Художественная литература (от лат. “буква”) – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни.

Искусство – это воспроизведение жизни в художественных образах. Искусство является одним из важнейших факторов духовной жизни человечества, оно стимулирует творческую деятельность, обогащает жизнь человека эмоциональными переживаниями и размышлениями.

Пространственные виды искусства: живопись, скульптура и архитектура, художественная фотография. Название “пространственные” они имеют потому, что объекты, которые они изображают, человек воспринимает в неподвижном виде, словно замершие в пространстве.

Временные виды искусства: музыка, пение, танец, пантомима и художественная литература. Временными их называют потому, что, в отличие от статической формы изображения, характерной для пространственных искусств, они воспроизводят жизнь в ее временном развитии.

Синтетические виды искусства: театр, кино. Сочетают элементы как пространственных, так и временных видов (действие разворачивается как в пространстве, так и во времени).

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует “свой” материал: музыка – звук, живопись – краски, архитекту­ра – камень, дерево, металл и т. д. Литература работает со словом, поэтому способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших переживаний. Это главное ее отличие от других видов искусства. Божественная сущность слова была провозглашена еще в Библии (Евангелия от Иоанна). Слово является основным элементом литературы, оно создает связь между материальным и духовным.

Немецкий философ Гегель назвал слово наипластичнейшим материалом. Действительно, средствами слова можно воспроизводить изображаемое любым другим видом искусства. Так, поэзия приемами своей звуковой организации приближается к музыке, прозаические словесные образы могут создавать иллюзию пластического изображения и т. д. Кроме того, слово, дает возможность изображать человеческую речь. Словами можно описать звук, цвет, запах, передать настроение, “рассказать” мелодию, “нарисовать” картину. Словесный образ может соперничать с живописным и музыкальным. И все же у него есть свои пределы – литература пользуется только словами.

В доисторические времена литература существовала в устном виде. С возникновением письменности начался новый этап развития литературы, хотя фольклор не теряет своего значения как основа литературы и до сих пор. Во многих литературных произведениях можно встретить отголоски “истоков” литературы (в произведениях Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др).

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово – результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

 

Сочинение на тему красота мира

Мир, который окружает нас, удивителен, полон ярких красок. Леса и горы, города и дороги, изумрудные воды тропических морей, белоснежный искрящийся песок пустынных пляжей… Все это наш мир. Который мы можем видеть, чувствовать, исследовать.

Где-то на далеких островах Океании нет больших зданий, и люди ищут прохладу в тени раскидистых деревьев с мягкой древесиной. Разноцветье рыбок среди таких же пестрых коралловых рифов – такое же привычное зрелище, как для нас зимой – снег.

Подробнее...

Культура речевого общения. Культура речи

Культуру речи можно считать самым главным показателем культуры вообще. Поэтому совершенству речи и манер нет пределов. Мало научиться избегать речевых ошибок, надо постоянно расширять словарный запас, уметь слышать оппонента, понимать его, уважать его мнение, освоить навык правильно подбирать слова к каждой ситуации.

Культура общения

По тому, какая у человека речь. можно судить о характере личности. Общая манера общения создает определенное впечатление о нас. Хорошо, если она притягательна. Но речью можно и оттолкнуть собеседника. Поэтому понятие культуры общения более многогранно, чем просто красивая речь. Сюда входит еще умение слушать и соблюдение правил этикета.

Подробнее...

Что такое словообразовательное значение

Словообразовательное значение (деривационное значение) – одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово.

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов Столик И Стол – компонент “маленький”, соответственно, словообразовательное значение слова Столик – “маленький предмет, обозначенный производящим словом”.

Подробнее...

“Савелий богатырь святорусский” сочинение

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Подробнее...

“Взаимоотношения матери и сына” сочинение

Духовные отношения между матерью и сыном – вот проблема, над которой размышляет А. Геласимов.
Данный вопрос автор раскрывает на конкретном жизненном примере. А Геласимов, сочувствуя своему герою, рассказывает о том, как однажды в юности тот встретил в Москве мать и сестренку и не нашел нужных слов и правильных действий по отношению к самым близким людям. И только в конце повествования автор с радостью говорит, что парень, уже спустившись в метро, вдруг осознал, кого он сейчас не понял и обидел, с кем разорвал духовную цепочку…

Подробнее...

Сочинение “Мое отношение к животным”

Все мы привыкли с умилением разглядывать зверей в зоопарках, восторгаться трюками, которые они выполняют на аренах цирков, фотографироваться с ними. Но, если разобраться, то выходит, что мы просто принудили этих существ нас всячески развлекать, и только потому, что мы умнее и сильнее их. Когда я был младше, то искренне радовался, посещая зоопарк. Я обожал кормить животных, наблюдать за ними. Точно также я любил цирк с его дрессированными собаками, кошками, лошадьми и медведями. Но сейчас, приходя в цирк или зоопарк, я все время думаю о том, какие условия там созданы для животных.

Подробнее...