Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, “как пламень”, печаль – вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.
Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников.

Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности.
Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

Один среди людского шума
Возрос под сенью чуждой я.

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова – беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостной склониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.

Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить.

Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одиночества – романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романтический идеал прекрасно воплощены в стихотворении “Парус”. В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Во второй половине 30-х – начале 40-х годов пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Преобладает не тема одинокого романтического героя, а тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг “души родной”, его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его – “такая пустая и глупая шутка”, а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покорный судьбе:

Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно
Года уходят, будто сны.

Поэт уже ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в “Парусе”, он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть,
Я ищу свободы и покоя
Я б хотел забыться и заснуть!

В стихотворении “Выхожу один я на дорогу. ” Лермонтов передал ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Лирика Лермонтова – это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

 

Сочинение на тему “Выбор профессии”

Вопрос о выборе профессии является одним из самых важных вопросов в жизни. От него зависит, чем ты будешь заниматься в течение своей жизни, твое будущее, несомненно, профессия должна обязательно нравиться человеку и быть его призванием.

Я хочу стать дизайнером, я считаю, что эта профессия требует художественных способностей, нестандартного мышления, творческих способностей, развитой фантазии и образного мышления. К счастью, всем этим я обладаю.

Подробнее...

Как я понимаю патриотизм

Красноречивое сочинение о патриотизме максимально четко описывает внутренние переживания человека, которому не безразлична судьба Отечества. Патриотом следует быть не только в пламенных речах на политических митингах, но и в повседневной жизни, беззаветно любить родной дом и город, а также смело отстаивать интересы беззащитных людей, бездомных животных и погибающей от нашей ненасытности окружающей среды.

Патриотизм – Это состояние души каждого достойного гражданина своей страны.

Подробнее...

Сочинение на тему земля

Мы живем на планете Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.

Подробнее...

Сочинение Про игрушку детства

У каждого человека в детстве бывает любимая игрушка, с которой он всегда неразлучен. Вместе с игрушкой засыпает и с ней просыпается.

У меня в детстве, также как и у всех была любимая игрушка – розовый слоник, которого мне подарил папа, когда я была совсем маленькая. Я назвала свою игрушку-слоника – Моня, почему я ее так назвала, даже не знаю. Я очень сильно любила свою игрушку: ухаживала за ней, играла со своим слоником, словно с подружкой, мы вместе “пили чай”, я ее кормила с ложечки, укладывалась спать, одевала, ходила с ней гулять и каталась на качелях.

Подробнее...

Осень в моем городе

Чудесная, красочная пора – осень в моем городе горделиво носит свой золотистый наряд, радуя глаз и даря мягкие, полные неги теплые деньки, которые вскоре сменятся прохладными ливнями, ветрами и суровой пасмурной погодой.

С приходом осени мой родной город преображается, теряя свежую зелень скверов и парков. Теперь дорожки и аллеи окрасятся в солнечно-оранжевые цвета затем, чтобы с приходом уже первых холодов утратить свою яркость и неповторимость.

Подробнее...

Идеальный образ учителя

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Подробнее...