Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта “простая” истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его.

Все последующее действие романа – это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала “преступить нравственную черту”. Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он “сводит” Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом-спасителем.
Соня – нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка – “блудница” с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня – святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе (“. С ними-то что будет?”).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей “униженности”. Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности “покончить все разом” – о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”. Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку – сестре, матери, Разумихину – приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним “в каторгу”.
В теории Родиона “ничего она. не понимала”, но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в “право убивать”, возражает Раскольникову: “Убивать-то право имеете?”
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: “Что это вы над собой сделали?”; “Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете”.
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе”.
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни: “. он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь. ” Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: “она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута. ”
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к “правильной”, “естественной жизни”, наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: “Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь”.
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

“Для чего нужны словари” сочинение

В каждой школе начиная с третьего класса, хотя бы два раза в семестр ученики должны писать сочинения. На какую тему – это уже по программе. Но каждый раз, когда ученики пишут сочинение – перед ними кладут кучку словарей. Многие задаются вопросом: зачем нужны словари при написании сочинения!

Ну те, кто пишет сочинения на отлично и без специализированных книжечек-шпаргалок, те сразу могут ответить на этот вопрос: для того чтобы не ошибиться в сложном слове!

Подробнее...

Сочинение “Жестокое отношение к животным”

Со страниц этой притчи так и веет человечностью и добротой. Действительно, человек, наделенный разумом, просто не имеет право равнодушно относиться к судьбе братьев наших меньших. И если ты не в силах взять бездомного котенка домой, то хотя бы накорми его.

Главными героями становятся Акбара и Ташчайнар – волки, которые погибают от деятельности людей. Смерть этих волков и их волчат – это олицетворение гибели всей природы. Поэтому людей, по мнению Айтматова, непременно ждет наказание – плаха.

Подробнее...

Сочинение “Летний пейзаж”

Пейзаж – это жанр живописи, главным предметом изображения в котором является природа. Виды пейзажа зависят от того, что изображено на полотне. Выделяют сельский, городской, морской пейзажи. Художники – пейзажисты стремятся передать всю красоту, полноту и безграничность природы, окружающей человека. Особое развитие этот жанр приобретает в девятнадцатом веке, когда появляются тюбики с краской. Живописцы перестают быть привязанными к мастерской и отправляются на пленер – рисование картин с натуры.

Подробнее...

“Летний дождь” сочинение

Теплый и радостный, несущий обновление всей природе, летний дождь – долгожданное и невероятно приятное явление для измученных зноем лесов и полей, пыльных улиц и домов. Шумный летний дождь внезапен и коварен, но его мнимая суровость мгновенно тает, отдавая живительную влагу всем, кто жаждет ее целебной силы.

Прелесть летнего дождя непререкаема, его отчетливый и неумолчный шум словно говорит о том, как исстрадалась земля, и напоить ее – первейшая задача природы.

Подробнее...

Каким будет будущее сочинение

Как сообщают каждый день телевизионные новости и Интернет, я живу в стране, где нет стабильности. То революции проходят, то нас войнами пугают. Поскольку будущее каждого человека связано с судьбой ее Родины, я задумался над следующим вопросом. Каким будет мое собственное будущее?

Я пришел к выводу, что мое будущее в большей степени зависит все от меня самого. В моей семье все достаточно стабильно. Разве что у моей мамы неполную рабочую неделю, небольшая плата, потому что ее предприятие едва выживает в кризисах. Однако мы с папой довольны тем, что она больше времени проводит дома. Бог с той зарплатой, как говорит папа.

Подробнее...

Литература романтизма от романтизма до реализма

XIX век называют “золотым веком” русской литературы. Озаренная гением Пушкина, Лермонтова, Гоголя, блеском таланта Жуковского, Крылова, Грибоедова, Кольцова, русская литература сделала в первой половине столетия поистине гигантский шаг вперед. Это прежде всего объясняется необычайно быстрым развитием русского общества.

Волна революций, которая прокатилась по Европе в начале XIX в., нарастающее возмущение крестьянских масс и особенно могучий патриотический подъем в России, вызванный войной 1812 г., – все это говорило о непрочности самовластия во всем мире, о необходимости перемен в крепостнической Российской империи.

Подробнее...