Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, “как пламень”, печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.
Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников.

Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности.
Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

Один среди людского шума
Возрос под сенью чуждой я.

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова – беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостной склониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить.

Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества – романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплощены в стихотворении “Парус”. В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Во второй половине 30-х – начале 40-х годов пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Преобладает не тема одинокого романтического героя, а тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг “души родной”, его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его – “такая пустая и глупая шутка”, а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покорный судьбе:

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно
Года уходят, будто сны.

Поэт уже ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в “Парусе”, он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть,
Я ищу свободы и покоя
Я б хотел забыться и заснуть!

В стихотворении “Выхожу один я на дорогу. ” Лермонтов передал ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

 

Сочинение Образ русской земли

Уникальной особенность произведения является то, что автору удалось отразить неповторимое единство человека, природы, вселенной. Все вокруг главного героя движется, действует, страдает, переживает, радуется. И природа и родная земля – не абстрактные, а конкретные образы: живые, одухотворенные, опоэтизированы, персонифицированные.

Главным героем произведения является Русская Земля. О чем бы ни говорил автор, которые события не изображал, все его помыслы и надежды направлены к родной земле, государства величественной и сильной, матери отважных и свободолюбивых русичей – наших далеких предков.

Подробнее...

Голубая комната

В двух словах: Парочка парижских влюбленных тайком выбирается в провинциальный городишко, чтобы в тихой гостинице предаться любовных утехам. Молодого человека уверяли, что это самая спокойная гостиница, какую только можно себе представить. Приключения начались уже в поезде. Попутчик парижских влюбленных, загадочный англичанин с сумкой, полной денег, и его не менее таинственный племянник устроили потасовку прямо в вагоне. Выяснилось, что они намерены остановиться в той же гостинице. Мало того, в банкетном зале, по соседству с голубой комнатой, куда поселили влюбленную парочку, устроили шумную попойку два полка французских кавалеристов.

Подробнее...

“Железная дорога” сочинение

Н. Некрасов – один из пионеров русской гражданской лирики. Особенность его стихотворений данного направления – реализм. Автор нисколько не пытается приукрасить действительность, какой бы тяжелой она не была. В 1864 году поэт написал произведение “Железная дорога”. На выбор темы повлияли историко-социальные мотивы: отмена крепостного права и особенности иерархии общества. Н. Некрасов имел возможность наблюдать как за более богатыми людьми (его отец был помещиком), так и за простыми рабочими. Это отобразилось в анализируемом стихе.

Подробнее...

Сочинение “Характеристика литературного героя”

Характеристика героев может быть двух видов: индивидуальная и сравнительная. Если вам нужно составить индивидуальную характеристикугероя. начните с описания исторической эпохи, о которой идет речь в произведении. Это имеет важное значение, так как позволяет объяснить многие поступки героя. Расскажите о социальном положении героя. Опишите среду, в которой он воспитывался и в которой формировался его характер. Например, Евгений Онегин рос в среде светского общества, что отразилось на его характере, образе жизни, отношении к женщинам.

Подробнее...

Пропуск в вечность

Его настоящим памятником можно назвать современную Швецию, а в известном смысле — и весь Запад. В XX веке впервые в истории на земле образовались обширные оазисы, где люди стали жить не по-свински, то есть свободно, сыто, толерантно и при этом несколько застенчиво — помня, что остальному человечеству повезло меньше. К концу столетия прагматичный идеализм, который был так свойственен Нобелю, кое-где стал считаться хорошим тоном, как высшее проявление христианской этики. Зона прагматичного идеализма постепенно расширяется, и не последнюю роль в этом играет институт Нобелевской премии. “Король динамита” инвестировал свои средства наиболее эффективным и впечатляющим образом.

Подробнее...

“Прости меня мама” сочинение

Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цветаева – цикл “Стихи к сыну”; А. Ахматова – “Реквием”) так и в современной прозе (В. Закруткин “Матерь человеческая”, В Токарева “Террор любовью” и др.). В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей. “Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать” (С. Джейет); “Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей” (Менандр) “Сердце матери – неиссякаемый источник чудес” (П. Беранже) “Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение” (О. Бальзак) “Одна хорошая мать стоит сотни учителей” (Д. Герберт) “Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери” (В. Г. Белинский)

Подробнее...