Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели – сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства РФ. “Историю одного города” определяют как сатирическую хронику. Действительно, истории из жизни города Глупова заставляют смеяться и нас, в данный момент, более чем через век после смерти писателя.

Однако тот самый смех – это смех над самими собой, так как “История одного города” – это, в сущности, сатирическая история русского общества и государства, изложенная в форме комического описания. В “Истории одного города” ослепительно выражены жанровые черты политического памфлета. Это видно уже в “Описи градоначальников”, особенно в описании причин их смерти. Так, один был заеден клопами, другой растерзан собаками, третий умер от обжорства, четвертый – от порчи головного инструмента, пятый – от натуги, силясь постичь начальственный указ, шестой – от стараний в преумножении народонаселения Глупова. В этом ряду стоит и градоначальник Прыщ, фаршированную голову которого откусил предводитель дворянства.

Приемы политического памфлета усилены такими средствами художественного изображения, как фантастика и гротеск.
Чуть ли не главной особенностью этого произведения, безусловно зас-луживающей внимания, является галерея образов градоначальников, не заботящихся о судьбе отданного им во политическая элита города, думающих лишь о собственном благе и выгоде, либо вообще ни о чем не думающих, так как некоторые просто не способны к мыслительному процессу. Показывая образы градоначальников Глупова, Салтыков-Щедрин часто описывает настоящих правителей РФ, со всеми их недостатками. В глуповских градоначальниках можно без труда узнать и А. Меншикова, и Петра I, и Александра I, и Петра III, и Аракчеева, неприглядную сущность которого показал писатель в образе Угрюм-Бурчеева, правившего в самое трагическое пора существования Глупова.

Но сатира Щедрина своеобразна тем, что она не щадит не только правящие круги, вплоть до императоров, но и обычного, заурядного, серого человека, подчиняющегося правителям-самодурам. В этой своей серости и невежестве простой гражданин Глупова готов слепо повиноваться любым, самым нелепым и абсурдным приказам, безоглядно веря в царя-батюшку. И нигде Салтыков-Щедрин так не осуждает начальниколюбие, чинопочитание, как в “Истории одного города”. В одной из первых глав произведения глуповцы, еще именовавшиеся головотяпами, сбиваются с ног в поисках рабских оков, в поисках князя, который будет ими управлять. Причем ищут они не любого, а самого что ни на есть глупого. Но более того самый идиотский князь не может не подметить еще большую чепуха пришедшего поклониться ему народа. Таким народом он просто отказывается управлять, лишь благосклонно приняв дань и поставив вместо себя в градоначальники “вора-новатора”. Таким образом Салтыков-Щедрин показывает бездеятельность русских правителей, их нежелание сделать что-либо полезное для государства. Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачает приспешников государя, льстецов, разворовывающих страну и казну. С особой силой сатирический талант писателя проявился в главе, посвященной Брудастому-Органчику. Этот градоначальник день и ночь писал “все новые и новые понуждения”, по которым “хватали и ловили, еекли и пороли, описывали и продавали”. С глуповцами он объяснялся только при помощи двух реплик: “разорю!” и “не потерплю!”. Именно для этого и был необходим порожний сосуд вместо головы. Но апофеозом начальственного идиотизма является в “Истории одного города” Уг-рюм-Бурчеев. Это самая зловещая фигура во всей галерее глупозских градоначальников. Салтыков-Щедрин называет его и “угрюмым идиотом”, и “угрюмым прохвостом”, и “тугохвостом до мозга костей”. Он не признает ни школ, ни грамотности, а только науку чисел, преподаваемых на пальцах. Главная поставленная проблема всех его “трудов” – превратить город в казарму, принудить всех маршировать, беспрекословно осуществлять абсурдные приказы. По его замыслу более того женихи и невесты должны быть одного роста и телосложения. Налетевший смерч уносит Угрюм-Бурчеева. Такой конец идиота-градоначальника воспринимался современниками Салтыкова-Щедрина как очистительная сила, как символ народного гнева.

