Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта “простая” истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его.

Все последующее действие романа – это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала “преступить нравственную черту”. Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он “сводит” Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом-спасителем.
Соня – нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка – “блудница” с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня – святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе (“. С ними-то что будет?”).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей “униженности”. Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности “покончить все разом” – о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”. Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку – сестре, матери, Разумихину – приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним “в каторгу”.
В теории Родиона “ничего она. не понимала”, но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в “право убивать”, возражает Раскольникову: “Убивать-то право имеете?”
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: “Что это вы над собой сделали?”; “Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете”.
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе”.
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни: “. он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь. ” Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: “она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута. ”
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к “правильной”, “естественной жизни”, наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: “Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь”.
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Нравственная проблематика

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.

Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.

Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.

Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.

Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения. забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.

Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята – архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.

Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный. бивачного типа. словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли. “. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.

Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “. нет ничего проще, как заблудиться в себе”.

Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.

Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.

В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом.

Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.

Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?

И разве молчишь ты?”.

Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.

 

Матушка Россия

Мы живем в России. Много городов и деревень есть в нашей стране. В них есть дома и домики, в которых живут люди. Они живут семьями или одни, работают и отдыхают, ссорятся и любят друг друга. Все это – русский народ.

И если мы хотим быть настоящими гражданами своей Родины, мы должны понимать и уважать друг друга, помогать в затруднительных ситуациях, радоваться в счастливые минуты и стараться жить одной семьей ради счастья и согласия во всей нашей большой стране. Так как она – наша щедрая мать, а мы ее дети.

Подробнее...

Письмо солдату

Здравствуй, дорогой солдат!

Служба твоя нелегка, но очень важна для всей страны. Ведь от того, как проходят твои военные будни, зависят спокойствие и мир над головами всех граждан, всех россиян! Мы знаем, что тебе тяжело. Ты рискуешь своей жизнью, находясь в “горячих точках”, но помни, риск – благородное дело. И значит ты, солдат, – благородный человек, этим можешь гордиться ты сам, и могут гордиться твои родные. Ты не должен забывать, что за тобой, сильным защитником, тысячи человеческих жизней.

Подробнее...

“Почему я люблю театр” сочинение

Есть такие места, которые представляют собой настоящие очаги культуры. Одним из наиболее важных таких мест, безусловно, является театр, с этим наверняка согласятся многие люди. Люди любили театр всегда, потому что именно там можно посмотреть интересные постановки, увлечься игрой актеров и, конечно же, узнать много нового и чрезвычайно полезного. Впрочем, стоит отметить, что популярность театра никогда не была одинаковой. В разное время, исторические отрезки, он становился более или менее популярным, переживая, таким образом, определенные периоды расцвета и упадка. И сейчас этот период вряд ли можно назвать периодом расцвета.

Подробнее...

Сочинение После школы

Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы.

Моя жизнь, ученика седьмого класса, ни на минуту не дает мне расслабиться. Утро начинается вполне обычно: неохотный подъем, завтрак, долгая поездка на автобусе, переполненном студентами и взрослыми, спешащими на работу, и дорога до школы.

Подробнее...

Сочинение на тему Кладовая солнца

Главными героями сказки-были являются Настя и Митраша. Это сестра и брат, оставшиеся без родителей. Соседи придумали им ласковые прозвища – “золотая курочка” и “мужичок в мешочке”. На долю детей выпало тяжелое испытание – содержать хозяйство, оставшееся после смерти родителей. Настя и Митраша жили в мире и согласии, поэтому и дела у них спорились – дом в чистоте, скотина досмотрена. Я считаю, что тема дружбы является главной в этом произведении, ведь только вместе главные герои преодолели все трудности.

Подробнее...