Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели – сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства РФ. “Историю одного города” определяют как сатирическую хронику. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, в данный момент, более чем через век после смерти писателя.

Однако тот самый смех – это смех над самими собой, так как “История одного города” – это, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В “Истории одного города” ослепительно выражены жанровые черты политического памфлета. Это видно уже в “Описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый – от порчи головного инструмента, пятый – от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой – от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.

Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.
Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно зас-луживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во политическая элита города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей РФ, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое пора существования Глупова.

Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в “Истории одного города”. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но более того самый идиотский князь не может не подметить еще большую чепуха пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал “все новые и новые понуждения”, по которым “хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали”. С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: “разорю!” и “не потерплю!”. Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в “Истории одного города” Уг-рюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная поставленная проблема всех его “трудов” – превратить город в казарму, принудить всех маршировать, беспрекословно осуществлять абсурдные приказы. По его замыслу более того женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.

Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.

Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить. Беспощад-ная сатира Салтыкова-едрина похожа на горькое лекарство, необходимое для излечения. Цель писателя – принудить читателя призадуматься о – льном неблагополучии, о неправильном государственном устройстве РФ. Остается надеяться, что произведения Салтыкова-Щедрина достигли цели, помогли хотя бы частично осознать ошибки, хотя бы некоторые из них больше не повторять.

 

“Сильнее чем она есть, я не могу ее сделать”

Мне повезло, что в начале моей жизни, в детстве, мне попались сказки мудрого, милого фантазера – сказочника Андерсена. Потому что они научили меня в наше не очень веселое время верить в добро, в победу доброго человеческого сердца над злом. Самым светлым, сказочным образом для меня навсегда останется героиня его сказки “Снежная королева” нежная Герда.

Среди холодной белой зимы в одном небольшом датском городке в маленьком уютном доме покрылся белыми нежными цветами куст розы.

Подробнее...

Традиции и обычаи моей семьи

В моей семье много традиций и некоторые из них даже кажутся мне странными. Я считаю, что у каждой семьи должны быть свои традиции, так как именно они объединяют родных людей. Традиции позволяют нам услышать голос предков, почувствовать их рядом с нами. Например, в моей семье каждый год на Пасху бабушка будит всех рано утром и отрезает всем по пасочке и дает по яичку, после чего мы можем потом обратно лечь спать и досмотреть свой сон.

Подробнее...

Сочинение на тему “Родной дом”

Наши предки в понятие дом вкладывали очень многое. Еще старозаветный ковчег спас Ноя от потопа, став символом жизни новой, лучшей цивилизации. Обращаясь к бесчисленным загадкам, пословицам, заговорам, мы видим, что дом символизировал и реальный, и духовный мир. Испокон веков он был оберегом для человека от зла. Свое особое, не только бытовое, но и духовное назначение имели даже все составляющие дома: порог, печь, окно и т. д.

Подробнее...

Сочинение на тему “Улыбка”

Краткое сочинение на тему “Улыбка” повествует читателю о душевной красоте человека, которая может затмить любую, даже совершенно неописуемую визуальную привлекательность. Зачастую, засмотревшись на красивое лицо, мы с сожалением замечаем бессердечность и равнодушие, скользящее во взгляде прекрасных, но холодных глаз.

Все дети помнят мультфильм про енота, который боялся своего отражения в пруде. Он сам себе корчил рожицы, угрожающе скалил зубы, и от этого было еще страшнее.

Подробнее...

Нет величия, где нет простоты, добра и правды

Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности. Л. Н. Толстой Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Эти вопросы часто задаются людьми, но ответить на них очень не про сто. Обратимся к классике. Пусть она поможет в этом разобраться.

Имя Льва Николаевича Толстого знакомо нам с раннего детства. Но вот прочитан роман “Война и мир”.

Подробнее...

Любимый поэт серебряного века сочинение

Великой поэтессой двадцатого столетия можно по праву считать Анну Андреевну Ахматову. Эта великая женщина благодаря сильной воле, высокой образованности выбрала духовную дорогу, и хотя принадлежала эпохе войн и революций, не пошла на поводу тоталитарного режима. Очень простыми и ясными были ее душевные чувства. Анна Ахматова писала для тех, кто способен сопереживать и чувствовать, и не поддавалась модной на тот момент тенденции писать для людей “высшего сорта” с особым складом ума.

Подробнее...