Эта галерея всевозможных прохвостов вызывает не просто гомерический хохот, но и тревогу за страну, в которой безголовый манекен может управлять огромной страной.

Конечно, литературное произведение не может решить политических вопросов, поставленных в нем. Но то, что эти вопросы заданы, означает, что кто-то над ними задумался, попытался что-то исправить. Беспощад-ная сатира Салтыкова-едрина похожа на горькое лекарство, необходимое для излечения. Цель писателя – принудить читателя призадуматься о – льном неблагополучии, о неправильном государственном устройстве РФ. Остается надеяться, что произведения Салтыкова-Щедрина достигли цели, помогли хотя бы частично осознать ошибки, хотя бы некоторые из них больше не повторять.

 

Сочинение Тема Великой Отечественной войны

В мире нет ни одного человека, который бы не знал о Победе советского народа в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков. Но мало кто задумывается о том, какой ценой досталась эта Победа.

Война. Этот термин сам по себе вселяет в сердце любого человека ужас и смятение. Ни одна война не обошлась без жертв и разрушений. Она всегда несла горе и страдания, обрекала детей на сиротство, превращала молодых женщин во вдов, пожилые родители теряли своих детей. Но наиболее масштабной и разрушительной была именно Великая Отечественная.

Подробнее...

Телевидение в современной жизни

Телевидение играет очень важную роль в нашей жизнь. Этот постоянный источник развлечения и информации, окно, через которое в наши дома может войти весь мир. Некоторые люди считают лучшим времяпровождением своего свободного времени за просмотром развлекательных телепередач, тогда как другие считают, что лучше смотреть политические и образовательные программы. Мы можем посмотреть много действительно интересных программ: информационных, музыкальных, спортивных, для детей и для взрослых.

Подробнее...

Первый раз в театре

Каждый из нас был в театре: кукольном, драматическом или оперном. Сначала – в кукольном, потому что в детстве все куклы – твои друзья, их воспринимаешь как настоящих. Сказка кажется жизнью, звери умеют разговаривать, а волшебные предметы существуют на самом деле. Потом – в драматическом, где в детских спектаклях играли уже люди, а не куклы. Но жизнь на сцене тоже завораживала, и правда всегда побеждала ложь. В оперном театре главное – музыка. Герои выражают свои чувства и мысли пением, их жизнь не представляется без музыки, ее волшебных звуков.

Подробнее...

Сочинение “Зачем надо заниматься спортом?”

Если хочешь быть здоровым, сильным, стройным и красивым, занимайся спортом. Необходимо делать зарядку, полезно плавать, играть в теннис, волейбол, бадминтон, кататься на коньках. Это укрепляет мышцы и кости, закаляет, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, делает фигуру стройной, повышает иммунитет. Кроме того, занятия спортом делают человека внутренне сильным, целеустремленным, настойчивым, то есть формируют характер.

Особенно мне нравится катание на лыжах Это увлекательный и очень полезный для здоровья вид спорта. Отталкиваешься палками и быстро скользишь по белоснежному ковру, весело шуршащему под натиском лыж. Морозный воздух румянит щеки.

Подробнее...

Потребность в работе

Психологи, часто сталкиваются с тем, что люди, которые обращаются к ним за помощью в выборе профессии не представляют себе, чем бы хотели заниматься.

Бывает так, что при выборе профессии, люди ориентируются на внешние факторы:
– распространенность, т. е. возможность устроиться поближе к дому,
– высокий или стабильный заработок в будущем,
– возможные условия (например, работа в офисе),

Подробнее...

Сочинение на тему “Русский народ”

Интерес к творчеству Н. В. Гоголя не ослабевает и в наши дни. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что писатель сумел наиболее полно показать черты характера русского народа, величие и красоту Рос­сии.

Поэма “Мертвые души” начинается с изображения городской жизни. Пять глав произведения отведены на повествование о жизни чиновников, пять – на описание помещиков и одна – на биографию Чичико­ва. В результате этого повествования создается общая картина России с огромным числом действующих лиц разных положений и состояний.

Подробнее...