз.

В поэме двенадцать глав, каждая из которых имеет свой ритм, даже мелодию – от разгульно-кабацкой песни в начале поэмы до чеканного, четкого ритма в конце.

Снег кружит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит –
Електрический фонарик
На оглобелъках. Ах, ах, пади.
И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль-

Поэт осознает, что старый мир канул в вечность, возврата к нему нет. Сама стихия с ее пронзительным ветром на стороне разрушителей.

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся.

Блок показывает революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. В этой круговерти гибнет Катька, но даже оплакать ее Петьке не дают:

Не такое нынче время.
Чтобы няньчиться с тобой!

Критика обвиняла Блока в том, что он увидел в революции только разрушительные начала и никакого созидания. Да, это самая таинственная его поэма. Почему впереди двенадцати идет Иисус Христос? Неужели поэт принял всю кровь революции?
Мне кажется, что это крестный путь Христа, его очередной раз распинают. Как же иначе понять это четверостишье:

Кто там машет красным флагом?
– Все равно тебя добуду. Лучше сдайся мне живьем!
– Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем!

Поэт отразил все увиденное, но отнюдь не принял эту вакханалию насилия.

 

Сочинение на тему “Наследственность”

Все ли в нашей жизни предопределено наследственностью? А может необходимо каждой способности, заложенной в генотипе человека, дать возможность развиться? Над такими сложными вопросами размышляет в научно-публицистической статье доктор биологических наук, публицист Любовь Владимировна Серова. Автор поднимает актуальную проблему, так как благодаря современному развитию генетики, человек может не только определить, но и “задать” свои предрасположенности и способности.

Подробнее...

Сочинение моя подруга

На мой взгляд, каждый из нас должен иметь лучшего друга, который может поддержать в трудную минуту. Этот человек понимает тебя с полуслова, знает о тебе даже чуть больше, чем ты сам.

К счастью, в моей жизни есть такой человек. Мою подругу зовут Оксана. Не могу сказать, что мы дружим с самого раннего детства, но, несмотря на это, имеем массу общих интересов и увлечений.

Подробнее...

Культура речи – это духовное лицо человека

Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.

Подробнее...

“Описание березовой рощи” сочинение

Картину “Березовая Роща” Исаак Левитан писал четыре года. Главными героями картины являются белоствольные березы. Долгая работа над картиной неслучайна. Автор прекрасно знал с какой нежностью к березе относится русский народ. Наши предки это дерево использовали для многочисленных обрядов. Березу воспевали и поэты.

Картина “Березовая роща” залита ярким светом. Свет такой реалистичный, что от него не только светло, но и тепло. Так и хочется упасть на солнечные проталины в траве. Прорисованы мельчайшие детали рощи.

Подробнее...

“Наука в современном обществе” сочинение

Современная наука является не только основной формой познания природы и общества, обеспечивает человека научными знаниями, но и важнейшим инструментом ее жизнедеятельности. Как форма общественного сознания она является является системой знаний о природе, обществе и мышлении, отражает мир в научных понятиях, законах, теориях, апробируются. И проверяются предметно-практической деятельностию.

Современная наука – это совокупность сотен наук, исследующих различные сферы действительности.

Подробнее...

Характеристика жанра бытовой повести XVII в

Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика тесно связаны с теми изменениями, которые произошли в русской жизни XVII века: с общим подъемом русской культуры, тягой к просвещению, протестом против косного домостроевского быта, интересом к человеческой личности. Бытовая повесть запечатлела существенные стороны частной и общественной жизни человека. Впервые героем повести оказывается не исторический деятель, а лицо вымышленное. Автор проявляет большое внимание к частной жизни обычного человека.

Подробнее...